КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Утверждено Редакционно-издательским советом
Часть І Психология ПСИХОЛОГИЯ И педагогика
Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия
Краснодар
УДК 159.9 ББК К 12
Кабанова С.В., Корнилова Л.А. Психология и педагогика. Часть І. Психология: учеб. пособие /Кубан. гос. технол. ун-т. – Краснодар: Изд. Куб ГТУ, 2008. – 139 с.
Представлен краткий курс лекций, планы семинарско-практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, методические рекомендации по выполнению контрольных работ.
Предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Ил. 8. Табл. 12. Библиогр. 78 назв.
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. П.М. Хакуз; канд. ист. наук, доц. Б.В. Сармабехьян
© КубГТУ, 2008 ISBN © Кабанова С.В., Корнилова Л.А., 2008 Содержание Введение.........................................................................................................4 1 Предмет психологии, ее методы...............................................................6 1.1 Становление психологии как науки.................................................6 1.2 Методы научно-психологических исследований..........................27 2 Психология личности...............................................................................29 2.1 Понятие о личности..........................................................................29 2.2 Структура личности..........................................................................32 3 Индивидуально-типологические особенности личности.....................40 3.1 Темперамент.....................................................................................40 3.2 Характер............................................................................................43 3.3 Способности......................................................................................46 4 Психология познавательных процессов.................................................50 4.1 Сенсорно-перцептивные процессы.................................................50 4.2 Мнемические процессы...................................................................58 4.3 Интеллектуальные процессы..........................................................62 4.4 Внимание...........................................................................................67 5 Психология деятельности........................................................................71 5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки............................71 5.2 Общение............................................................................................73 5.3 Учебная деятельность......................................................................74 6 Эмоционально-волевая сфера личности................................................78 6.1 Эмоции и чувства....................................................... ……...…78 6.2 Воля..........................................................................................82 7 Планы семинарско-практических занятий.............................................85 8 Список рекомендуемой литературы......................................................88 9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения...............................................91 9.1 Внимание...........................................................................................91 9.2 Изучение особенностей характера личности.................................93 9.3 Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.................99 9.4 Темперамент...................................................................................102 9.5 Профессиональные интересы личности.......................................111 9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема.........................115 9.7 Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти…..……………………….........................................118 9.8 Эмоции и чувства...........................................................................122 9.9 Структура личности.......................................................................124 9.10 Самооценка и групповая оценка личности................................133 10 Вопросыпо курсу.................................................................................138 11 Заключение...........................................................................................139
Психология и педагогика - область знания, изучающая закономерности формирования психики, функции психики в регулировании поведения человека, а также принципы педагогической социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов. Психология и педагогика, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с научной психологией и педагогикой, помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих действий, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательные усилия студентов: воспитать внимание, развить память, мышление, воображение; совершенствовать навыки общения и влияния на межличностном уровне, на уровне группы и в управленческой сфере. Задачикурсаопределяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего специалиста, изложенными в "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (Москва, 2000 г.). Будущий специалист отвечает следующим требованиям: - способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; - способен приобретать новые знания, продолжать обучение, используя современные информационные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; - способен поставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук; - готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности; - методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
Будущий специалист должен: - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимания роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к другим; - иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; - понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также образовательных механизмов в поведении человека; - уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; - понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - знать формы и средства, методы педагогической деятельности; - владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных систем ситуаций, определения и решения педагогических задач. Курс "Психология и педагогика" органически связан с философией, культурологией, историей, социологией и другими предметами, с помощью которых осуществляется процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |