Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи формирования особых экономических зон




Классификация особых экономических зон

На сегодняшний день можно выделить несколько классификаций особых экономических зон. Одной из самых распространенных систем является классификации в соответствии с хозяйственной специализацией.

В данной классификации можно выделит пять типов особых экономических зон. Это торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные.[21]

В книге «Свободные экономические зоны» Р.И. Зименков тоже дает классификацию особых экономических зон, которая несколько отличается от вышеупомянутого источника.

Во-первых, Р.И. Зименков дает типы классификации особых экономических зон: по степени интегрированности в национальную экономику, по способу организации, по характеру собственности и по функциональному назначению.[6]

Во-вторых, по уровню интегрированности можно выделить два вида особых зон: анклавные и интегрированные в национальную экономику. Анклавные особые экономические зоны, которые создаются на территории страны ориентированы на экспорт, произведенной на них продукции с целью получения выручки. В отличие от анклавных зон, особые экономические зоны, интегрированные в национальную экономику, имеют тесные экономические и социальные связи со страной. Интегрированные зоны характерны для государств с развитой рыночной экономикой.

Р.И. Зименков предлогает еще одну классификацию особых экономических зон. В зависимости от способа организации можно выделить территориальные особые экономические зоны (зоны с отделенной территорией, где существует льготный налоговый режим не зависимо от вида деятельности резидентов) и функциональные (льготный режим распространяется на определенный вид деятельности – например оффшоры).

Третья классификация – по характеру собственности. В данной классификации особые экономические зоны делятся на частные, государственные и смешанные.

Ну и наконец, классификация по характеру деятельности (или по функциональному назначению). Если говорить о классификации типов особых экономических зон по функциональному назначению, представленной в книге Р.И. Зименкова «Свободные экономические зоны», то нужно отметить, что особые экономические зоны делятся на торговые зоны, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные особые экономические зоны.[6]

Не смотря на то, что в этой работе будут рассмотрены только первые три типа особых экономических зон, необходимо дать подробное описание каждому типу.

Причиной того, что акцент будет сделан только на торговых, промышленно-производственных и технико-внедренческих зонах, является то, что именно эти три вида ОЭЗ наиболее распространены в системе мировой экономики на сегодняшний день.

Итак, торговые зоны. Это один из самых первых и простейших типов особых экономических зон.

С учетом их дальнейшего развития С.В. Приходько и Н.П. Воловик подразделяют их на свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты (или ЗСТ – зоны свободной торговли), и торгово-производственные зоны.

На микроуровне зоны свободной торговли можно рассматривать как одну из наиболее распространенных форм особых экономических зон. На макроуровне нужно уже обращать внимание на мировую практику создания крупных межстрановых зон свободной торговли как инструментов международной интеграции.

Главной чертой прогресса этого типа особых экономических зон является то, что сегодня помимо самой торговли, на территории зоны свободной торговли можно осуществлять промышленную обработку и доработку товаров. Однако, нужно отметить, что зоны свободной торговли обеспечивают сниженные ставки налогов, а не исключают их полностью.

Зоны свободной торговли являются первым этапом международной экономической интеграции.

Этот тип особых экономических зон имеет огромное количество преимуществ. Помимо сниженных налоговых и таможенных ставок можно отметить и стабилизацию торговой политики государств, на территории которых находятся зоны свободной торговли по отношению к третьим странам, и процесс наращивания торгового оборота.

Однако, как и многие другие явления в мировой экономики, зоны свободной торговли не лишены своих проблем и недостатков.

Во-первых, очевидным недостатком является то, что при сниженных таможенных и налоговых ставок, снижается объем поступлений в бюджет государства.

Также можно отметить то, что при режиме зоны свободной торговли и открытых границах для импорта товаров и услуг усиливается конкуренция на внутреннем рынке и ухудшается положение отечественных производителей.

Еще одной серьезной проблемой является то, что процесс осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках зон свободной торговли довольно сложен и длителен. Причиной тому являются и географическое положение государства, и его экономический потенциал, а также геополитическое положение. Помимо экономического и таможенного режима при создании зоны свободной торговли необходима четкая и хорошо проработанная законодательная база.

Второй тип особых экономических зон, выделенный в работе С.В. Приходько и Н.П. Воловик – это промышленно-производственные зоны.

Если сравнивать классификацию Р.И. Зименкова и авторов, приведенных выше, то в целом, она имеет сходства. В обеих работах выделены импортозамещающие, экспортно-производственные особые экономические зоны. Авторы также включают в это поколение особых экономических зон промышленные и научно-промышленные парки.

На самом деле, можно отметить, что научно-промышленные парки – это тот тип особых экономических зон, который стоит на стыке между промышленно-производственными и технико-внедренческими зонами.

Выше, уже было сказано, что промышленно-производственные зоны – это особые экономические зоны второго поколения. Развитые страны за их счет улучшают социально-экономическое положение наиболее проблемных регионов. Развивающиеся страны рассматривают промышленно-производственные зоны, как способ привлечение иностранного капитала, технологий, знаний, высококвалифицированных кадров.

За последние годы можно наблюдать, как страны создают все больше и больше промышленно-производственных зон, особенно Россия.

Наращивание внешней торговли, а также необходимость стимулирования промышленного экспорта за счет привлечения иностранного капитала дало сильный толчок развитию промышленно-производственных зон и развитию системы особых экономических зон в целом.

Власти государств, вкладывая деньги в создание промышленно-производственных зон преследуют множество целей. Среди них можно отметить и создание рабочих мест, и приток иностранного капитала, и что немало важно – обеспечение передачи технологий и знаний.

Помимо этого, можно отметить также, что функционирование промышленно-производственных зон направлено на ускорение экономического и социального прогресса в стране, где базируется зона.[21]

Далее речь пойдет о третьем поколении особых экономических зон – технико-внедренческих зонах. К этом типу относятся технополисы, технопарки и инновационные центры.

Технико-внедренческие зоны – это территория государства, на которой действует облегченный налоговый, таможенный и административный режим для осуществления научно-исследовательских разработок. Также очень важно, чтобы технико-внедренческие зоны создавались вокруг крупных университетов с сильной научно-фундаментальной базой.

Технико-внедренческие зоны стали возникать когда основным фактором конкурентоспособности в экономики стал не только объем торговли и его вклад в национальный бюджет государства, но и наукоёмкость и технологичность произведенной продукции.

Можно выделить еще одну разновидность особых экономических зон – сервисные зоны. Это такой тип зон, при котором фирмы, занимающиеся оказанием финансовых и страховых услуг, могут пользоваться льготным налоговым режимом. В первую очередь это конечно касается банковских операций.

В этой группе можно выделить оффшорные зоны и налоговые гавани. На территории этих особых экономических зон предприятия либо вообще не подлежат налогообложению, либо налоговые ставки очень сильно снижены.

Нужно также выделить группу комплексных особых экономических зон. Это зоны многоотраслевого назначения.[6]

Р.И. Зименков в своей книге сделал предположение, что именно комплексные свободные экономические зоны могут считаться самыми современными на сегодняшний день. В книге Р.И. Зименкова выделен еще один тип особых экономических зон: международные зоны.

Особые экономические зоны кроме налоговых и таможенных льгот могут предоставить своим резидентам еще и административные льготы: возможность пользоваться услугами административного персонала, системами коммуникаций. Все это в значительной степени помогает снизить расходы компаний, которые ведут свою деятельность под юрисдикцией особых экономических зон.

В зависимости от стадии развития государства, создание особых экономических зон преследует разные цели.

Если речь идет о развивающихся странах, то особые экономические зоны создаются с целью подтолкнуть развитие того или иного региона. Особые экономические зоны имеют огромное влияние на процесс привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, знаний, кадров. Создавая особые экономические зоны развивающиеся государства преследуют цели модернизации промышленности и торгового процесса. Помимо этого, особые экономические зоны способствуют более быстрому и эффективному вовлечению стран в мировое хозяйство.

Однако, если особая экономическая зона начинает функционировать на территории развитого государства, то основная ее цель – это поддержка наиболее депрессивных районов, зачастую с высоким уровнем безработицы и серьезными социально-экономическими проблемами.

Также, одной из самых важных целей особых экономических зон является то, что необходимо создавать условия для того, чтобы крупные компании и предприятия инвестировали деньги в эти проекты. Успех той или иной особой экономической зоны зависит не только от государственного регулирования и дотаций. Государство может вложить огромные деньги, ресурсы, привлечь самых лучших иностранных специалистов. Но если бизнес не оценит особую экономическую зону, то ее механизм не сможет работать.

Можно разделить цели создания особых экономических зон на три блока: экономические, социальные и научно-технические. Если опять обратиться к тому, какие цели преследуют развитые и развивающиеся государства, то можно сказать, что развитые страны преследуют в первую очередь социальные и научно-технические цели.

К экономическим целям относятся интенсификация внешней торговли, привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности регионов страны, а также увеличение объема валютных поступление в государственный бюджет страны.

Среди социальных целей необходимо отметить снижение уровня безработицы, обучение и подготовка высококвалифицированных кадров, улучшение благосостояния населения, выравнивание развития отдельных регионов страны.

Ну и наконец, научно-технические цели. Это и внедрение новых технологий, привлечение знаний и новых технологий, увеличение финансирования научных исследований, а также повышение эффективности производственных мощностей.

Не смотря на то, что особые экономические зоны имеют огромное влияние на экономику стран, они не лишены своих недостатков и проблем.

Все риски для особых экономических зон можно разделить на три большие группы: экономические, юридические и политические.

Во-первых, создание особых экономических зон требует огромных инвестиций со стороны государства. Это и есть главный экономический риск для особых экономических зон. Государство вкладывает очень много средств на развитие инфраструктуры, системы особых экономических зон.

Также в этом блоке рисков стоит отметить экономическую неопределенность. Кризис 2008 года показал, что за несколько дней может обрушиться казалось бы прочная экономическая система. Инвесторы с большой опаской до сих пор вкладывают деньги в новые формы бизнеса. Особенно это касается технико-внедренческих особых экономических зон, как наиболее высоко рисковых.

Также стоит отметить высокие издержки развития особых экономических зон. Помимо основных затрат на строительство, государство теряет те средства, которые могли бы поступить в бюджет от таможенных пошлин и налогов.

Существуют непрямые издержки. При создании особых экономических зон очень высок риск того, что предприятия (а также инвестиции) будут «кучковаться» вокруг территории особой экономической зоны. То есть существует вероятность возникновение перекоса в развитии различных регионов государства.

Существует также множество юридических препятствий. Необходимо выделить территорию под создание особых экономических зон, санкционировать строительство на этой территории. Во многих странах именно препятствия юридического характера больше всего отпугивают инвесторов, которые хотят вкладывать деньги в тот или иной проект.

Нельзя забывать о необходимости контроля и регулирования исполнения режима особых экономических зон.

Ну и наконец, политические риски. К этой группе можно отнести и политическую нестабильность, и риски национализации, риски связанные с конвертируемостью национальной валюты, и риски военных действий и гражданских беспорядков.

Также не стоит забывать о таких сложностях, как коррупция и бюрократия. Наибольшее количество особых экономических зон на сегодняшний день создается именно в развивающихся странах. И именно в этой группе стран (особенно в России) наиболее остро стоит проблема коррупции.

Конечно, особые экономические зоны не лишены своих достоинств. Можно сказать, что во многих странах со стабильным политическим режимом и хорошими экономическими перспективами, эти достоинства вполне перекрывают вышеперечисленные недостатки.

В первую очередь, так как основная цель особых экономических зон – это интенсификация внешней торговли, - особые экономические зоны – это очень действенный способ пополнить государственный бюджет поступлениями за счет внешней торговли, а также выровнять торговый баланс страны.

Также, увеличение притока иностранных инвестиций одно из самых главных достоинств.

Создание особых экономических зон способствует и улучшению благосостояния на прилегающих к ним территориям. Особенно это выгодно для географически маленьких государств – таким образом охватывается довольно большая территория, как экономически, так и социально. Особые экономические зоны способствуют активизации экономической деятельности вне ее территории: создаются сервизные зоны, зоны обслуживания, строится прилегающая инфраструктура, создается более развитая транспортная сеть. Создаются школы, исследовательские центры. Если говорить о научных парках, то косвенно привилегиями режима особых экономических зон пользуются не только лаборатории на их территории, но и все близлежащие университеты.

Многие страны вырабатывают стандартную стратегию создания режима особых экономических зон. Можно пользоваться общими инструкциями для создания общей схемы. Однако для того, что вдохнуть жизнь в объект, для того, чтобы особая экономическая зона стала центром привлечения инвестиций, капитала и знаний нужен комплекс мер, который подходит для определенной страны, для определенных экономических и социальных реалий того или иного государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.