КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения. 1.1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Психология личности и малой группы – достаточно сложные и многопрофильные отрасли знаний. В фокусе их внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей, многочисленные проблемы взаимодействия, общения, обучения и воспитания. Психологические знания сегодня нужны всем людям, и, особенно, студентам различных специальностей. Более того, без них вообще нельзя обойтись, так как психология личности и группы — это внутренняя и внешняя стороны существования и развития человечества, совершенствования человеческих отношений: люди рождаются с уже достаточно развитой психикой, а уходят из жизни, умудренные опытом, накопленным в результате непрерывного общения и взаимодействия с другими людьми, обучения и воспитания в обществе.
Для достижения этих целей в курсе должны решаться следующие задачи: · описать предмет и задачи психологии как науки; · раскрыть методологические, теоретические и естественнонаучные основы осмысления и интерпретации психики людей; · дать всестороннюю характеристику личности человека; · рассмотреть психические познавательные и эмоциональные процессы, раскрыть их сущность и своеобразие проявлений; · раскрыть сущность социализации человека, дать представления о факторах, влияющих на вхождение человека в общество и культуру; · рассмотреть понятие «группа», виды, структура, характеристики; · раскрыть особенности социального поведения личности во взаимосвязи с социальными установками и аттитюдами; · дать представление о общении, его роли и функциях в жизнедеятельности человека; · ознакомить студентов с социально-психологическим явлениями в коллективе и обществе; · дать представление о семье и семейных отношениях.
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение «Психологии личности и малой группы», должны знать: - знать: основные учения в области психологии; о соотношении наследственности и социальной среды; уровни, структуру и генезис психики человека; психические процессы; о роли сознания, самосознания и бессознательного в поведении; структуру личности и особенности ее формирования; стадии социализации личности; об индивидуальных особенностях личности; структуру группы, стадии ее развития; - иметь представление о месте психологии в системе гуманитарных и общественных наук, сущности и содержании проблем и состоянии их научной разработанности, возможности применения приобретенных знаний на практике; о теоретических подходах к изучению личности в психологии; о социальных группах и динамических процессах; о семье, ее типах и функциях.
Студент должен уметь: - применять полученные знания и сформированные навыки и умения на практике при решении актуальных профессиональных задач; - владеть навыками психической саморегуляции и способами решения практических задач; - владеть навыками психической саморегуляции и способами решения практических задач; подбора эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях; навыками эффективного воздействия и убеждения.
1.3. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами
Философия Идеологические и материалистические воззрения античных философов; полемика о первичности материального и нематериального; учение о душе Аристотеля; морально-этнические аспекты учения о душе Сократа и Платона. Картезианская философия и дуализм Декарта. Социология Проблемы социализации личности в обществе и социальных установок, взаимоотношений между людьми, национальной психологии, психологии экономики и психологии государства. Заимствование методов изучения личности и человеческих отношений. Взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данной науки. Технические науки Человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Человек это неотъемлемая часть технического прогресса. Проводятся исследования человека в рамках системы «человек-машина», создаются образцы техники с учетом психических и психофизиологических возможностей человека. Физиология Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов имеет физиологическую обусловленность. Знания, полученные физиологами и биологами, используются для того, чтобы лучше понять те или иные психические процессы. Психология общения и понимания Вопросы, рассматриваемые в курсе «Психология личности и группы», являются базовыми для освоения данного курса, в котором более глубоко и полно рассматриваются эффекты восприятия человека человеком, их влияние и воздействие друг на друга, барьеры понимания и индивидуальные особенности взаимопонимания в процессе общения.
Раздел 2. Тематический план и содержание дисциплины
Раздел 3 Распределение бюджета времени по видам занятий
3.2. Семинарские занятия
3.3 Самостоятельная работа студентов
Раздел 4. Организация итогового и промежуточного контроля знаний
4.1 Комплект тестовых заданий Инструкция: «Выберите правильный вариант ответа» Задание N 1. Наука о закономерностях развития и функционирования психики это - 1. медицина 2. педагогика 3. философия 4. психология Задание N 2. Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от субъекта картины мира и в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности это - 1. душа 2. энтелехия 3. психика 4. сознание Задание N 3. К эмпирическим (практическим) методам психологического исследования относятся... 1. Наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент 2. Эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование 3. Беседа, классификация, синтез, шкалирование 4. Наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование Задание N 4. Основной задачей психологии является... 1. Изучение законов психической деятельности 2. Разработка проблем истории психологии 3. Коррекция социальных норм поведения 4. Совершенствование методов исследования Задание N 5. Индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются относительно постоянными на протяжении жизни человека: 1. характер 2. темперамент 3. направленность 4. способности Задание N 6. Установите тип темперамента: он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, но при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Легко сходится с людьми, доброжелателен. 1. сангвиник 2. холерик 3. флегматик 4. меланхолик Задание N 7. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности: 1. характер 2. темперамент 3. направленность 4. способности Задание N 8. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и поведение личности, и относительно независимых от наличной ситуации 1. характер 2. темперамент 3. направленность 4. способности Задание N 9. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения: 1. характер 2. темперамент 3. направленность 4. способности Задание N 10. Определите вид общих способностей. 1. Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности. 2. Способности, связанные с созданием предметов материальной и духовной культуры, производством новых идей, изобретений. 3. Способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков. Задание N 11. Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей 1. талант 2. задатки 3. гениальность 4. одаренность Задание N 12. Наш отечественный психолог Л.С.Выготский является автором... 1. Деятельностной концепции 2. Культурно-исторической концепции психического развития 3. Стратометрической концепции 4. Концепции поэтапного формирования успеха Задание N 13. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью... 1. Акцепторов 2. Анализаторов 3. Рецепторов 4. Детекторов Задание N 14. Активность, как всеобщая характеристика живого, получила в человеческом обществе название... 1. Сознание 2. Реакция 3. Рефлекс 4. Деятельность Задание N 15. Процесс развития психики от простейших до сознания человека называется... 1. Социогенезом 2. Антропогенезом 3. Филогенезом 4. Онтогенезом Задание N 16. Высшая форма отражения, которая присуща человеку, обозначается понятием... 1. Реакция 2. Душа 3. Рефлекс 4. Сознание Задание N 17. Начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле- это... 1. Мышление 2. Воображение 3. Ощущение 4. Потребность Задание N 18. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется... 1. Внимание 2. Апперцепцией 3. Перцепцией 4. Воображением Задание N 19. По характеру целей деятельности память делится на... 1. Произвольную и непроизвольную 2. Механическую и динамическую 3. Активную и пассивную 4. Образную и логическую Задание N 20. Психический процесс обобщенного отражения действительности называется... 1. Вниманием 2. Памятью 3. Восприятием 4. Мышлением Задание N 21. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется... 1. Ощущением 2. Абстрагированием 3. Воображением 4. Медитацией Задание N 22. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется ……….. внимания. 1. Устойчивостью 2. Распределением 3. Подвижностью 4. Концентрацией Задание N 23. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении обозначается понятием.... 1. Задатки 2. Мотивация 3. Личность 4. Темперамент Задание N 24. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как... 1. Печаль 2. Эйфория 3. Страсть 4. Фрустрация Задание N 25. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются... 1. Способностями 2. Характером 3. Чувствами 4. Темпераментом Задание N 26. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется... 1. Социумом 2. Общением 3. Привязанностью 4. Взаимоотношениями Задание N 27. Разведите черты характера и свойства темперамента. 1. Неуравновешенность. 2. Трудолюбие. 3. Чувство долга. 4. Ответственность. 5. Хорошая координация. 6. Аккуратность. 7. Впечатлительность. 8. Вежливость. 9. Низкая работоспособность. 10. Быстрое включение в работу. 11. Низкая адаптируемость. 12. Склонность к оперативной работе. 13. Высокая контактность. 14. Цикличность в настроении и деятельности. 15. Замкнутость. 16. Предпочтение одиночества большой шумной компании. 17. Ранимость. 18. Малоподвижность. Задание N 28. Определите тип акцентуации характеров по К.Леонгарду (эмотивный, возбудимый, циклотимический, застревающий, дистимический, экзальтированный). 1. Эти люди плохо управляемы, их реакции импульсивны, неконтролируемы. Если им что-то не нравится, они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти даже до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным. 2. Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и в отчаяние. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны. 3. Эти люди склонны к расстройствам настроения, серьезны, пессимистичны, все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на словах, а в деле им не хватает энергичности. Это тип пассивных рассуждателей.
Ключ к тестовому контролю знаний
Результат:
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |