КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология деятельности
5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, достижение поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Под целью понимается предполагаемый результат деятельности или отдельного действия, направленного на определенный предмет, с помощью которого человек намеревается удовлетворить возникшую потребность. Причиной постановки тех или других целей являются мотивы, побуждающие человека к деятельности. Однако в ходе деятельности взаимоотношение мотивов и целей может меняться: само достижение цели может становиться мотивом деятельности. Например, определенные мотивы побудили молодого человека поставить перед собой цель поступить в университет и получить высшее образование. В дальнейшем же, в процессе обучения в университете, эта же цель становится побудительной силой – мотивом для учебной деятельности студента. Отношение человека к деятельности, а следовательно, и то, как он выполняет ее, в большой степени определяется тем, насколько далеко видит он перспективу стоящих перед ним задач. Если мотивы деятельности человека определяются не только ближайшими, но и более отдаленными, большими, принципиальными целями, то мы говорим о далекой мотивации деятельности. В отношении же человека, который побуждается к деятельности только ближайшими целями, не включенными в систему широких и далеких целей, мы говорим о короткой мотивации. Только далекая мотивация дает человеку желание и силы бороться с трудностями и преодолевать их, потому что она заставляет видеть в перспективе необходимый этап для достижения конечной цели, этап, который нужно преодолеть во что бы то ни стало, так как иначе достижение этой цели невозможно. Если же человек не видит перспективы дальше ближайшего этапа, то во имя чего он будет преодолевать связанные с этим этапом трудности? Единицей деятельности является действие. Действие – это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые осознанная цель. Всякое действие выполняется в определенных условиях с помощью некоторых операций. Цель, заданную и осуществляемую в определенных условиях, называют задачей. Так что задача (в этом понимании) отличается от цели только тем, что когда говорят о цели, т.е. о предвидимом результате деятельности или действия, то не учитывают условия, в которых эта цель будет осуществляться; когда же учитывают эти условия, то цель переходит в задачу. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочная часть действия – это определение цели действия, условий, средств и путей его осуществления. Исполнительная часть заключается в последовательном применении к объекту действия в данных условиях системы операций – способов уже ранее освоенных действий, которые субъект может выполнять в виде навыка или умения. Для успешного выполнения исполнительной части действия субъект должен обладать нужными знаниями, навыками, умениями, привычками и способностями. В заключительной части действие подвергается контролю (сличению с поставленной целью) и при необходимости некоторой корректировке: внесению поправок, уточнений и изменений, а если нужно, то производится повторное выполнение этого действия. Если деятельность социально обусловлена и ее предметом являются другие люди или отношения с ними, то такая деятельность обычно называется поведением. Поведение человека зачастую понимается более широко, как вся его жизнедеятельность, затрагивающая прямо или косвенно других людей, оказывающая то или иное воздействие на этих людей. Поведение человека состоит из последовательности поступков. Поступок – это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление отношения этого человека к другим людям. Действия и поступки могут быть импульсивными и волевыми. Импульсивные действия или поступки существенно отличаются от волевых. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивные действия или поступки всегда связаны с аффективными переживаниями. Импульс, заключенный в исходном побуждении, стремительно переходит в действие, не опосредованное предвидением его последствий, взвешиванием и оценкой его мотивов. Импульсивное действие или поступок определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим. Волевое же действие или поступок – это целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нем более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от мотива – побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий и результата. Деятельности и отдельные действия могут быть внешними: практическими, реальными и внутренними: идеальными, умственными. Переход от внешней деятельности к внутренней называется интериоризацией, а обратный переход умственного действия к реальному, практическому называется экстериоризацией. 5.2 Общение Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их совместной деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, возникшей в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости, душевного облегчения у партнеров по общению Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Целями коммуникативного общения является намерение его участников обменяться информацией, повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идейную представленность в другом. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса, неречевые вкрапления в речь, например паузы, система организации пространства и времени коммуникации, наконец, система «контакта глазами». Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» физических характеристик человека, его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление данного человека известному, похожему на него) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъект познания другие люди), эмпатия (сочувствие, сопереживание) В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями ), мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести партнера в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить собеседника, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на его самочувствие. По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Среди видов общения можно выделить также деловое и интимно-личное общение. Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность. Интимно-личное общение имеет целью обмен сугубо личной информацией между близкими, знакомыми или родственными людьми. Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета или продукта, а итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Для осуществления общения необходимо иметь определенные способности и умения. Развитие способностей и навыков общения особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения. В процессе общения сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) каждый человек приобретает жизненный опыт. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
5.3 Учебная деятельность Деятельность студентов в процессе учения является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно-значимые. Д.Б. Эльконин указывал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте»[2]. Доминирующим мотивом учебной деятельности является внутренний учебно-познавательный мотив. Если же доминирующим мотивом учения студента является оценка, получение диплома и другие внешние мотивы, то процесс его учения в вузе не является учебной деятельностью. Важнейшим фактором мотивации учебной деятельности является интерес и склонность студента к своей будущей профессиональной деятельности. В этом случае процесс обучения приносит студенту большое эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, овладения общеучебными и профессиональными умениями и навыками. По мнению С.Л. Рубинштейна, «существует... два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен. Научение, доведенное до завершающих результатов, обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении» 1. Учебная деятельность есть первый способ научения. Но, конечно, студенты в процессе обучения выполняют и другие виды деятельности, направленные на совсем иные цели (например, написание рефератов, проведение каких-то опытов, решение задач, производственная практика и т.д.). Овладение знаниями и умениями в этих случаях есть лишь побочный результат деятельности студентов. Давно установлено, что наиболее эффективной в смысле успешности и особенно развития студентов является учебная деятельность, поэтому она должна быть ведущей в учебном процессе вуза, хотя по времени может и не занимать первого места. Однако важно, чтобы при выполнении любых учебных заданий на выполнение некоторой деятельности студенты четко различали цель данной деятельности и ту учебную задачу, которая должна быть решена в процессе ее выполнения. Здесь под учебной задачей понимаются те знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть, выполняя ту или иную деятельность. Учебная деятельность осуществляется с помощью следующих учебных действий: 1) вычленение проблемы из поставленной перед студентами задачи (задания); 2) выявление общего способа разрешения проблемы; 3) моделирование общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4) конкретизация и обогащение частными проявлениями общих отношений и способов действий; 5) самоконтроль за ходом и результатом учебной деятельности; 6) самооценка соответствия хода и результата деятельности поставленной перед студентами задачи (задания). Процесс обучения в соответствии с теорией учебной деятельности строится так, что на начальной ступени (во вводной лекции) изучения фундаментального понятия дается общее представление об этом понятии, которое на последующих лекциях и других занятиях обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями.
только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач. Одной из основных задач преподавателя является повышение в структуре мотивации студента удельного веса внутренней мотивации учения. Выделяют две основные группы мотивов: I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: а) мотивы, связанные с содержанием учения: студента побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.; б) мотивы, связанные с самим процессом учения: учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. ІІ. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: а) широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, группой, родителями и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); б) узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); в) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны преподавателей, родителей, однокурсников (мотивация избегания неприятностей). Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии студента следует учитывать так же, как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Развитие внутренней мотивации учения — это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у обучающихся. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение со стороны родителей и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия обусловливают ориентацию обучающихся на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта. Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от того, на какую внутриличностную почву и объективную ситуацию учения они ложатся. Поэтому условием развивающего сдвига мотива на цель является расширение жизненного мира обучающегося. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие деятельности. 2. Что вы понимаете под целью деятельности? Что является причиной постановки тех или иных целей? 3. В чем отличие «далекой» и «короткой» мотивации? Каковы преимущества «далекой» мотивации? 4. Чем отличается «цель» от «задачи»? 5. Что такое «действие»? Из каких компонентов (частей) оно состоит? 6. Что вы понимаете под поведением человека? 7. В чем своеобразие понятия «поступок»? 8. В чем сущность «интериоризации» и «экстериоризации»? Кто из отечественных психологов сформулировал принцип «интериоризации-экстериоризации» – один из важнейших принципов в теории деятельности? 9. Существуют ли различия между деятельностью и общением как видами человеческой активности? 10. Какова роль общения в процессе деятельности? 11. Каковы основные характеристики общения?
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |