Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоанализ. Нужен ли он?




Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Л.Н.Толстой сказал, что у каждого человека “...постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...” Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно, главное начать. Ведь только сам человек может обнаружить у себя недостатки, которые, при их трезвом анализе, только прибавят ему сил в жизненной борьбе. Недаром говорят, что недоверие к себе — причина большинства наших неудач. С самоанализа начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование. Казалось бы на первый взгляд, личность это нечто “во мне”, “для меня”, на самом деле личность это “во мне” для других. Ведь о качествах личности — самого себя, окружающих его людей, мы узнаем в общении. Каков он — человек? Каковы его качества: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность, злость и все другие. В русском языке более 15000 слов характеризуют качества, присущие человеку и проявляемые им в общении. Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает знания, глядя на которых приобретает жизненные умения и навыки, совершает действия и поступки, на которых ориентируется в жизненной борьбе.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других, выраженных вербально — словом или невербально: жестом, мимикой, улыбкой, взглядом и т.д. Психологами (А.В.Петровский и его ученики) установлено, что личность в процессе общения постоянно проверяет себя неким эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольно собой или недовольной. Этот эталон и будет своеобразным идеалом.

Для оценки личности важна так называемая ожидаемая оценка — что о тебе думают окружающие. Как поставить, например, под контроль формирование своего речевого поведения? Во-первых, уместно вспомнить, что характер любого поведения состоит из способности действовать согласно принципам: “Призвать самого себя на собственный, суровый, беспристрастный суд. Следовать ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет”.

Сделать такое может человек мужественный. Значит надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить. Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах. В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования нужно следить за тем, как удается сохранить гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, поступками, повседневными действиями и речью, выражающей их.

Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что подавить. Попробуйте детально “моделировать” свое речевое поведение в различных ситуациях общения. Постарайтесь найти наиболее верные решения, выбрав благородную линию поведения. А.П.Чехов в письме О.Л.Книппер-Чеховой писал: “Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Это действительно так. А.П.Чехов был, по воспоминаниям современников, деликатнейшим в речевом общении человеком.

Каждый человек — это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта всемирная история живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык, речь:

Народ — зодчий речи.

Речь — зодчий народа.

Во времени вечном

Речь — наша хранительница.

 

Задание 20. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.

Воспитание чувств

...Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.

Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.

Коммуникация — форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами — членами общества в процессе коллективной деятельности.

Коммуникативный (речевой) акт — конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.

Высказывание — единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание — законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание — единица равновеликая предложению.

Адресант — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.

Адресат — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.

 

Задание 21. Прочитайте тексты-тезисы, подготовьтесь к устному ответу, включите в текст ответа дополнительную информацию из информативных справок.

1. Речевая деятельность наряду с другими (трудовой, игровой) — вид человеческой деятельности.

2. Речевая деятельность связана с производством речи — говорением, слушанием (аудированием), чтением, письмом.

3. Речевая деятельность ориентирована, она планируется, реализуется, контролируется.

4. Речевая деятельность реализуется в речевых актах, т.е. целенаправленных речевых действиях, совершаемых человеком в соответствии с правилами речевого поведения.

5. В речевом акте участвует говорящий (адресант) и слушающий (адресат). Чтобы речевой акт произошел, совершился, необходимо, чтобы его участники обладали общими речевыми навыками — владели одним и тем же языком общения, например, русским языком; адекватными знаниями и представлениями об окружающем мире, чтобы адресант мог построить высказывание-текст по законам языка, воздействуя этим высказыванием на адресата, сообщая ему информацию, побуждая, требуя, спрашивая.

6. Основной чертой речевого акта является целенаправленность, намеренность и договоренность, т.е. конвенциальность.

7. Речевые акты разнообразны — это информативные акты, акты-побуждения, требования информации, выражения эмоций, утверждения мнений, истинности, ложности информации.

8. Речь первоначально есть конкретное говорение — слушание, а затем чтение — письмо. Речь — конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в устную форму. Письменная форма речи фиксирует речевые акты пишущего — читающего. Речь фиксируется памятью или письменно.

9. Речь есть воплощение языка, его реализация. Если язык есть орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Т.е. речь — это речевое общение. При помощи речи происходит общение между людьми.

10. Речь используется в разных социальных сферах и средах жизни современного общества и выполняет разные функции.

11. В речевом общении могут быть выделены разные цели и задачи: информативные задачи, задачи воздействия речью на адресата; экспрессивные (выражение эмоций в речи), межличностные (регулятивные, регулирующие отношения между говорящим и слушающим), апелляционные (регулирующие эстетическое восприятие мира).

12. В речевом общении речь социально активна, с ее помощью передается информация, происходит воздействие на собеседника, выражаются эмоции, оценки, регулируются отношения друг с другом.

13. Речь имеет своего автора, передающего в ней свои мысли, чувства, для выражения которых он подбирает слова, словосочетания, фразеологические обороты, простые и сложные синтаксические построения (конструкции) — предложения.

14. Говорящий, пишущий, как адресант речи, может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения: официальному, фамильярному (дружескому), почтительному, пренебрежительному и т.д.

15. Адресант может использовать речь для решения целей общения с разным речевым заданием, поэтому речевое поведение составляет существенную характеристику личности — его языковую личность.

Речевое поведение отражено в речевом акте, оно определяется как умение вести себя в соответствии с установленными правилами, оно реализуется в совокупности речевых поступков и действий.

16. Речевое поведение отражено в манере строить речевое общение в соответствии с принятой целью общения: сообщения информации, мнения, приказа, просьбы, совета, обещания, приветствия, жалобы; адекватно передавать информацию, сообщать только истинную информацию, в умении организовывать высказывание-текст в речи ясной, недвусмысленной, последовательной.

17. Речевая этика, речевой этикет общения русских людей проявляется в следовании устойчивым правилам речевого поведения, устойчивым речевым формулам общения, позволяющим установить контакт между говорящими, пишущими, слушающими, читающими.

18. Речевой этикет представлен выбором речевых формул обращения, он связан с национальной спецификой речевого поведения, обычаев, ритуалов. Русскому речевому этикету характерны доброжелательность, вежливость обращения, формы приветствия, благодарности, отказа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.