Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпускная квалификационная работа 1 страница. III. 3. Значение информационно-коммуникационных технологий в развитии связной речи и возможности моделирования коррекционной работы учителя на уроках в




Б класс

III.3. Значение информационно-коммуникационных технологий в развитии связной речи и возможности моделирования коррекционной работы учителя на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для проверки эффективности использования презентации на коррекционных занятиях «Развитие связной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» нами был проведен формирующий эксперимент. Участвовали те же ученики, что и в констатирующем эксперименте.

Для проведения формирующего эксперимента была отобрана группа в количестве восьми учащихся с которыми в течении года проводились занятия с использование презентаций.

Контрольный эксперимент включал те же задания.

Максим (10 л)

а) серия сюжетных картинок- диалог

1.Юля- это кто? Это мальчик? Максим- нет

Ю- это девочка? М-да

Ю- она играет? М- нет Ю- Она капает землю? М-нет, она что то посадила.

5. Ю- что она делает? Поливает? М- да

6. -

7. -

положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Максим сделал все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка поливает яблоки

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю- Кого ты видишь? Белочек? М- нет Ю- это дети? М- да

Ю- какое время года на картинке? Зима? М-нет Ю-лето? М-да

Ю- Что они делают? Учатся? М- нет Ю-Играют? М-да Ю- еще что нибудь есть на картинке? М-да Ю- деревья? М-да Ю- Они играют в мячик? М- да.

б) Монолог по сюжетной картинке

Лето хорошее. Играть можно в футбол, кораблик запускать можно

4. Пересказ

Костя пошел ловить рыбу. Лодка покачнулась и он упал. Пришел шарик и вытащил за рубашку на берег.

Дима (9 л)

1.а)серия сюжетных картинок -диалог

1.Юля- кого ты видишь? Дима- девочку. Она сажает яблоки. Потом она начала поливать. Ю- чем она поливает? Д- не знаю. Ю- что было дальше? Д- она увидела гусеницу. Она увидела, что поливает с ведерком на дерево. Ю- что ты видишь на 4 картинке? Д- это яблоки.

положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Дима сделал все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка сажает, она поливает, она увидела птиц и у нее выросло яблоко.

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю- посмотри на картинку, что ты видишь? Д- это дети. Ю- как ты думаешь, какое это время года? Д- лето, нет осень, нет лето, потому что отдыхают, купаются. Ю- что еще они делают? Д- В море. Песок делают. Они играют в мяч, баскетбол.

б) Монолог по сюжетной картинке

Ребята играют в мяч, а эта девочка плавает, а эти тоже играют, а этот мальчик играет в кораблик.

4. Пересказ

Костя рыбачил. Костя хотел поймать рыбу. Костя упал, а собака помогла, утащила за кофту.

Даша Ш (9 л)

1.а)серия сюжетных картинок- диалог

1.Юля- это кто? Даша- девочка. Сажает вот это (показывает пальцем на картинку) Ю- Что она делает на следующей картинке? Д- лейкой поливает цветы. Ю- что на след картинке? Д- не знаю. А потом она поливает зеленое.

-положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Даша положила картинке в неверной последовательности. Ошибки не заметила.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка поливает вот это. Девочка поливает куст. Она сажает куст. Не знаю.

2.а)сюжетная картинка - диалог

Ю- Кого ты видишь? Ю- это дети? Д- да

Ю- какое время года на картинке? Д- Зима.

Ю- Что делают ребята? Д- кораблик. Круг. песочек. Играют в воде.

б) Монолог по сюжетной картинке

Мальчик. Кораблик. Ребята строят горку, вот эту. Круг. Песок.

4. Пересказ

Рыбу, ловил рыбу. Он утонул. Собака. не знаю.

Олеся (9 л) — нарушение слуха

1.а)серия сюжетных картинок- диалог

Юля- что ты видишь на картинке? Олеся- девочка цветочек закопала. Потом поливает и он растет. И солнышко на него светит. Ю- что на это картинке? О- там змея. Еще поливает. Там помидоры.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Олеся не смогла составить рассказ по серии сюжетных картинок

2.а)сюжетная картинка - диалог

Ю- Что ты видишь на этой картинке? Какое время года? О- Лето. Купаются. Есть девочки.

б) Монолог по сюжетной картине

Лето. Гуляют. Купаются.

4. Пересказ

Костя упал. Пошел сюда. Собака вытащила за кофту. И он стал трус.

Лиза Г (9 л)

1.а)серия сюжетных картинок- диалог

Юля- посмотри на картинку, что ты видишь? Лиза- девочка, она сажает растение. Можно морковку сажать. У меня была своя морковка и свекла была. Ю- а на следующей картинке, что ты видишь? Л- она поливает. 3.Она выгоняет гусеницу, потому что она ест. 4.Она еще поливает водой. Она сажает помидорки. А у меня была свекла. Я за ней ухаживала. Посадила не сама. Она от куда то сама взялась. Такая большая. И сейчас растет.

-положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Лиза сделала все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

девочка сажает помидорку.

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю- Кого ты видишь на картинке? Л- вижу ребят. Ю- что они делают? Л- они играют песочек, купаются. Ю- какое время года на картинке? Л- Весна. Девочки мальчики и деревья. Они пришли по загорать и поиграть.

б) Монолог по сюжетной картинке

Весна.

4. Пересказ

Костя плыл на своей лодке. Потом лодка качалась и он упал на берег. Он стал звать на помощь. Но сторожевая собака вытащила на берег.

Игорь Т. (9 л) — синдром Дауна

1.а)серия сюжетных картинок диалог

1.Юля- это кто? Игорь- Маша. Лопата есть. Ей можно капать землю. Можно посадить морковку. И потом наливает воды. Ю- из чего? Чем поливает? И- не знаю. Ю- что поливает? И- морковку. Это цветы. Нет. Маша посадила звезду. Груши и яблоки.

-положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Положил на бум. Последовательность не правильная

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка сажает цветы, поливает цветы, цветы красивые. Цветы поливают яблоки.и яблоки росли.

2.а)сюжетная картинка - диалог

Ю- Кого ты видишь? И- девочки, мяч. Ю- что они делают? И- играют в воде. Ю- какое время года? И- Зима. Ю- во что они одеты? И- В море купаться. Замок строят из песка.

б) Монолог по сюжетной картинке

Мяч играют друзьями, кораблики. Играют в футбол. Мяч играют.

4. Пересказ

Кораблик кататься. Она сказала щенок спаси меня на берег.

Рома (9 л)- глубокая умственная отсталость

1.а)серия сюжетных картинок диалог

1.Юля- это кто? Рома- Девочка. Ю-что она делает? Р- Она сажает. Ю- что здесь делает? Р- Она поливает кустик. Ю- зачем? Р- Пить хочется кустику. Она посадила цветы. Тут она тоже поливает.

-положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Положил не правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка сажает, а вот тут поливает. Это цветы. А тут она поливает.

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю-что ты видишь на картинке? Р- они играют. Ю- кто? Р- Дети. Ю- какое время года? Р- Лето. Жарко. Пришли купаться, играют в мяч. Этот лодку.

б) Монолог по сюжетной картинке

Девочка пошла купаться. Круг. Вот этот кораблик пускает.

4. Пересказ

Шарик вытащил за рубашку.

Настя Р (8 л)

1.а)серия сюжетных картинок- диалог

1.Юля- это кто? Настя-Девочка. Ю- что она делает? Н- она сажает помидору. Ю- как ты узнала, что это помидора? Н- на последней картинке нарисовано. Ю- здесь что происходит? Н- Она поливает. Ю- чем? Н- Лейкой. Она уже гладит цветы. 4. Она опять поливает. Вырос.

положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Настя сделала все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка капала и положила в землю. Вырос кустик, она потом стала поливать. Дерево уже стало большим. На кусте уже сидела гусеница. Она опять поливает и на кусте уже помидоры.

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю- Что на картинке? Н- лето. Жарко. На картинке 3 мальчика. Они играют в футбол. За кустиком играют в мячик. Мальчик и девочка строят замок из песка. Мальчик пускает кораблик.

б) Монолог по сюжетной картинке

Они пришли в лес. Мальчик и девочка играют в мяч. Мальчики играют в футбол. Мальчик пускает корабль. Девочка бежит в воду. Мальчик и девочка строят замок.

4. Пересказ

Мальчик пошел на рыбалку. Кораблик покачнулся и мальчик упал в воду. Мальчик стал кричать. Собака услышала его крик и прибежала. Она вытащила его за майку.

Ваня М. (10 л)

1.а)серия сюжетных картинок диалог

1.Юля- это кто? Ваня- девочка. Ю- что она делает? В- сажает цветы руками. Ю- посмотри на другую картинку, что здесь происходит? В- поливает цветы лейкой. Потом сажает цветы. Ю-какие? В- не знаю. Она поливает помидорку. Она не поспела.

-положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Ваня положил их не в верном порядке.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка сажает помидорки, потом она поливает помидорку. Куст вырос и выросли кустики, а потом девочка поливает помидорки.

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю- что ты видишь на картинке? В- лето. Мальчики играют в футбол. Ю- а девочки есть на картинке? В- Есть. Ю- куда они пришли? В- в лес. Есть речка. Они играют в мячик и лодку.

б) Монолог по сюжетной картинке

Мальчик и девочка играют в футбол. Кидают мячик. Они кидают мячик друг другу. А девочка бежит купаться.

4. Пересказ

Мальчик костя пришел на рыбалку. Лодка качнулась, он упал. Стал кричать. Шарик прибежал. Кофту закусил и вытащил.

Даня К (9 л)

1.а)серия сюжетных картинок диалог

1.Юля- кто на картинке? Даня- девочка. Она сажает руками. Ю- на след картинке? Д- девочка поливает цветок, что бы рос, поливает водой.Ю- на следующей картинке кто? Д- Потом она прогоняет гусеницу. Нет. Она кормит гусеницу. Она наливает воды на помидорку. Все картинки разные(не из одной серии) положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Даня сделал все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка вырыла ямку и посадила росток6 каждый день поливала и избавляла от червяков. Потом он вырос. Девочка стала поливать его из горшка.

2.а)сюжетная картинка - диалог

Ю- Кого ты видишь? Ребята купаются. Они купаются.Ю- какое время года? Д- лето. Ю- что они делают? Играют в песочек. Здесь мальчики и девочки тоже есть. Им весело.

б) Монолог по сюжетной картинке

Лето. Ребята купаются. Играют в футбол. Играют на суше. Ловят его. Играют в песочек.

4. Пересказ

Костя поплыл на рыбалку. Лодка подкачнулась. Он громко кричал. Шарик подбежал, схватил его за рубашку и вытащил.

Илья З. (8 л)

1.а)серия сюжетных картинок- диалог

1.Юля- это кто? Что ты видишь на картинке? Илья- девочка садит в землю семечки. Ю- посмотри на эту картинку, что здесь? И- она поливает водой. Она убирает гусеницу, ухаживает за кустиком. Ю- как ухаживает? И- мое предположение, что бы гусеница не ела его. Ю- а что на этой картинке происходит? И- она льет воду, что бы помидоры стали красные, зеленые не вкусные.

положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Илья сделал все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка посадила маленький лепесточек. Куст выростал и вырос побольше утром. Девочка поливает это цветок и собирает гусениц, что бы не съели. А потом арбузы появились. И девочка поливает их водой.

2.а)сюжетная картинка - диалог

Ю- Кого ты видишь? Тут мальчики бегают. Тут тоже играют. Ю- какое время года на картинке? И- это весна. Ю- почему? И- осень. Все зеленое, вода теплая.

б) Монолог по сюжетной картинке

Наступает весна-мальчики и девочки играют на пруду в футбол. Другие на суше, а там возле кустов тоже в футбол играют. Мальчик запускает кораблик, а девочка и мальчик делают замок из песка. Девочка идет купаться.

4. Пересказ

Мальчик Костя пошел на рыбалку. Лодка покачнулась и он упал. Звал на помощь. Собака шарик бросилась в воду спасать. Схватил его за рубашку и стал его вытаскивать.

Леша Л. (9 л)

1.а)серия сюжетных картинок диалог

1.Юля- это кто? Леша- девочка сажает березу. Девочка поливает ее водой. Ю- на следующей картинке что? Л- девочка убирает гусеницу, что бы она не съела дерево. Она поливает и на ней выросли яблоки.

положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Леша сделал все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

Девочка сажает кустик. Поливает его. Убирает гусениц. Поливает из ведра его.

2.а)сюжетная картинка диалог

Ю- Кого ты видишь? Девочка, она играет в мячик. Ю- какое время года? Л- лето, мальчики и девочки. Они играют. Ю- куда они пришли? Л- они пришли на пляж. Ю- зачем? Л- что бы купаться. Жарко.

б) Монолог по сюжетной картинке

Лето. Лето хорошее играть можно в футбол. Кораблик запускать можно.

4. Пересказ

Костя пошел ловить рыбу, лодка покачнулась и он упал. Пришла Шарик и вытащила его на берег.

Тимофей К (9 л)

1.а)серия сюжетных картинок диалог

1.Юля- это кто? Тимофей- Девочка высаживает девочка. Она его закопала в землю. Ю- что здесь она делает? Т- Она за ним ухаживает, что бы могла вырасти. Она кладется веточки и яблоки вырастают. Ю- они уже поспели? Т- Яблоки еще не выросли. Потом она полила и деревья выростали и понесла из домой и съела.

положила картинки в неправильной последовательности

Ю- Положи картинки по порядку. Тимофей сделал все правильно.

б) монолог по серии сюжетных картинок

- Рассказ про девочку и дерево. Жила была девочка которая хотела вырастить дерево. Она пошла в сад и закопала и попросила у родителей взять лейку. -Можно я возьму лейку, что бы полить дерево. Родители ответили ей- возьми. И она пошла. Он рос и яблок еще не было. Она пришла посмотрела. Потом она пошла за ведром. Спросила у родителей. Они ответили- ты можешь сорвать любое яблоко.

2.а)сюжетная картинка -диалог

Ю- Кого ты видишь? Т- Я вижу две мальчика и они играют в футбол и они играли в мяч. Лето жарко. Они пришли на пляж. Еще я виже девочек. Они играют в песочек. Давай быстрее- говорить одна девочка другой.

б) Монолог по сюжетной картинке

Мальчики играли в футбол. И один из них играл. Один из них забил гол. А две девочки играют в синий мяч.

4. Пересказ

Костя был в лодке. Потом у него что то зацепило. Он тонул. Собака его спасла. Вытащила за рубашку.

Кирилл — отсутствие ответов на вопросы и связной речи.

Обобщенные данные по результатам выполнения методик представлены в таблице 4 (приложение 4).

 

Далее более подробнее рассмотрим данные по 2 а классу.

Рис.11. Уровень сформированности диалогической речи в экспериментальной группе 1 до проведения занятий Рис.12. Уровень сформированности диалогической речи в экспериментальной группе 1 после проведения занятий

Особенности сформированности диалогической речи можно увидеть на рис 1-4. После проведенных занятий в словарном запасе учащихся (60 %) появились такие слова как помидор, лейка, лопата. 30 % учащихся не смогли правильно определить время года и говорили, что на картинке весна (на картинке лето), что может быть связанно с застреванием в памяти, так как последние занятия были связанны с временем года весна. Только 50 %учащимся доступно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам. 10% отвечали на вопросы только да-нет, что свидетельствует о неразвитости диалогической речи.Все учащиеся преимущественно используют в своей речи существительные и глаголы в настоящем времени и не совершенной форме. Прилагательные встречаются довольно редко. 10 % учащихся говорит о себе в 3-ем лице. Навыки словообразования отсутствуют. 10 % учащихся пользуются развернутыми предложениями.

Рис.15. Уровень сформированности монологической речи в экспериментальной группе 1 до проведения занятий. Рис.16. Уровень сформированности диалогической речи в экспериментальной группе 1 после проведения занятий.

 

Рис.17. Уровень сформированности монологической речи в экспериментальной группе 1 до проведения занятий. Рис.18. Уровень сформированности монологической речи в экспериментальной группе 1 после проведения занятий.

Особенности сформированности монологической речи показаны на рисунках 5-8.

45% учащихся (лучший результат учащиеся показали после проведенных занятий. В процентном соотношение качество монологической речи увеличилось на 10 %) пользуются трех-четырех-словными предложениями, используя различные грамматические формы (сажает-сажают- посадила; иду-идут-идет). 25 % детей общаются при помощи некоторых видов сложных предложений, речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т. д.), что соответствует возрасту 3-4 года. Так же 10 % учеников после проведенных занятий показали отсутствие монологической речи, что обусловленно диагнозом. При этом стоит отметить, что у данного ученика улучшились показатели в диалогической речи.

Рис.19. Уровень сформированности монологической речи в экспериментальной группе 1 до проведения занятий. Рис.20. Уровень сформированности монологической речи в экспериментальной группе 1 после проведения занятий.

 

Особенности сформированности монологической речи (пересказа) показаны на рисунках 9-10. Лучшие показатели улучшения качества связной речи после проведенных занятий выявлены именно в пересказе, так как пересказ это текст цепной реакции. На каждом занятии учащимся предлагалась работа со схемами, работа с картинками, и другие программированные задания, которые были направлены на развитие данного элемента монологической речи.

На основании проведения формирующего эксперимента можно сделать следующий вывод:

Связная устная речь умственно отсталых учащихся отличается неполнотой высказываний, нарушением логики рассказа о происходящих событиях, неправильным использованием языковых средств, недостаточной выразительностью. Была отмечена ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов, неточное их использование, патологический разрыв между активным и пассивным словарем. Умственно отсталые ученики в основном пользуются простыми предложениями, наблюдается неправильное их построение.

У умственно отсталых школьников нарушена и диалогическая и монологическая речь.

Нарушения монологической речи проявляются в искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Но использование программированных занятий может улучшить как количественные так и качественные характеристики связной речи.

Обобщенные сравнительные данные уровней сформированности монологической и диалогической речи умственно отсталых учащихся представлен в таблице 5 (приложение 5).

Далее рассмотрим сравнительные показатели по 2 а и 2 б классам.

Рис.21 Сравнительные данные по монологической речи после проведенных занятий

 

На рисунке 21 можно увидеть, что во 2 а классе увеличился процент учащихся, которые показали 4 уровень, то есть учащиеся стали использовать развернутые предложения в своих ответах, слова согласуются в предложении. Но стоит отметить, что рассказ только частично соответствует изображаемой ситуации- учащиеся (25 %) путают название времени года, сами действия производимые героями на картине. Взаимоотношения объектов не уточняется. Так же можно ответит, что во 2а классе уменьшился процент учащихся показывающих 6 уровень. Данный ученик стал отвечать на вопросы двух-трех словными предложениями, соответствующими ситуации.

Рис 22 сравнительные данные по диалогической речи после проведенных занятий

Во 2а классе ученик показывающий 6 уровень до начала проведения эксперимента улучшил свои показатели и теперь его ответ соответствует 5 уровню, в то же время во 2 б классе качественные показатели не изменились. Ученик стал кратко отвечать на вопросы, его ответы чаще соответствуют ситуации. Для него во время занятий были разработаны индивидуальные задания, что позволяло ему активно участвовать в работе на уроке.

Рис 23. сравнительные данные по пересказу после проведенных занятий

 

После проведенных занятий качество пересказа у учащихся 2 а класса увеличилось на 15 %., а именно 4 уровень стали показывать 45 % учащихся- ответы соответствуют тексту, отдельные смысловые звенья могут быть искаженны(1-2), раскрыты временные отношения. Речевые высказывания строятся с использование союзных слов(потому что, чтобы)-10 %.пересказ учащегося показавший в начале эксперимента 6 уровень после проведенных занятий соответствует 5 уровню- появились двух-трех словные предложения, на дополнительные вопросы по картинке отвечает верно.

выводы по главе III

1.Формирующий эксперимент предполагал разработку цикла занятий по коррекционному курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» включающих 10 занятий в период с 15.12.2014 по 16.03.2015. Тематика занятий определялась требованиями типовой программы обучения в специальной(коррекционной) школе VIII вида и календарно-тематическим планированием учителя.

2.В формирующимся эксперименте участвовали те же дети, при этом с учащимися первой экспериментальной группы занятия проводились с использованием ИКТ, учащиеся второй экспериментальной группы стали приняли участие в формирующем эксперименте в качестве контрольной группы, с которой занятия про водились по традиционной методике без использования ИКТ.

3.Результаты констатирующего эксперимента позволяют говорить нам о том, что в процентном соотношение качество монологической речи увеличилось на 10 % -учащиеся стали чаще использовать в своей речи трех-четырех-словными предложениями, используя различные грамматические формы (сажает-сажают- посадила; иду-идут-идет). Так же 25 % детей общаются при помощи некоторых видов сложных предложений, речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т. д.), что свидетельствует об эффективности программированных занятий. Показатели по диалогической речи так же повысились- только 25 % учащихся отвечают на вопросы да-нет, остальные стараются использовать в ответе развернутое предложение.


Заключение

Анализ литературных источников по теме дипломной работы Е.Н. Гончаровой, Н.Н. Малофеева, О.И.Кукушкиной, Н.А.Свининой и др. показал, что интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста способствует его совершенствованию. Благодаря своему техническому потенциалу и дидактическим свойствам компьютер может выступать в качестве эффективного средства формирования диалогической и монологической речи у умственно отсталых учащихся младших классов на коррекционных занятиях «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

С учетом методических рекомендаций были определены основные положения экспериментального исследования и этапы его проведения: эксперимент проводился на базе школы «Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71». В исследовании принимали участие младшие школьники (8-10 лет) в количестве 14 человек. 8 из 2а класса и 6 из 2б класса. Для оценки сформированности связной речи нами были использованы методики: «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок», «Исследование монологической речи с опорой на серию сюжетных картинок», «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку», «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку», Пересказ. Данные методики позволяют выявить две формы высказывания-особенности диалогической и монологической речи. Нами была проведена модификация, которая заключается в выделении дополнительного VI уровня.

Констатирующий эксперимент позволил нам дать оценку сформированности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Учащиеся были поделены на две условные группы- 2а и 2б классы. С первой группой коррекционные занятия «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» проводились с использование компьютерных презентаций, со второй группой занятия проводились традиционным методом. С целью проверки выдвинутого предположения о том, что использование компьютерных презентаций на занятиях коррекционного курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» повысит эффективность работы по формированию связной речи на основе визуализации разнообразных семантических связей между понятием и его способностью отражать окружающую действительность у младших школьников с умственной отсталостью, был проведен формирующий эксперимент. Для его реализации разработаны конспекты уроков, компьютерные презентации к каждой теме, включающие в себя информационно-иллюстративные материалы, разноуровневые задания, дидактические игры, аудио- и видеофайлы, эффекты анимации.

Сопоставительный анализ устных ответов по предлагаемым методикам констатирующего и контрольного эксперимента учащихся показал улучшение качества речевой деятельности учащихся, с которыми проводились занятия с использованием компьютерных презентаций. Лучшие показатели улучшения качества связной речи после проведенных занятий выявлены в пересказе, так как пересказ это текст цепной реакции. На каждом занятии учащимся предлагалась работа со схемами, работа с картинками, и другие программированные задания, которые были направлены на развитие данного элемента монологической речи. Диалогическая речь так же отличается по своим качественным характеристикам- учащиеся стали больше использовать развернутые предложения, допускают меньше ошибок при согласовании слов в предложение. Уточнились понятия используемые на занятиях (домашние животные, дикие животные, времена года). Результаты экспериментальной работы доказывают, что использование мультимедийных учебных презентаций на разных этапах урока с сочетанием словесных, наглядных и практических методов обучения способствует повышению качества связной речи у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Таким образом, подтверждается выдвинутая нами гипотеза


Список литературы

1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.

2.Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1. - 199с.

3. Васенков, Г.В., Меньков А.Б. Компьютер на уроке труда в специальной (коррекционной) школе // Дефектология, 1996. № 4. С. 57-61.

4.Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности / А.А.Вербицкий. − М.: Полиграф-сервис, 2005. − 327 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.