Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка динамики прибыли предприятия




Для изучения и оценки динамики прибыли за последние три года составим таблицу 3.2

Таблица 3.2

Информация о динамике прибыли (убытков) по объединению предприятий питания, млн. руб

 

Показатели Фактически за Отклонение отчетного года от 2012 % к 2011 в % к 2010
2010 год 2011 год 2012 год 2010 года   2011 году  
Общий объем товарооборота в действующих ценах Валовой доход: сумма в % к обороту     1558,4 52,917     2038,0 53,059         2609,5 53,212 +1959     +1051,1 +0,295   +1063     +571,5 +0,153     166,5     167,4 100,6     127,7     130,4     130,8 100,3    

 

 

Продолжение таблицы 3.2

 

Налоги и налоговые платежи, взимаемые за счет валового дохода: сумма в % к обороту     103,4 3,511     139,5 3,632         170,7 3,481   +67,3 -0,030       +31,2 -0,151         165,1 99,1         122,4     134,9 103,4    
Издержки производства и обращения: сумма в % к обороту     1458, 1   1884,1 49,052         2394,1     +936,0 -0,692     +510,0 -0,233       164,2 98,6       95,8     129,2 99,1    
Прибыль (убыток, -) от реализации собственной продукции и покупных товаров: сумма в % к обороту 49,511       14,4 0,375 2,0   48,816         +47,8 +0,923 +0,5   +30,3 +0,537 +0,2     - - 129,4   127,1 99,5       - - 117,6  
Сумма балансовой прибыли (убытков, -) 1,0 19,6 51,8 +50,8 +32,2 51,8 раза 264,3 19,6 раза

 

Анализ прибыли за год дополняют ее изучением по полугодиям, кварталам и месяцам. Ресторан питания имеет следующие данные о выполнении плана и динамики прибыли по полугодиям и кварталам.

 

Таблица 3.3

Информация о выполнении плана прибыли (убытков,) от реализации собственной продукции и покупных товаров по кварталам и полугодиям отчетного года, млн. руб

 

Кварта лы и полуго дия План Фактически % вы полне ния плана (по сумме при были) Отклонение от плана по сумме прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров
сумма в % к обо- роту сумма в % к обо-роту всего в том числе за счет изменения
объема товарообо рота уровня валового дохода уров ня налогов, взимаемых за счет вало вого дохо да уров ня издержек
Первый квартал Второй квартал Итого за I полуго дие Третий квартал Итого за 9 месяцев Четвер тый квартал Итого за II полуго дие 8,1   8,4   16,5     8,2   24,7     6,6     14,8 0,783   0,744   0,762     0,693   0,738     0,509     0,597 9,1   12,3   21,4     18,8   40,2     4,5     23,3 0,843   1,008   0,930     1,526   1,138     0,328     0,895   112,3   146,4   129,7     229,3   162,8     68,8     157,4 +1,0   +3,9   +4,9     +10,6   +15,5     -2,1     +8,5 +0,4   +0,6   +1,0     +0,3   +1,3     +0,4     +0,7   +3,2   +3,2   +6,4     +6,8   +13,2     -4,1     +2,7   +1,2   +1,4   +2,6     +1,3   +3,9     +2,1     +3,4 -3,8   -1,3   -5,1     +2,2   -2,9     -0,5     +1,7

 

Продолжение таблицы 3.3

 

Всего за год 31,3 0,674 44,7 0,912 142,8 +13,4 +1,7 +9,2 +5,9 -3,4

 

Таблица 3.4

Информация о динамике прибыли (убытков, -) от реализации собственной продукции и покупных товаров по кварталам и полугодиям прошлого и отчетного годов, млн. руб

 

Кварта лы и полуго дия План Фактически % вы полне ния плана (по сумме при были) Отклонение от плана по сумме прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров
сумма в % к обо- роту сумма в % к обо-роту все го в том числе за счет изменения
объема товарооборо та уровня валового дохода уров ня налогов взимаемых за счет вало вого дохо да уровня издержек
Первый квартал Второй квартал Итого за I полуго дие Третий квартал Итого за 9 месяцев 0,5   6,4   6,9     14,5   21,4     -7,0 0,058   0,678   0,382     1,481   0,769     - 9,1   12,3   21,4     18,8   40, 0,843   1,008   0,930     1,526   1820,0   192,2   310,1     129,7   187,9     - +8,6   +5,9   +14,5     +4,3   +18,8     +11,5 +0,1   +1,8   +1,9     +3,8   +5,7     -1,7 +9,1   +3,1   +12,2     -0,7   +11,5     -4,0 +1,1   +1,8   +2,9     +2,1   +5,0     +2,1 -1,7   -0,8   -2,5     -0,9   -3,4     +15,

 

Продолжение таблицы 3.4

 

  Четвер тый квартал Итого за II полуго дие   7,5 0,662     0,368     4,5     23,3 1,138     0,328     0,895     310,7     15,8     +2,1     -4,7     +4,2     +13,9
Всего за год 14,4 0,375 44,7 0,912 310,4 +30,3 +4,0 +7,5 +7,4 +11,4

 

План прибыли выполнен в первом, втором и третьем кварталах. Рост прибыли обеспечен за счет увеличения объема товарооборота, повышения уровня валового дохода и снижения уровня налогов, взи­маемых за счет реализованных торговых надбавок и наценок. В пер­вом, втором и четвертом кварталах прибыль могла увеличиться на 5,6 млн. руб. за счет недопущения относительного роста издержке про­изводства и обращения (3,8 + 1,3 + 0,5). План по прибыли в четвер­том квартале недовыполнен на 2,1 млн. руб. за счет снижения уровня валового дохода. В динамике прибыль возросла во всех кварталах. Если бы не было снижения уровня реализованных торговых надбавок и наценок в третьем и четвертом кварталах, то прибыль организации общественного питания увеличилась бы на 4,7 млн. руб. (0,7 + 4,0). Относительный рост издержек в первом, втором и третьем кварталах уменьшил прибыль на 3,4 млн. руб. (1,7 + 0,8 + 0,9).


Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия

 

В условиях становления и развития рыночной экономики при­быль является основным показателем оценки финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты хозяй­ствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и хозяйственных организаций. Прибыль является одним из основных источников стимулирования труда, производственно-торгового и социального развития предприятий общественного питания, роста их имущества и собственного капитала.

Различают прибыль (убыток) от реализации продукции собствен­ного производства и покупных товаров, прибыль (убыток) от про­дажи основных средств и прочих активов, общую и чистую при­быль. Прибыль (убыток) от реализации собственной продукции и покупных товаров в общественном питании по данным бухгалтерс­кого «Отчета о прибылях и убытках» (форме №2) определяют вы­читанием из выручки (нетто) от реализации продукции, товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акци­зов и других обязательных платежей, взимаемых из выручки) себе­стоимости их реализации, а также коммерческих управленческих расходов. По данным статистического «Отчета о финансовых ре­зультатах» (форма №5-ф) прибыль от реализации собственной про­дукции и покупных товаров рассчитывают вычитанием из валового дохода-брутто налогов и других обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации собственной продукции и товаров, а также издержек производства и обращения. В обоих случаях ре­зультаты расчета прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров будут идентичны. В литературе рекомендуют оп­ределять и изучать экономическую прибыль вычитанием из валового дохода-нетто экономических издержек (относимых на издерж­ки производства и обращения и на прибыль). Предприятия питания могут также иметь прибыль или убыток от реализации и выбытия основных средств и продажи прочих активов, а также внереализа­ционные доходы, расходы и потери. Общую (балансовую) прибыль или убыток определяют следующим образом: к прибыли от реали­зации продукции собственного производства и покупных товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих ак­тивов, а также внереализационные доходы и вычитают убытки от реализации основных средств и прочих активов, внереализацион­ные расходы и потери, если они имели место.

Предприятия общественного питания, выполнившие план при­были, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюд­жет и внебюджетные фонды, пополнить собственный капитал, со­здать необходимые специальные фонды, резервы и т.п. Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий, определяют вычитани­ем из налогооблагаемой прибыли сумм уплаченных налогов.

В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику при­были, определяют влияние факторов на ее размер, а главное выяв­ляют, изучают и мобилизуют резервы роста чистого дохода. При­быль от реализации собственной продукции и покупных товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня вало­вого дохода, уровня издержек и уровня налогов, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на прибыль определяют приемом аб­солютных разниц. Для измерения влияния изменения товарооборо­та необходимо отклонение от плана или в динамике по его объему умножить на базисный уровень прибыли от реализации собствен­ной продукции и покупных товаров в процентах к обороту (по плану или фактический за прошлый период) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек производства и обращения рассчитывают умноже­нием фактического товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично определяют влияние на прибыль изменения уровня налогов и дру­гих обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации собственной продукции и покупных товаров. На балансовую (об­щую) прибыль кроме того влияют изменения сумм прибыли (убыт­ков) от реализации и выбытия основных средств, от продажи про­чих активов, внереализационных доходов, расходов, потерь и убыт­ков. Влияние этих факторов на общую сумму прибыли определяют прямым счетом.

Таблица 3.5

Информация о выполнении плана прибыли, млн. руб

 

Показатели Фактически за 2011   Отклонение В % к 2011
план фактически % выпол нения от плана от прошлого года
Общий объём товарооборота в действующих ценах Общая сумма валового дохода Валовой доход в % к обороту Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода Налоги и другие обязательные платежи в % к обороту Сумма издержек производства и обращения Издержки производства и обращения в % к обороту   2038,0   53,059   139,5   3,632   1884,1     49,052   14,4   2463,0   53,025   167,3   3,602   2264,4     48,749   31,3   2609,5   53,212   170,7   3,481   2394,1     48,819 105,6   105,9   100,4   102,0   96,6   105,6     100,1   142,8 +259   +146,5   +0,187   +3,4   -0,121   +129,7     +0,070   +13,4 +1063   +571,5   0,153   +31,2   -0,151   +510,0     -0,233   +30,3 127,7   128,0   100,3   122,4   95,8   127,1     99,5   310,4

 

Продолжение таблицы 3.5

 

Сумма прибыли (убытков) от реализации собственной продукции и покупных товаров Прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров в % к обороту Прибыль от реализации основных средств Прибыль от реализации прочих активов Внереализацион-ные доходы Внереализацион-ные расходы, потери и убытки   0,375   2,0     1,1     3,7   1,6   0,674   2,7     1,4     3,9   1,2   44,7   0,912   2,2     1,9     4,9   1,9   135,3   81,5     135,7     125,6   158,3   +0,238   -0,5     +0,5     +1,0   +0,7   +0,537   +0,2     +0,8     +1,2   +0,3       243,2   110,0     172,7     132,4   118,8  
Сумма общей (балансовой) прибыли, убытков(-) 19,6 38,1 51,8 136,0 +13,7 +32,2 264,3

 

 

План по прибыли от реализации продукции собственного про­изводства и покупных товаров перевыполнен на 13,4 млн. руб., или на 42,8%. В динамике она возросла на 30,3 млн. руб. (на 210,4%). Перевыполнен план по прибыли от реализации прочих активов на 0,5 млн. руб. (на 35,7%) и недовыполнен по прибыли от продажи основных средств на 0,5 млн. руб. (на 18,5%). На общую сумму прибыли положительно повлиял рост внереализационных доходов на 1,0 млн. руб. и отрицательно - увеличение внереализационных расходов, потерь и убытков на 0,7 млн. руб. План по общей сумме прибыли перевыполнен на 13,7 млн. руб. (на 36,0%). По сравнению с прошлым годом она возросла на 32,2 млн. руб., или на 164,3%. Для измерения влияния факторов на балансовую прибыль произво­дят следующие расчеты.

Таблица 3.6

Алгоритм расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли, млн. руб

 

Наименование факторов Влияние на выполнение плана прибыли Влияние на динамику прибыли
расчет сумма расчет сумма
Изменение общего объема товарооборота в действующих ценах В том числе за счет повышения продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары Изменение уровня валового дохода в % к обороту Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к обороту +259*0,674:100     х     4904*(+0,187):100     4904*(-0,070):100     2,2 – 2,7   +1,7     х     +9,2     -3,4     -0,5   +1063*0,375:100     (4904 - 3926)*0,375:100   4904*(+0,153):100     4904*(+0,233):100     2,2 – 2,0   +4,0     +3,7     +7,5     +11,4     +0,2  

 

Продолжение таблицы 3.6

 

Изменение суммы прибыли от реализации основных средств Изменение суммы прибыли от реализации прочих активов Изменение суммы внереализационных доходов Изменение суммы внереализационных расходов потерь и убытков 1,9 – 1,4   4,9 – 3,9     1,2 – 1,9 +0,5   +1,0     -0,7 1,9 – 1,1   4,9 – 3,7     1,6 - 1,9 +0,8   +1,2     -0,3  
Всего 51,8 – 38,1 +13,7 51,8 – 19,6 +32,2

 

Большинство факторов положительно повлияло на выполнение плана и динамику прибыли. Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то ее сумма возросла бы по сравнению с планом на 4,6 млн. руб. (3,4 + 0,5 + 0,7) и с прошлым годом — на 0,3 млн. руб.

Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение про­дажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. При повышении продажных цен увеличивается объем това­рооборота, а следовательно, и растет прибыль от реализации соб­ственной продукции и покупных товаров. И наоборот, снижение продажных цен уменьшает сумму прибыли. Влияние на прибыль ценового фактора определяют приемом абсолютных разниц, т.е. уве­личение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения продажных цен умножают на базисный уровень прибыли от реали­зации собственной продукции и покупных товаров (по плану или фактический за прошлый период) и делят на 100. В связи с повы­шением продажных цен товарооборот предприятий общественного питания возрос на 978 млн. руб. (4904 - 3926) и за счет этого при­быль увеличилась в динамике на 3,7 млн. руб. (978 • 0,375:100). Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускают, что все издержки находятся в прямой зависимости от изменения продажных цен на продук­цию собственного производства и покупные товары. В действи­тельности только уровень определенной части расходов предприя­тий общественного питания зависит от изменения продажных цен, что следует учитывать при анализе.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение про­изводительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а сле­довательно, и прибыли. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения про­изводительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров (по плану или фактический за прошлый период) и разделить на 100. Благода­ря повышению производительности труда объем товарооборота объе­динения предприятий общественного питания по сравнению с пла­ном увеличился на 170 млн. руб. и в результате прибыль возросла на 1,1 млн. руб. (170 • 0,674: 100). Рост произво­дительности труда в динамике обеспечил увеличение прибыли на 3,6 млн. руб. (951 • 0,375:100).

Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль из­менения фондоотдачи. Повышения фондоотдачи по сравнению с пла­ном обеспечило рост товарооборота на 130 млн. руб. и прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров — на 0,9 млн. руб. (130 х 0,674:100). За счет роста фондоотдачи в динамике прибыль увеличилась на 0,4 млн. руб. (98 х 0,375:100).

Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдель­ным видам и суммам). Многие из них, в том числе и внереализаци­онные доходы являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Особое внимание уде­ляют изучению причин образования внереализационных расходов, потерь, убытков и разработке мер по их сокращению и предупреж­дению.

Поступившие от поставщиков, покупателей, других юридичес­ких и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушении ими условий договоров поставки продуктов и следовательно, они не дол­жны оцениваться положительно. При анализе не только изучают полноту применения штрафных санкций к нарушителям договорной дисциплины, но и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. По каждой сумме уплачен­ных штрафов устанавливают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновных в возмещение при­чиненного ущерба. Кроме того, изучают, на сколько полученные штрафы покрывают убытки предприятий от невыполнения юриди­ческими и физическими лицами договорных обязательств.

Рост дивидендов по акциям, доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям общественного питания, доходов от сдачи имущества в аренду, курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте положи­тельно характеризует их хозяйственную и финансовую деятельность. Наличие прибыли (убытков) прошлых лет, выявленной в отчетном году, показывает о недостатках в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение прибыли дебиторской задолжен­ности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной рабо­те, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок офор­мления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими предприятиями и физичес­кими лицами и принимают меры по их предупреждению. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки свидетельствуют о недостатках в обеспечении сохранности имущества предприятия, учетно-контрольной работе. По каждой сумме списанной на убыт­ки недостач проверяют обоснованность и законность списания, вы­ясняют их причины и виновников, а главное принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей. Для оценки рентабельности функционирования составляют таблицы.

Таблица 3.7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.