Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соблюдение речевой этики, речевого этикета — нормы, обязательные для всех членов языкового коллектива данного общества. 2 страница




4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое — это одно из главных качеств текста. Цельность текста важна прежде всего в том отношении, что языковые единицы преобразуются в нем, связываются “в одно и качественно новое целое”.

5. Упорядоченность, или структурность (лат. struktura – расположение, порядок; взаиморасположение и связь составных частей чего-либо). Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.

Связность и цельность могут быть включены в более широкое понятие упорядоченности, структурности текста. Т.е. признаками текста являются выраженность, отграниченность и упорядоченность, или структурность.

К этим признакам надо прибавить еще один, едва ли не самый главный. “Ведь в конце концов текст, – как правильно писал В.В.Одинцов, – создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания”. Текст обязательно заключает в себе определенное содержание, или, как сейчас часто говорят, информацию (от лат. informatio – представление, понятие о чем-либо). Итак, кроме названных выше признаков, тексту свойственна информативность.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Связь содержания и формы в тексте ни в коем случае нельзя представлять как связь механическую. Связь этих двух сторон текста неразрывна. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. Невозможно изменить содержание текста, не изменив его словесную форму, и невозможно изменить словесную форму текста, не изменив его содержания. Поэтому существует понятие двуединства текста – единства словесного выражения и выражаемого содержания.

Содержание – важнейшая категория текста. Собственно, как уже было отмечено, текст и создается для того, чтобы выразить какое-либо содержание, сообщить какую-либо информацию.

Содержание соотносится с темой и идеей.

Тема (греч. thema – букв.: то, что положено в основу) – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблема и т.п., которые лежат в основе содержания текста. Тема – это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т.п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой (“Преступление и наказание”, “Отцы и дети”), или представлять собой метафорический образ, подводящий к теме (“Обрыв”, “Дым”), или не заключать в себе указания на тему (“Евгений Онегин”, “Обломов”, “Анна Каренина). А многие лирические стихотворения вообще не имеют названий. Очень важно иметь в виду, что художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

Тема существенным образом влияет на содержание, но не охватывает его целиком. Содержание всегда шире, многообразнее темы и всегда отражает отношение автора к теме. Для раскрытия темы автор всегда выбирает какой-то определенный материал действительности. А этот материал действительности требует определенных языковых средств для своего выражения. Но то или иное явление действительности может быть выражено не каким-то одним, а различными языковыми средствами. Значит, и здесь у автора есть выбор; что-то он использует, а что-то отвергает.

Перечисленные признаки свойственны любому тексту, проявляются всегда.

 

Береза Береза Береза
1. Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) 2. Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют Береза бородавчатая и Береза пушистая. (Большой энциклопедический словарь.) Самое милое русское слово – береза. О ней говорится в сказках, поется в песнях, а при слове “роди-на” всегда вспоминается березка. С давних времен береза вошла в жизнь русского народа. Для топорища всегда выбирали березовое, лучше узловатое полено. Из березовых коры, бересты, гнали знаменитый березовый деготь; делали посуду, в том числе замечательные туески, нередко любовно украшенные. В Новгороде береста служила “бумагой”, на ней выдавливались и официальные документы, и частные письма. Богатую смолой бересту подкладывали под бревна и балки, которые клали на камне или в сырые места. Тонкие березовые ветки шли на метлы и веники. Веники употребляли не только для подметания полов и обмахивания стен, но и для бани. В жарко натопленной бане до умопомрачения хлестали себя березовыми вениками. Пожалуй, ни одно дерево русский человек не любит так, как березу, и береза после суровой зимы торопится принести людям радость: не распустив еще листья, она зацветает. А как хорош березовый лес, когда он пробуждается после зимы. На голубой эмали неба так красив весенний наряд березы. А молодые березы с белыми стволами похожи на девушек в белых платьях, с зелеными косами, вступивших в раннюю и благоуханную пору своей жизни. Но не только своей красотой радует человека березовый лес, он одаривает нас лучшими грибами – подберезовиками, груздьями, крепкими, словно литые, белыми, а там, где березы смешиваются с осинами, растут оранжевые и лиловые подосиновики. Трудно сказать, когда красивее березовый лес: весной, летом, осенью или зимой. В каждом времени года береза дарит человеку свою красоту. Сморишь на это половодье красок и думаешь: если бы не было березы, как потускнели бы картины художников-пейзажистов! Сколько красок и яркости принесла береза на полотна Левитана, Поленова, Куинджи, Нестерова и многих, многих других! (А.Перегудов) I.. Береза Средь избранных дерев береза Не поэтически глядит; Но в ней — душе родная проза Живым наречьем говорит.   Милей всех песней сладкозвучных От ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, Где сердцу много что прочесть.   Почтовый фактор на чужбине Нам всем приятель дорогой; В лесу он просек, ключ в пустыне, Нам проводник в стране чужой.   Из нас кто мог бы хладнокровно Завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза, словно От милой матери письмо. (П.Вяземский)    

Задание 25. Прочитайте. Сравните тексты «Берёза», определите признаки текста.

 

Задание 26. Проанализируйте тексты, по-разному раскрывающие одну и ту же тему. Запишите.

Осень

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А.С.Пушкин)

Осень

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

(А.А.Фет)

Задание 27. Прочитайте анализ текстов, проведенный А.И.Горшковым. Сравните с вашим анализом.

Содержание приведенных текстов настолько различно, что трудно было бы говорить об их общей теме, если бы она не была обозначена в заглавиях – “Осень”.

Пушкинская строфа – описание осени с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями: роща, последние листы, нагие ветви, осенний хлад, промерзающая дорога, еще журчащий ручей, но уже застывший пруд (выразительнейшее сопоставление, точно определяющее состояние природы), поспешающий на охоту сосед, отъезжие поля, озими, лай собак, уснувшие дубравы.

Стихотворение Фета – непосредственное выражение чувства. Поэтому признаки реальной осени немногочисленны, имеют метафорические значения (сумрачные дни беззвучной осени и хладной, золотолиственных уборов, горящих, замирающей) выступают только как условный фон лирического переживания.

Хотя приведенные примеры очень кратки, они все же дают достаточно ясное представление о том, что содержание текста – это раскрытие его темы, отражающее, через выбор определенного материала действительности и языкового материала, отношение автора к теме. В отношении автора к теме выявляется идея (греч. idea – понятие, представление) произведения, которую очень условно толкуют как главную мысль, основной вывод, “жизненный урок” и т.п., заключенные в произведении.

Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать такое определение. Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей <...>, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров и функциональных стилей.

 

Задание 28. Повторно прочитайте текст задания 23, выпишите все определения текста, которые вам встретились. Сравните их с приведенными ниже. Выберите одно из определений как рабочее, из него вы будете исходить при анализе текстов, запишите его. Аргументируйте Ваш выбор, таким образом Вы поддерживаете позиции одного из исследователей текста. Вы стали последователями этой точки зрения. Имейте в виду, научные точки зрения могут сосуществовать, быть противоположными, в споре нужно уметь защищать свое мнение, дополнять, уточнять, конкретизировать свои представления.

1. “Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому” (Л.Лосева).

2. “Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из названия (заголовка) и ряда единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку” (И.Гальперин).

3. “Текст представляет собой структуру, замкнутое организованное целое, в рамках которого знаки образуют систему отношений, определяющих стилистические эффекты этих знаков” (П.Гиро).

4. “Любая последовательность предложений, организованная во времени и пространстве таким образом, что предполагает целое, будет считаться текстом” (В.Кох).

5. “Текст как целостная коммуникативная единица – это некоторая система коммуникативных элементов, функционально (т.е. для данной конкретной цели (целей), объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру общей концепцией или замыслом автора” (Т.Дридзе).

6. “Текст – это система речевых знаков и знаковых последовательностей, воплощающая сопряженную модель коммуникативных деятельностей адресата и отправителя сообщения” (Е.Сидоров).

Тема VI.
Культура речевого общения.
Нормы русского литературного языка

Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописными (орфографическими, пунктуационными) и стилистическими. Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке, пользоваться в соответствии с этими требованиями всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием, переводом.

 

Задание 29. Внимательно прочитайте сокращенный вариант текста Л.Крысина “Норма в языке”. Прокомментируйте выделенные в тексте цифрами в скобках положения автора. Запишите Ваш комментарий. Аргументируйте своими языковыми наблюдениями высказывания А.М.Пешковского, приведенные в виде цитаты в тексте.

(1) Языковая норма – это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма – это совокупность правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху). Норма неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют нормированным.

(2) Норма стоит на страже целостности литературного языка. Она определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как “законные” (например, “документ”, “шофёры”, “печёт”) и отвергает другие как противоречащие языковому обычаю, традиции (запрещает, например, говорить “документ”, “шофера”, “пекёт”).

Языковые нормы не придумываются кем-то (скажем, лингвистами), а объективно складываются в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остается стабильной на протяжении многих десятилетий.

Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать. Струя литературной речи смешалась бы с потоками диалектной речи, социальных арго, просторечия. А это значит, что утратилась бы основная функция литературного языка – культурная.

Представьте себе: газеты начинают печатать не на одном русском языке, а на разных диалектах: в Вологде – с особенностями северного говора, в Краснодаре – на кубанском диалекте. Эфир – радио и телевидение – тоже наполнен разнодиалектной, арготической, хаотически неупорядоченной речью.

Это, конечно, фантастическая картина. Но она ярко показывает роль литературного языка в культурной жизни общества, значение нормы в литературном языке.

Но не только в охранении целостности литературного языка, не только в тщательном отборе новых языковых средств заключены функции нормы. Это, так сказать, внешняя ее задача. А кроме того, есть не менее важные внутренние.

(3) Лингвисты часто подчеркивают, что литературный язык – организованная система: все средства в нем разграничены в соответствии с потребностями общения. Норма не делит средства языка жестко на хорошие и плохие, не предписывает: первые надлежит употреблять всегда, а вторые не употреблять никогда. Правильное и уместное в одних условиях речи (например, в бытовом диалоге) может выглядеть нелепым в других (например, в научной статье). Зависимость литературной нормы от условий, в которых осуществляется речь, называют коммуникативной целесообразностью нормы.

(4) Владея нормой, т.е. умея правильно выбирать и употреблять средства языка в зависимости от целей и условий речи, носитель литературного языка может позволить себе сознательные отступления от принятой нормы, языковую игру. Этим человек обращает внимание на предмет речи или передает свое эмоциональное состояние, свою социальную позицию и т.д. Если отступление от нормы оправдано какой-либо из подобных целей, то перед нами не ошибка, а речевой прием, свидетельствующий о свободе, с которой человек обращается с языком, о его языковом вкусе. (Ошибка же возникает в случае неосознанного, автоматического употребления неправильной формы или нелитературного слова.)

Нормы не окова языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык, тонко разграничивают его средства в зависимости от целей общения. Норма консервативна, но этот консерватизм способствует устойчивости литературного языка, благодаря чему облегчается передача культурных ценностей от поколения к поколению. “Если бы литературное наречие, – писал А.М.Пешковский, – изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествующего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, вероятно, не было бы и Чехова. (...) Консерватизм литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы”.

(5) Еще одной особенностью литературного языка является то, что литературная норма сознательно культивируется: ее пропагандируют в книгах, по радио и телевидению, ей обучают в школе, всякое культурное общение людей происходит в строгом соответствии с нормами литературного языка.

(6) Так мы приходим к выводу, что норма литературного языка – это не только объективно существующая традиция использования языковых средств, но и результат сознательного сохранения этой традиции (Л.Крысин).

 

Задание 30. Внимательно прочитайте словарную статью:

Слово, а, мн. слова и (устар.) словеса.

1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение отдельного предмета мысли. Русские и иностранные слова. Я никому не мог сказать священных слов “отец” и “мать”. Лерм. Мцыри, 4. Трудно определить происхождение слова “шарманщик”. Григ. Петерб. шарманщики. 2. [Анфиса] выправляла написанный Васей протокол, попутно учила его правильно писать слова, фразы. Ляшко, Сладкая каторга, II, 14. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и природным явлениям, с ними связанным. Паустов. Золот. роза. à Не находить слов для чего-либо, слов не хватает для чего-либо. Трудно подобрать подходящие выражения для передачи чего-либо. Он говорил с жаром и с жестами, но видно, что он не находил слов. Л. Толст. Казаки, 1. Он несколько раз пробовал записывать рассказы отца, но у него не хватало слов для них. М.Горький. Жизнь Матв. Кожемякина, 1. Рассказывать, излагать своими словами. Рассказывать, излагать и т.п. не буквально, сохраняя только смысл, а не форму выражения. Кто-то из наших преподавателей... потребовал, чтобы ему уроки рассказывали своими словами. Панаев. Литер. воспом. I, 1.

Мы решились на необычайно длинные выписки [из “Зимних заметок” Достоевского], потому что, как говорится, перо не поднялось на изложение своими словами этих страниц! Ермилов. Ф.М.Достоевский. // Заклинание, обладающее, по суеверным представлениям, магической силой. – Тогда наш старик..., зная всякое слово и от чего какое слово годится, и всякое зелье и снадобье, нашептывал под печью. Даль. Новинка – диковинка... – Есть травы, цветы есть: помогают (от болезней) точно... Ну, конечно, есть слова всякие. Тург. Касьян с Крас.Мечи. Легенда говорила, что Савка знает “такое слово”, которого не выдерживают никакие тюремные стены. Мам.-Сиб. Разбойники, II, 1.

~ Глотать слова. См. Глотать. Другими, иными словами, в знач. вводного словосочетания. Иначе говоря, выражаясь по-иному. Там, [в рассказах няни] есть и добрая волшебница.., которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его, ни с того ни с сего разным добром. Гонч. Обломов, 1, 9. Жалкие слова. См. Жалкий. Игра слов. См. Игра. Играть словами. См. Играть. Крепкое слово. См. Крепкий. Ловить (поймать) на слове (на словах) кого-либо. См. Ловить, поймать. Набор слов. См. Набор. Не говоря худого слова (дурного). См. Говорить. Не лезть за словом в карман. См. Карман. Не мочь, не уметь связать (склеить и т.п.) двух слов. Неумело, неясно выражать свои мысли. Купеческая дочка, доставшаяся князю, едва умела писать, не могла склеить двух слов. Дост. Униж. и оскорбл., I, 4. От слова до слова (читать, запоминать). Все без изъятия, с начала до конца, ничего не пропуская. И очи царя загорелися вдруг: – Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! А.К.Толстой. Вас.Шибанов. Широков и Катя прошли мимо. Зинка хотела кинуться за ними, подсмотреть, до слова запомнить их речи. Авдеев. Гвардии сержант, 7. Плетение словес (слов). См. Плетенье. Слов нет, как... Невозможно выразить словами, как... Слово в слово. Совершенно точно, дословно. Голос песен грузинских приятен. Мне привели одну из них слово в слово. Пушк. Путешествие в Арзрум... 2. Я занимаюсь с Асей. У нее такая память, что, прочитав страницу, она может повторить ее почти слово в слово. Володин. Тверд. характер. Слово за слово, слово за словом. Постепенно, мало-помалу. Слово за слово Катерина поведала ей свое горе. Григ. Переселенцы, III, 6. Слово за слово – Устиныч расспросил его, откуда и куда они идут, где покупали лошадей и почем покупали, и сам рассказывал о себе. Телеш. Самоходы, 2.

2. Только в ед. Язык, речь. Дмитриев принадлежал к числу примечательных действователей на поприще русской литературы. Он был сподвижником Карамзина в великом деле преобразования русского слова. Бел. Басни и апологи И.И.Дмитриева. Люди долго пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни. Ушин. Родное слово. Если слово и является таким могучим средством не только для выражения истины, но и для прикрытия лжи, не подстерегает ли нас... излишняя боязнь слова, недоверчивость к словесному выражению? Макарен. О комм. этике.

à Живое слово. Разговорная речь. Я жалел, что не играю в драме, потому что мне кажется, пение не может выразить так много, как живое слово. Шаляпин. Стр. из моей жизни. à Печатное слово. О произведении, опубликованном в печати. Русское печатное слово действительно шло к тому, чтобы сделаться верным и живым выражением русской жизни. Доброл. Литературные мелочи. 1. Собрались самые разнообразные служители печатного слова: литературоведы, педагоги, редакторы и издатели журналов, газет. Телеш. Зап. писат. à Художественное слово. О произведении художественной литературы. Художественное слово было для меня силой, волшебством, и я много читала, а среди моих любимых авторов далеко не последнее место занимал Чехонте. Авилова. А.П.Чехов в моей жизни, 1. ~ Дар слова см. Дар.

3. Высказывание, фраза. Намеднись приезжаю я в Москву, являюсь к своему старику и первое слово, которое от него слышу: “А мы, брат, с тобой в трубу вылетели”. Салт. Наш губерн. деят., 3. [Хаджи-Мурат] внимательно слушал то, что ему говорил переводчик, передавая слова смеющейся Марии Васильевны. Л.Толст. Хаджи-Мурат, 6. “Будет [Тиктор] хорошим, честным парнем – кто ему плохое слово скажет! Ведь мне лично решительно ничего не сделал”. В.Беляев. Стар. Крепость, 3. à Сказать, написать и т.п. два, три слова, пару слов и т.п.; объяснить, рассказать и т.п. в двух, трех, нескольких словах; не сказать, не произнести, не услышать ни слова, ни одного слова. О Разумникове мы должны сказать несколько слов, потому что он был одним из лучших педагогов бурсы. Помял. Оч. бурсы, 4. à Сказать, молвить и т.п. слово. В городе страшная скука, нет ни одной живой души, не с кем слова сказать. Чех. Моя жизнь, 6. à Перекинуться, переброситься и т.п. словом, словами. Разг. Поговорить, поболтать с кем-либо. Потом из барака вышел Харченко, перекинулся словами с кем-то невидимым в темноте и пошел между костров. Фадеев. Разгром, 12. Сказать, объявить и т.п. с первого слова, с первых слов. В самом начале разговора, беседы. С первого же слова [барин] начал мне рассказывать, что семейство свое он проводил в Москву, что у него жена, три дочери. Писем. С.П.Хазар. и М.Ступицына, 1. При свидании с сестрою он с первых же слов объявил ей, что он намерен ввести коренные преобразования. Тург. Дворян. гнездо, 10. à Замолвить, закинуть и т.п. слово. Разг. Походатайствовать, сказать в пользу кого-, чего-либо. [Захарьин:] Царь-государь! Дозволь тебе сегодня, Для радостного дня, замолвить слово за Ситукого! А.К.Толст. Смерть Иоанна Грозного, 1. [1-ый мужик:] А ты помни, как он слово закинул, что ты мяту сеять? Тоже понимать надо. [2-ой мужик:] Как же, мяту сей вишь. Л.Толст. Плоды просвещения, II, 16. // Только мн. Пустые разговоры, болтовня. Они только говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении общими интересами, а на поверку выходит, что все это – слова, слова. Доброл. Что такое обломовщина? ~ Без дальних слов. Не говоря, не рассуждая много, не теряя времени на разговоры. Бросать, кидать на ветер слова. См. Ветер. Бросаться словами. См. Бросаться. В двух (нескольких, кратких) словах. Коротко, сжато. В одно слово (сказать, произнести). Одновременно, вместе. [Городничий:] Ну что, как вы думаете об этом? [Почтмейстер:] А что думаю? Война с турками будет. [Асмос Федорович:] В одно слово! И сам то же думал. Гог. Ревизор. 1, 2. Взять свои слова обратно (назад). См. Взять. Живое слово. Речь, насыщенная свежими, интересными мыслями, волнующая, трогающая слушателя. Долго Павлов не имел себе сподвижников, электризующих своим живым словом до энтузиазма. Черныш. Библиография (Соврем. 1855, № 4). Переводчик всегда лишь осведомляет о том, что ему надо перевести. И от этого его осведомления не остается почти ничего. Живое, нужное, серьезное слово уплыло. Фурм. Мятеж. 2. Крылатые слова. См. Крылатый. На словах. Устно. [Болховитинов], кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. Л.Толст. Война и мир, т.IV, 11, 15. Он прислал командиру бригады связного, который на словах доложил: иссякают силы. Галин. Последн. встреча. б) Только в разговоре, а не на деле, в действительности. Любовь он презирал – на словах... а внутренне чувствовал сам, что трудно и хлопотно заставить полюбить себя. Тург. Бретер, 2. – Вы... решили ему позволить жениться на мне, не в самом деле, а только так, на словах, чтобы только его успокоить. Дост. Униж. и оскорбл. III, 3. По чьим-либо словам, (устар.), по чьему-либо слову, в знач. вводн. словосочетания, а) Как было рассказано, сообщено кем-либо. Тогда Тюфяев, у которого, по собственным словам, самолюбие не шло дальше места секретаря в уездном суде, иначе оценил себя и с железной волей решился сделать карьеру. Герцен. Былое и думы, 11, 14. По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке. Фадеев. Разгром, 3. б) По чьему-либо выражению, как говорит (или пишет, учит и т.п.) кто-либо. Сия, по слову древнего Олега, мать городов российских [Киев], несколько раз осаждаемая и теснимая, отворяла иногда Златые врата свои неприятелю, но никто не входил в них силою. Карамз. И.Г.Р. 11. 17. “Сын отечества” заступается за г. Лажечникова, который, по его словам, в своих романах чертит карикатуры великих людей русской земли! Бел. Журналистика. Право слово, в знач. вводн. словосочетания. Простореч. Употребляется для выражения уверения в чем-либо в значении: в самом деле, правда, честное слово. [Разлюлиев:] Митя, а Митя, а я гуляю, брат... право слово, гуляю. А.Остр. Бедн. не порок. 1, 6. – И что это я живу с такими дураками? Уйду, право слово, уйду. Скитал. Огарки, 1. С чужих слов. На основании чьих-либо рассказов, а не собственных наблюдений, знаний. С чьих-либо слов. а) Основываясь на чьем-либо устном сообщении. Простодушие было в нем чисто ребяческое, он был наивен и невинен до невероятности. Все это я говорю со слов Некрасова. Сам я не имел счастья видеть его. Черныш. Письмо А.С.Зеленому, 25 сент. 1856. В Ставищах адъютант разведал не больше, чем знала со слов проезжающих эта кудреватая румяная девушка в коротенькой шинельке. Леон. Взятие Великошумска. 4. б) Запоминая сказанное, услышанное без книги, записей и т.п. Рассказав ясно и толково урок, он тут же в классе заставлял повторять его со своих слов. Помял. Оч. бурсы. 4. Он научился читать, писать и наизусть со слов брата, выучивая все заданные уроки. Гл. Усп. Из дерев. дн. VIII, 2. Терять, тратить (лишние) слова (зря, попусту, напрасно и т.п.). Говорить зря, попусту, напрасно и т.п. Говорить зря, попусту, не достигая цели. Хаджи-Мурат поздоровался с вновь пришедшим и тотчас же, также не теряя лишних слов, коротко сказал: – Можешь свести моего мюрида к русским? Л.Толст. Хаджи-Мурат. 1, 4. Только ед. Разг. Высказанное мнение, решение.

Мое, говорит, братцы, слово будет такое, что никакого дела, будь оно самой святой Пасхи святее, не следует делать даром: хоть гривенник, а слупи. Салт. Губерн. очерки, 1. Слово панфиловское для него – закон: так любил, уважал Панфилова Ерискин еще за давнюю работу на красных фронтах. Фурм. Мятеж, 3. à Последнее, окончательное и т.п. слово. – Что ж, говори последнее слово: продашь лошадь-то али нет? Григор. Антон-Горемыка, 4. // Приказ, повеление. Лакей, по слову барскому, принес кувшинчик с водкою. Некр. Кому на Руси... I, 5. Воевода видел, что немцы-командиры уводили на Казанскую дорогу недобитых рейтар. По слову воеводы, его уцелевшая сотня двинулась туда же. Чапыг. Разин Степан, 3.

5. Только ед. Обязательство выполнить что-либо; обещание, уверение. – Мне следовало бы взять с вас подписку о невыезде отсюда, – это ненадолго! Но я удовлетворюсь вашим словом – не уедете? М.Горький. Жизнь Кл. Самгина, 2. à Дать кому-либо слово, взять с кого-либо слово, сдержать слово и т.п. Я умолил доктора остаться с Наташей еще на два или три часа и взял с него слово не уходить от нее ни на минуту. Дост. Униж. и оскорбл. IV, 6. И Вера всякий раз уезжала из гостей с досадой и давала себе слово сидеть дома. Чех. В родн. углу. 2. ~ Быть господином (хозяином) своего слова (своих слов). Исполнять данное обещание. Верить (поверить) на слово. Вполне полагаться на устные заявления, обещания, не подкрепленные фактами, доказательствами. Граф был... очень умен и образован, хотя из его разговоров и поступков этого и не видно; но мы верим на слово автору. Бел. “Постоял. двор” Горянова. Поверив фантазеру Максиму на слово, что в дальнем углу училищного сада ночами кто-то ходит, Авилкин решил проверить себя, свою храбрость. Изюмск. Алые погоны. II, 23. Дать слово. Согласиться на брак. В доме объявили всем, что Ардальону Семеновичу дано слово, что Наташа уже невеста и что завтра будет обручение. С.Акс. Наташа. Мановский сделал предложение, не будучи еще сам уверен в успехе своих исканий, но сверх ожидания отец согласился, а вскоре затем и невеста дала слово. Писем. Боярщина, 1, 4. Держаться, висеть на честном слове. См. Честный. Честное слово. См. Честный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.