Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни познавательной деятельности, их взаимосвязь. Эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпиризм и рационализм




В научной гносеологии уровень, или ступень, познания означает способ представления объекта, способ его оценки и способ оперирования, пли манипуляции. Различают обыденное, художественно-образное, религиозно-мистическое и научное познание. В качестве основных в познавательной деятельности выступают эмпирический (основанный на чувственных способностях) и теоретический (базирующийся на мыслительных действиях) уровни.

Эмпирический уровень познания базируется на чувственных формах отражения (ощущениях, восприятии, представлениях). Ощущения фиксируют конкретные свойства предметов цвет, вкус, форму, запах, свет, влажность, твердость и др. Восприятие - это целостное чувственное воспроизведение объекта, которое связывает отдельные ощущения в единый образ, предоставляющий субъекту возможность использовать его. Более сложной формой является представление, т. е. образ, возникающий в сознании человека при отражении предметов реального мира. По содержанию оно близко к восприятию. Представление может возникать и сохраняться при отсутствии воздействия на органы чувств — по воле воображения субъекта. Создание представления возможно благодаря активной практической деятельности, воле субъекта. Внешний мир воспринимается людьми через каналы органов чувств. Результаты чувственного отражения могут быть зафиксированы как внутри субъекта (ощущение, восприятие, представление), так и вне его (письменная речь, видеокассета, художественный образ). Однако внешние формы (знаковая или образная) — всегда лишь копия, модель, поэтому несут с собой искажение, огрубление, неточность, переходность. Копия никогда не может стать оригиналом, но она может бесконечно совершенствоваться.
На эмпирическом уровне познания действует многочисленный практический опыт — предметно-чувственный, а не только чисто чувственный. Результатом чувственного отражения является эмпирическое, или опытное, знание.
С формированием научной познавательной деятельности эмпирический опыт и эмпирическое знание трансформируются и интерпретируются через призму научных теорий и научных гипотез. Эмпирический уровень подвергается самостоятельному научному анализу. Такие исследования позволили выделить его основные принципы и методы (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и др.).
На теоретическом уровне происходит переработка непосредственно получаемой информации па базе рациональных возможностей и способностей субъекта познания. Рациональное отображение объекта это его непротиворечивое описание в теоретическом языке. Перевод, перекодирование и абстрактно-логические операции и процедуры образуют главное содержание теоретической ступени познания. Совокупностью абстрактно-логических приемов (идеализация, аналогия, индукция, дедукция и др.), прилагаемых к теоретическим объектам, и определяется процесс мышления.
Абстрагирование есть отвлечение от чего-либо. Абстракция может представать в виде понятия (причина, движение, закон) либо чувственно-наглядного образа (схема, план, чертеж).
Идеализация - это процесс образования идеализированного объекта, который является предметом теоретического исследования. Например, точка - это идеализированный объект, не имеющий протяжения и реально не существующий.
Абстрактное мышление есть способ отражения, представления объекта в идеальных образах.

К основополагающим логическим формам теоретического познания относятся: понятие, суждение, умозаключение, принципы, гипотезы, законы, теории.
Понятие есть логическая форма мышления, отражающая сходное повторяющееся, общее в предметах посредством знаковой системы языка. В нем фиксируются существенные и несущественные признаки предметов: случайные и необходимые, количественные и качественные. По степени общности предметов понятия могут быть общими, предельно общими, частнонаучными, общенаучными и всеобщими (философскими).
Понятие есть результат обобщенного выделения субъектом признака предмета.

1. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.). Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

2. Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.