КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы регулирования рынка труда Нижегородской области
Можно выделить следующие проблемы развития рынка труда в РФ в целом, и в Нижегородской области в частности: 1. Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 8,2%, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%. Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений. 2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования. 3. Появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве. 4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. 5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) –находились в вынужденных отпусках. 6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле. 7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы. 8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда. 9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен. 10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных. 11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно. В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие тенденции: 1. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах. 2. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода. 3. Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда. 4. Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально- квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы. 5. По числу занятых в России лидировал в первый период реформ государственный сектор, на него приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33% -в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания. 6. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства. Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда. Увеличение численности безработных, зарегистрированных в ГУ ЦЗН г.о.г. Дзержинск, обусловлено, в первую очередь, обращениями высвобождаемых работников на крупных производственных предприятиях городского округа (ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова», ОАО «ДПО «Пластик», ООО «Газпромторг НН», ООО «Волгатрансгазстроймонтаж». В связи с изменением ситуации на рынке труда увеличилось количество обращений занятого населения. Для граждан, находящихся в ситуации латентной безработицы очень актуальна занятость со свободным графиком работы. В связи с этим ГУ ЦЗН г.о.г. Дзержинск ведется активная работа по заключению договоров с общественными организациями для привлечения безработных на общественные социально значимые работы. Если прежде общественные работы в основном проводились в организациях жилищно-коммунального хозяйства, где требовались мужские руки, то теперь женский труд пользуется здесь спросом в большей степени. Женщины устраиваются на социальные работы по уходу за престарелыми, инвалидами, участниками ВОВ, оформлять документы, убирать территории и помещения, упаковывать продукцию, мыть посуду, оказывать неквалифицированную помощь поварам, помощь в организации, содержании и развитии муниципальных учреждений основного общего образования, организации досуга детей и т.д. Одна из самых многочисленных категорий обращающихся в ГУ ЦЗН г.о.г. Дзержинск - молодежь в возрасте до 30 лет. Молодежь наиболее мобильна на рынке труда, нацелена на реальное трудоустройство, определение собственных профессиональных целей, получение профессии. Увеличение численности обращений молодежи, в том числе выпускников, в ГУ ЦЗН г.о.г. Дзержинск обусловлено рядом факторов. Одним из важнейших факторов был и остается образовательный. Престиж профессии зачастую играет решающую роль при выборе специальности, и в результате растет число выпускников по специальностям, не востребованным на современном рынке труда. Получив образование по выбранной профессии, они не имеют возможности применить свои теоретические знания на практике. Зачастую выпускники не отвечают требованиям, предъявляемым работодателем при трудоустройстве. Подростки и молодые люди, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы, не могут выдержать конкуренцию на рынке труда. Поэтому возникает задача оказания квалифицированной помощи выпускникам учебных заведений в формировании активной жизненной позиции, в приобретении знаний и навыков, необходимых для самостоятельного трудоустройства и планирования профессионального пути. Одной из наиболее действенных форм работы в этом направлении являются программы социальной адаптации («Новый старт», «КИШ», «Мастерская по поиску работы», «Старт в профессию» и др.). Одним из направлений в работе службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве, в том числе выпускников, является реализация программы «Молодежная практика». Основная её цель - приобретение молодежью минимального опыта работы по полученной специальности для возможности дальнейшего трудоустройства в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Уже несколько лет не востребованы на рынке труда выпускники средних специальных заведений по профессиям экономист, бухгалтер, менеджер, юрист. Поэтому молодежь, имеющая вышеназванные специальности, соглашается даже на работу временного характера с небольшой заработной платой. Для адаптации на рынке труда различных категорий населения ГУ ЦЗН г.о.г. Дзержинск проводятся групповые и индивидуальные информационные занятия, профконсультации по выбору профессии с использованием тестирования и профотбор перед обучением на курсах СЗ, предоставляется информация по поиску работы и собеседованию с работодателем, оказывается психологическая поддержка. Ситуация на рынке труда сложилась в результате действия следующих негативных процессов: - массовой «скрытой» безработицы; - диспропорций в профессионально-квалификационной структуре; - несвоевременных выплат заработной платы; - снижения реальных доходов населения; - снижения уровня деловой активности; - массовой долговременной безработицы; - нарастания напряженности в трудовых отношениях; - низкой мобильности трудовых ресурсов. Сегодня политика занятости в Нижегородской области направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, малоквалифицированные либо остаются на предприятиях, увеличивая тем самым число не полностью занятых, либо пополняют число безработных. В сложившихся условиях основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются: - содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; - обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; - обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда; - содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. С этой целью необходимо проводить модернизацию механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрять инновационные методы государственного регулирования в области содействия занятости населения по следующим приоритетным направлениям: - совершенствованию законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения; - совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; - обеспечению сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; - развитию региональных рынков труда и повышению территориальной мобильности рабочей силы; - развитию кадрового потенциала; - оптимизации привлечения иностранной рабочей силы; стимулированию экономической активности населения; - повышению качества рабочих мест.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |