Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игроков с ослабленным зрением




D.1. Организаторы соревнований после консультации с арбитром должны иметь воз-можность изменять следующие правила в зависимости от конкретных условий.В соревнованиях, где участвуют зрячие шахматисты и шахматисты с ослабленным зрением (юридически считающиеся слепыми), любой игрок может потребовать использования двух досок, причем зрячий игрок использует обычную доску, а игрок с ослабленным зрением — доску специальной конструкции. Эта доска специальной конструкции должна удовлетворять следующим требованиям:

a. размер – не менее 20х20 сантиметров;

b. черные поля должны быть слегка приподнятые;

c. в каждом поле должно быть предусмотрено отверстие.

Требования к фигурам следующие:

a. все фигуры должны иметь штифт, с помощью которого фигуру можно вставлять в отверстие в доске;

b. все фигуры должны быть типа Стаунтон”, причем черные фигуры должны иметь особые отметки.

D.2. Игра подчиняется следующим правилам:

1. Ходы должны объявляться отчетливо, повторяться соперником и выполняться на его доске. При выполнении хода пешкой игрок должен объявить, какой пешкой делается ход. Для того чтобы объявление хода было по возможности более отчетливым, предлагается вместо соответствующих букв использовать следующие имена:

А – Анна”

B – Белла”

C – Цезарь”

D – Давид”

E – Ева”

F – Феликс”

G – Густав”

H – Хектор”

Если арбитр не решит иначе, номера горизонталей, считая от белых до черных, называются по-немецки:

1 - eins айн”

2 - zwei цвай”

3 - drei драй”

4 – vier фир”

5 - fuenf фюнф”

6 - sechs зекс”

7 - sieben зибен”

8 - acht ахт”

Рокировка объявляется по-немецки LangeRochade” ( ЛангРохад”, длинная рокировка) и KurzeRochade” ( КюрцРохад”, короткая рокировка).

Фигуры получают названия: Koenig кениг” - король, Dame даме” - ферзь, Turm турм” - ладья, Laeufer лойфер” - слон, Springer шпрингер” - конь, Bauer бауэр” - пешка.

2. Считается, что на доске игрока с ослабленным зрением фигура тронута” тогда, когда она была вынута из отверстия в поле.

3. Ход считается сделанным”, когда:

a. в случае взятия взятая фигура была удалена с доски игроком, у которого очередь хода;

b. фигура вставлена в другое отверстие;

c. ход был объявлен.

Только после этого должны быть включены часы соперника.

4. Что касается пунктов 2 и 3, то для зрячего игрока имеют силу обычные Правила.

5. Для игроков с ослабленным зрением должны применяться шахматные часы специальной конструкции, включающей следующие особенности:

a. циферблат с жесткими стрелками, каждые пять минут которого должны быть отмечены одной выпуклой точкой, а каждые 15 минут - двумя выпуклыми точками, и

b. легко нащупываемый флажок; должно быть уделено внимание такому устрой-ству флажка, которое позволяло бы игроку нащупать минутную стрелку в течение последних 5 минут полного часа.

с. по возможности должны быть средства для громкого объявления игроку с ослабленным зрением количества сделанных ходов.

6. Игрок с ослабленным зрением должен вести запись партии азбукой Брайля, или обычным образом, или с помощью записывающего устройства.

7. Оговорка при объявлении хода должна быть исправлена немедленно, прежде чем пущены часы соперника.

8. Если во время партии на двух досках возникли различные позиции, они должны быть приведены в соответствие с помощью арбитра и записей партии обоих игроков. Если обе записи партии соответствуют друг другу, игрок, записавший правильный ход, но выполнивший неправильный, должен исправить позицию на своей доске согласно записи партии. Если обнаружено, что записи партий отличаются, позиция должны быть возвращена к той, где две записи ходов совпадают, и арбитр должен соответственно скорректировать время на часах.

9. Игрок с ослабленным зрением имеет право использовать помощника, который должен исполнять некоторые или все из нижеперечисленных обязанностей:

a. выполнять ход любого игрока на доске соперника,

b. объявлять ходы обоих игроков,

c. вести запись партии игрока с ослабленным зрением и пускать часы его соперника (имея в виду п. 3с),

d. сообщать игроку с ослабленным зрением, только по его запросу, о количестве сделанных ходов и времени, затраченном обоими игроками,

e. заявлять об окончании партии в случаях, когда пройден контроль времени, и сообщать арбитру о том, что зрячий игрок коснулся одной из фигур на своей доске,

f. выполнять необходимые формальности в случае, если партия отложена.

10. Если у игрока с ослабленным зрением нет помощника, зрячий игрок может обратиться к кому-нибудь, кто будет выполнять обязанности, упомянутые в пунктах 9.a и 9.b.

Приложение E. Отложенные партии

E.1.а. Если партия не завершена к окончанию времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, у которого очередь хода, “запечатать” свой ход. Игрок должен записать свой ход однозначно читаемой нотацией на своем бланке, положить свой бланк и бланк соперника в конверт, запечатать конверт и только затем остановить часы. До остановки часов игрок сохраняет право изменить свой запечатанный ход. Если после того, как арбитр предложил запечатать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на своём бланке как запечатанный ход.

b. Если игрок при своём ходе откладывает партию до окончания игрового времени, считается, что он запечатывает ход в контрольное время, и его оставшееся время также должно быть записано.

E.2. На конверте должны быть указаны следующие сведения:

a. фамилии игроков,

b. позиция непосредственно перед запечатанным ходом,

c. время, использованное каждым игроком,

d. фамилия игрока, запечатавшего ход,

e. номер запечатанного хода,

f. предложение ничьей, если оно действующее,

g. дата, время и место возобновления игры.

E.3. Арбитр должен проверить точность информации, записанной на конверте, и несет ответственность за сохранность конверта.

E.4. Если игрок предложил ничью после того, как его соперник запечатал свой ход, предложение остается в силе до тех пор, пока соперник не примет или не отвергнет его в соответствии со Статьёй 9.1.

E.5. Перед возобновлением игры на доске должна быть поставлена позиция непосредственно до запечатанного хода, а на часах должно быть установлено время, использованное каждым игроком до момента откладывания партии.

E.6. Если игроки согласились на ничью до возобновления игры, или если один из игроков уведомил арбитра, что он сдается, партия считается законченной.

E.7. Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен ответить на запечатанный ход.

E.8. За исключением случаев, упомянутых в Статьях 5, 6.9 и 9.6, игроку засчитываетсяпоражение, если его запечатанный ход:

a. неоднозначный, или

b.записан таким образом, что его истинное значение невозможно установить, или

c. неразрешён Правилами.

E.9. Если в назначенное время возобновления игры:

a. игрок, который должен отвечать на запечатанный ход, присутствует, конверт вскрывается, запечатанный ход выполняется на доске и пускаются часы этого игрока.

b. игрок, который должен отвечать на запечатанный ход, отсутствует, его часы пускаются; по прибытии он может остановить свои часы и позвать арбитра; затем вскрывается конверт и запечатанный ход выполняется на доске; после этого его часы пускаются вновь.

c. игрок, который запечатал ход, отсутствует, его соперник имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в новом конверте, остановить свои часы и пустить часы отсутствующего игрока; в этом случае конверт передается арбитру на хранение и вскрывается по прибытии отсутствующего игрока.

E.10. Любому игроку, который прибывает для продолжения партии после допустимого времени опоздания, присуждается поражение, если арбитр не решит иначе. Однако, если запечатанный ход, приводит к окончанию партии, остаётся в силе такое её окончание.

E.11. Если в положении о соревновании указано определённое время опоздания, применяется следующее правило. Если ни один из игроков не прибыл к началу доигрывания, игрок, который должен ответить на запечатанный ход, теряет все время, которое пройдет до его прибытия, если в положении о соревновании не указано иное или если арбитр не решит иначе.

E.12.a. Если конверт, содержащий запечатанный ход, утерян, партия должна продолжаться с отложенной позиции, а на часах устанавливается время, записанное на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок, который запечатывал ход, должен выполнить на доске запечатанный, как он утверждает, ход.

b. Если восстановить позицию невозможно, партия должна быть аннулирована и сыграна заново.

E.13. Если при возобновлении игры кто-либо из соперников, не сделав свой первый ход, заметит, что использованное время установлено на каких-либо часах неправильно, ошибка должны быть исправлена. Если в то время ошибка не была обнаружена, партия должна продолжаться без корректировки времени, если арбитр не решит иначе.

E.14. Продолжительность каждого доигрывания контролируется арбитром по его часам. Время начала доигрывания должно быть объявлено заранее.

Приложение F. Правила игры в шахматы 960

F.1. Начальная позиция в шахматах 960 создается случайным образом, при соблюдении определенных правил. После этого игра развивается так же, как в классических шахматах. В частности, фигуры и пешки имеют те же ходы, и цель каждого игрока состоит в том, чтобы поставить мат королю соперника.

F.2. Требования к начальной позиции

Начальная позиция для шахмат 960 должна соответствовать определенным правилам. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, как в классических шахматах. Все остальные белые фигуры размещаются на первой горизонтали случайным образом, но со следующими ограничениями:

a. король должен находиться между двумя ладьями, и

b. слоны должны находиться на полях противоположного цвета, и

c. чёрные фигуры должны располагаться напротив соответствующих фигур белых.

Начальная позиция может быть создана перед игрой либо с помощью компьютерной программы, либо с использованием костей, монеты, карт и т.д.

F.3. Правила рокировки в шахматах 960

a. В шахматах 960 каждому игроку разрешается один раз за игру сделать рокировку, при которой король и ладья могут перемещаться за один ход. Однако для рокировкитребуется несколько разъяснений стандартных шахматных правил, потому что в стандартных правилах предполагается первоначальное расположение ладьи и короля, которое часто не применимо в шахматах 960.

b. Как рокировать

В зависимости от расположения до рокировки короля и рокируемой ладьи в шахматах 960 рокировка выполняется одним из четырёх методов:

1. двухэтапная рокировка: посредством перемещения короля и перемещения ладьи, или

2. рокировка перестановкой: король и ладья меняются местами, или

3. рокировка только ходом короля: перемещается только король, или

4. рокировка только ходом ладьи: перемещается только ладья.

Рекомендации

1. Когда рокировка выполняется человеком на реальной доске, рекомендуется сначала переместить короля за пределы игровой поверхности по направлению к конечной позиции, затем ладья перемещается из своей начальной позиции в свою конечную позицию, и после этого король помещается на своё конечное поле.

2. Конечные позиции короля и ладьи после рокировки должны точно соответствовать их конечным позициям, которые были бы после рокировки в классических шахматах.

Разъяснение

Таким образом, после рокировки на с-фланг (обозначаемой 0-0-0 и известной как длинная рокировка в классических шахматах) король находится на с-поле (c1 для белых и с8 для черных), а ладья находится на d-поле (d1 для белых и d8 для черных). После рокировки на g-фланг (обозначаемой 0-0 и известной как короткая рокировка в классических шахматах) король стоит на g-поле (g1 для белых и g8 для черных), а ладья стоит на f-поле (f1 для белых и f8 для черных).

Примечания

1. Чтобы избежать каких-либо недоразумений, полезно перед рокировкой сказать Я собираюсь рокировать”.

2. В некоторых начальных позициях король или ладья (но не обе фигуры) при рокировке не перемещаются.

3. В некоторых начальных позициях рокировка может быть выполнена на первом ходу.

4. Все поля между начальным и конечным полями короля (включая конечное поле) и все поля между начальным и конечным полями ладьи (включая конечное поле) должны быть свободны, за исключением короля и рокирующей ладьи.

5. В некоторых начальных позициях некоторые поля, которые должны быть свободны в классических шахматах, могут быть заняты во время рокировки. Например, после рокировки на с-фланг (0-0-0) возможно, что поля a, b, и/или e будут всё ещё заняты, а после рокировки на g-фланг (0-0) возможно, что будут заняты поля e и/или h.

Приложение G. Быстрая игра перед окончанием партии

G.1. “Быстрая игра перед окончанием партии” это такая стадия игры, когда все оставшиеся ходы должны быть завершены за ограниченное время.

G.2. Перед началом соревнований должно быть объявлено, будут применяться правила этого Приложения или нет.

G.3. Это Приложение применяется только для классической игры и быстрой игры без дополнительного времени на ход и не применяется для блица.

G.4. Если на часахигрока при своем ходе остаётся меньше двух минут до падения флажка, он может заявить, чтобы для обоих игроков был введён, если это возможно, режим задержки времени или режим накопленного времени в виде дополнительных пяти секунд на ход. Такое заявление равносильно предложению ничьей. Если это предложение отклонено, и арбитр согласен с заявлением, тогда на часах должен быть установлен режим с дополнительным временем на ход; сопернику присуждаются две дополнительные минуты, и игра продолжается.

G.5. Если Статья G.4 не применяется, и на часах игрока при своём ходе остаётся меньше двух минут, он может заявить о признании партии ничьей до того, как у него упадёт флажок. Он должен подозвать арбитра и может остановить свои часы (см. Статью 6.12b). Он может сделать такое заявление, исходя из того, что его соперник не может выиграть обычными средствами, и/или что его соперник не прилагает никаких усилий, чтобы выиграть обычными средствами.

a. Если арбитр согласен, что соперник игрока не может выиграть обычными средствами, или что соперник не прилагает никаких усилий, чтобы выиграть обычными средствами, он должен объявить, что партия закончилась вничью. В противном случаеон долженотложить своерешение илиотклонить заявление.

b. Еслиарбитр откладываетсвоерешение, сопернику игрока могут быть добавлены дведополнительные минуты,ипартия должна быть продолжена, по возможности, в присутствииарбитра.Арбитр долженобъявитьокончательный результатпозжеиликак можно скореепосле того, как упадёт флажоклюбого игрока.Ондолжен объявить, чтоигра закончилась вничью, еслион согласен, что соперникигрока, флажок которого упал,не может выигратьобычными средствами, или что онне предпринималдостаточныхпопыток для победыобычными средствами.

c. Если арбитр отклоняет заявление о признании партии ничьей, сопернику игрока должны быть добавлены дведополнительные минуты.

G.6. Если соревнование проводится не под наблюдением арбитра, должны применяться следующие правила:

a. Если на часах игрока при своём ходе остаётся меньше двух минут, он может за-явить о признании партии ничьей до того, как у него упадёт флажок. Это заявление заканчивает игру.

Такая претензия может быть заявлена, исходя из того, что

(1) его соперник не может выиграть обычными средствами, и/или

(2) его соперник не прилагает никаких усилий, чтобы выиграть обычными средствами.

В первом случае игрок должен записать конечную позицию, а его соперник должен проверить её.

Во втором случае игрок должен записать конечную позицию и представить на рассмотрение запись партии до конечной позиции. Его соперник должен проверить, как запись партии, так и конечную позицию.

b. Претензия направляется назначенному арбитру.

 


 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРАВИЛАХ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

Число после наименования термина – номер пункта Правил, в котором впервые появляется этот термин.

алгебраическая нотация: 8.1. Запись ходов с использованием символов от a до h и цифр от 1 до 8 при обозначении полей на доске 8x8.

анализ: 11.3. Выполнение одним или несколькими игроками ходов на доске с целью опреде-ления наилучшего продолжения.

арбитр: предисловие. Лицо (лица), ответственное(ые) за обеспечение соблюдения правил со-ревнования.

белые: 2.2. 1.Белыми называются 16 фигур или 32 поля светлого цвета. 2.При печати это также относится к игроку белыми фигурами.

бланк для записи партии: 8.1. Лист бумаги, разграфлённый для записи ходов. Бланк также может быть электронным.

блиц: B. Игра, где у каждого игрока время на обдумывание равно или меньше 10 минут.

быстрая игра перед окончанием партии: G.1. Заключительная часть игры, в которой игрок должен сделать неограниченное количество ходов за ограниченное время.

быстрая игра (рапид): A. Игра, в которой время на обдумывание у каждого игрока составляет больше 10 минут, но меньше 60 минут.

вертикаль: 2.4. Вертикальная колонка из восьми квадратов на шахматной доске.

взятие на проходе:. См. объяснение в Статье 3.7d. В нотации на русском языке обозначается В.П.

взятие фигуры: 3.1. Перемещение фигуры игрока с занимаемого ею поля на поле, занятое фигурой соперника, которая при этом удаляется с доски. См. также взятие на проходе 3.7d. Обозначается символом “х”.

вмешательство: 12.7. Вовлечениепосторонних впроисходящую игру с тем, чтобы повлиять на результат.

время опоздания: 6.7.а. Заранее установленное время, на которое игрок может опоздать без штрафа.

выиграть обычными средствами: G.3. Играть в позитивном ключе, пытаясь выиграть партию; или иметь положение, дающее реальные шансы на победу в партии, а не победить просто из-за падения флажка.

горизонталь: 2.4. Горизонтальный ряд из восьми квадратов на шахматной доске.

демонстрационная доска: 6.13. Доска для отображения позиции на шахматной доске, на которой фигуры перемещаются вручную.

диагональ: 2.4. Прямая линия, проходящая через квадраты одного и того же цвета от одного края доски до другого.

дополнительное время: 6.3 b.Количество времени (от 2 до 60 секунд), добавляемое игроку перед каждым ходом с самого начала. Это может быть или в режиме задержки, или в накопительном режиме.

доска: 2.4. Краткое название шахматной доски.

завершенный ход: 6.2а. Ход считается завершенным, когда игрок сделал свой ход, а затем нажал свои часы.

запечатанный ход: E. В случае если игра откладывается, игрок должен запечатать свой следующий ход в конверт.

заявление: 6.8. При определенных обстоятельствах игрок может сделать заявление арбитру.

зрители: Наблюдающие за игрою лица, не являющиеся арбитрами или игроками. Сюда включаются и игроки, закончившие свои партии.

игра за шахматной доской: введение. Данные Правила игры в шахматы распространяются только на этот вид шахматной игры и не включают в себя игру по интернету, по переписке и т.п.

игровая зона: 11.2. Единственное помещение, в котором игроки должны находиться во время игры.

игровой зал: 11.2. Помещение, в котором играются партии соревнования.

классическая игра: G3. Игра, в которой время на обдумывание каждого игрока составляет, по крайней мере, 60 минут.

комнаты отдыха: 11.2. Туалеты, а также помещение, выделяемое отдельно на чемпионатах мира, в котором игроки могут расслабиться.

контроль времени: 1.Регламент времени, предоставляемого игроку на обдумывание. Например, 90 минут на 40 ходов и 30 минут на все оставшиеся ходы плюс 30 накапливаемых секунд, начиная с первого хода. 2.Говорят, что игрок прошёл контроль времени”, если, например, он сделал требуемые регламентом 40 ходов менее чем за 90 минут.

королевский фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ко-роль.

лёгкая фигура: Слон или конь.

мат: 1.3. Сокращенное название шахматного мата.

монитор: 6.13. Электронное устройство для отображения позиции на доске.

нажать часы: 6.2а. Нажать на кнопку или рычаг шахматных часов, останавливая свои часы и пуская часы соперника.

накопительный режим (режим Фишера): Режим, при котором игрок перед каждым ходом получает дополнительное количество времени (часто 30 секунд).

нападение: 3.1. Говорят, что фигура нападает на фигуру соперника, если эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

на усмотрение арбитра: В Правилах описано много случаев, когда арбитр должен исполь-зовать свое суждение.

неразрешённый ход: 3.10b. Ход, который не разрешен данными Правилами.

невозможное положение: 3.10c. Положение считается невозможным, если оно не может быть получено любой серией разрешённых Правилами ходов.

ничейная позиция: 5.2b. Позиция, в которой ни один игрок не может поставить мат королю соперника любой серией разрешённых ходов.

ничья: 5.2. Игра, в которой ни одна из сторон не смогла добиться победы.

нулевое время опоздания: 6.7a. Игрок должен сидеть за шахматной доской перед началом тура.

обжалование: 11.10. Как правило, игрок имеет право обжаловать решение судьи или органи-затора.

обмен: 3.7е. При продвижении пешки на последнюю от игрока горизонталь она обменивается на любую, кроме короля, фигуру того же цвета.

объяснение: 11.9.Игрок имеет право на объяснение Правил арбитром.

ограниченные возможности: 6.2e. Физические или умственные недостатки, которые приводят к частичной или полной потере способности человека выполнять определенные действия при игре в шахматы.

организатор: 8.3. Лицо, ответственное за игровую зону, даты соревнования, денежные призы, приглашения, формат соревнования и так далее.

откладывать: 8.1. Вместо завершения игры за один сеанс партия временно прерывается, а затем продолжается в более позднее время.

очки: 10.1. Обычно игрок получает 1 очко за победу, ½ очка за ничью, 0 за поражение. Встре-чается следующий подсчет очков: 3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение.

падение флажка: 6.1. Истечение времени, отведенного игроку.

патовая позиция: 5.2a. Положение, в котором игрок не имеет разрешённого Правилами хода, и его король не находится под шахом.

период времени: 8.6. Часть игры, в которой игроки должны сделать заданное количество ходов или все ходы в течение определенного времени.

повторение ходов: 5.2d. 1. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если одна и та же позиция возникла три раза. 2. Игра признаётся ничьей, если одна и та же позиция возникла пять раз.

поле превращения: Поле, на которое перемещается пешка, когда она достигает последней от своейисходной позиции горизонтали.

положение о соревновании: 6.7a. В Правилах игры в шахматы есть различные варианты про-ведения соревнований. Положение о соревновании должно установить, какой вариант прове-дения соревнований выбран.

помощник: 8.1. Лицо, которое может помочь плавному течению соревнований различными способами.

потеря права: 4.8. Потеря права сделать заявление или ход.

правило 50 ходов: 5.2e. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

правило 75 ходов: 9.6b. Партия признаётся ничьей, если последние 75 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

превращение: 3.7e. Происходит, когда пешка достигает последней горизонтали от своей ис-ходной позиции и заменяется новой фигурой: ферзём, ладьёй, слоном или конём того же цвета.

предложение ничьей: 9.1b. Порядок, в соответствии с которым игрок может предложить ничью сопернику. В бланке записи партии указывается символом =”.

размен: 1. Положение, при котором игрок взял фигуру той же ценности, что и его собственная фигура, и эта фигура взята соперником обратно. 2. Положение, при котором один игрок потерял ладью, а другой потерял слона или коня.

разрешенный ход: 1.2. Ход, при котором полностью выполнены все соответствующие требо-вания Статей 3.1 - 3.9.

режим Бронштейна: 6.3b. См. режим задержки времени.

режим задержки времени (режим Бронштейна): 6.3b. Оба игрока получают определенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает фиксированное допол-нительное время” на каждый ход. Обратный отсчет основного времени на обдумывание начи-нается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В том случае, когда игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не меняется, независимо от того, сколько фиксированного дополни-тельного времени использовано.

режим Фишера: См. накопительный режим.

результат партии: 8.7. Обычно результат партии1-0, 0-1 или ½-½. В исключительных случаях оба игрока могут потерять очки (Статья 11.8), или один получит ½ очка, а другой - 0 (Статья 12.9). Для несыгранных партий результат обозначается +/- (белые победили из-за неявки соперника), -/+ (черные победили из-за неявки соперника), -/- (не явились оба игрока).

рокировка: Перемещение короля к ладье. См. Статью 3.8b. Рокировка на королевском фланге обозначается 0-0, на ферзевом фланге - 0-0-0.

сдаюсь: 5.1b. Уведомление о том, что игрок отказывается от дальнейшей игры и не играет до мата.

сопредельная зона: 12.8. Зона, прилегающая к игровой зоне, но фактически не являющаяся её частью. Например, места, отведенные для зрителей.

счетчик ходов: 6.10b. Устройство в шахматных часах, которое может использоваться для регистрации количества нажатий на часы каждого игрока.

усмотрение арбитра: В Правилах игры в шахматы около 39 случаев, в которых арбитр должен использовать своё суждение.

ферзевой фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ферзь.

фигура: 2. Одна из 32 фигур на шахматной доске или ферзь, ладья, слон или конь.

флажок: 6.1. Устройство, которое отображает, что период времени заканчивается.

ход: 1.1. 1.Выражение “90 минут на 40 ходов” относится к 40 ходам каждого игрока. 2. Выражение “при своём ходе” относится к праву этого игрока сделать следующий ход.

ход при касании фигуры: 4.3. Если игрок касается фигуры с намерением пойти ею, то он обязан сделать ход этой фигурой.

ход сделан: 1.1. Говорят, что ход “сделан”, когда фигура была передвинута на новое поле, рука игрока отпустила фигуру и взятая фигура соперника, если таковая имеется, снята с доски.

часы: 6.1. Одно из двух устройств для регистрации и отображения времени.

черные: 2.2. 1. Черныминазываются 16 фигур и 32 поля темного цвета. 2.При печати это также относится к игроку черными фигурами.

честная игра: 12.2a. Иногда, когда арбитр обнаруживает, что положений Правил недостаточно, он должен принимать решения по справедливости.

шах: 3.9. Нападение на короля одной или несколькими фигурами соперника. Обозначается символом +”.

шахматная доска: 1.1. Доска размером 8х8 квадратов, как в Статье 2.1.

шахматные часы: 6.1. Часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, связанными друг с другом.

шахматный мат: 1.2. Нападение на короля, при котором он не может парировать угрозу. Обозначается символом ++” или “#”.

шахматы: Комплект из 32 фигур на шахматной доске.

шахматы960: F. Вариант шахмат, при котором расстановка фигур на первой и последней горизонталях создаётся одним из 960 различных возможных вариантов.

штраф: Присуждение поражения из-за нарушения Правил.

штрафные санкции: Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9 в порядке возрастания степени тяжести нарушения.

экран: 6.13. Устройство для электронного отображения позиции на доске.

я поправляю: 4.2. Уведомление о том, что игрок хочет поправить положение фигуры, но не обязательно намерен ходить ею.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.