КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека
Начну с правовых основ, а в частности с положений Конвенции о защите прав и основных свобод 1950г. Она была принята в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года[3] и имела непростую судьбу. Конвенция была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами (Великобритания, Дания, Исландия, Ирландия, ФРГ, Люксембург, Норвегия, Швеция). Однако только спустя 25 лет после принятия к Конвенции присоединились все члены Совета Европы. Это можно объяснить тем, что первоначально многие европейские государства выражали протест против предоставления индивиду права на подачу жалобы в Европейскую Комиссию по правам человека и против обязательной юрисдикции Европейского суда. Конвенция содержит список неотъемлемых прав и свобод каждого гражданина и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией. Особенно следует отметить, что Конвенция не является статичным сводом норм полувековой давности, она продолжает развивать и уточнять закрепленные в ней права и обязанности, как посредством принятия протоколов, так и в результате решений Европейского суда, имеющих силу прецедента. Права и свободы, установленные в Конвенции и протоколах, не упорядочены логически, что затрудняет их обзор. Попробуем условно разделить их на следующие группы[4]. 1. Нормы, охраняющие жизнь и здоровье человека: ст.2 Конвенции – право на жизнь; ст.1 Протокола №6[5] – отмена смертной казни; ст.3 Конвенции – запрещение пыток[6]. Следует отметить, что по-прежнему сохраняет силу перечень случаев, когда лишение жизни не является нарушением права на жизнь (п.2 ст.1 Конвенции); 2. Нормы, охраняющие достоинство, независимость и равноправие людей: ст.4 Конвенции – запрещение рабства и принудительно труда; ст.8 Конвенции – право на уважение частной и общественной жизни; ст.5 Протокола №7[7] – равноправие супругов и прочее; 3. Нормы, охраняющие развитие и свободу самовыражения человека: ст.9 Конвенции – свобода мысли, совести, религии; ст.10 Конвенции – свобода выражения мнения; ст.2 Протокола №1[8] – право на образование. Ограничениям может быть подвергнута свобода исследовать свою религию в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия и охраны общественного порядка; 4. Нормы, охраняющие политические свободы: ст.11 Конвенции – свобода собраний и ассоциаций; ст.2 Протокола №1 – право на свободные выборы. 5. Норы, охраняющие личную свободу и обеспечивающие судебную защиту прав и свобод: ст.5 Конвенции – право на свободу и безопасность; ст.7 Конвенции – наказание исключительно на основании закона; ст.1 Протокола №4[9] – запрещение лишения свободы за долги и прочее; 6. Нормы, охраняющие свободу передвижения и выбора места жительства: ст. ст. 2-4 Протокола №4 – свобода передвижения; запрещение высылки граждан; запрещение массовой высылки иностранцев. 7. Нормы, защищающие имущественные права: ст.1 Протокола №1 – защита собственности. Это единственная норма, направленная на защиту прав физических и юридических лиц. Права, предусмотренные Конвенцией, закреплены в Конституции РФ и ряде законов. Идет процесс сближения законодательства РФ с международными стандартами. Этот процесс можно проследить в отмене ограничений выезда за рубеж, в введении суда присяжных, в проведении комплексной реформы уголовно-исполнительной системе и прочем. Также важно рассмотреть структуру и состав Европейского суда. Юридическим и фактическим местопребыванием Суда является Страсбург, столица французской провинции Эльзас и местонахождение Совета Европы. Как известно, Эльзас расположен на границе с Германией (от здания Суда до границы всего несколько километров) и в 70 км от границы со Швейцарией. Суд также может выполнять свои функции, если сочтет это целесообразным, в другом месте на территории страны - члена Совета Европы. Деятельность Суда освещается в разделе II (ст.19), Разделе III (ст.ст.20-37), разделе IV (ст.ст.38-56), а также в разделе V (ст.ст.58-59) Конвенции. Кроме того, Протокол № 2[10] к Конвенции наделяет Европейский Суд по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения; Протокол № 9[11] предоставляет возможность гражданам государств, подписавших этот документ, передавать дело на рассмотрение Суда; и наконец, Протокол № 11[12] учреждает постоянный единый Европейский Суд по правам человека. Европейский суд на основе Конвенции, а также Протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 года Правила (регламент) процедуры Суда [13](далее – Регламент). Правила дают определение используемых понятий и терминов «Конвенция», «пленарное заседание Суда», «Большая Палата», «Палата», «Суд», «судья», «сторона» и т.п. Раздел I регламентирует организацию и работу Суда, а раздел II устанавливает порядок производства и принципы. Каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, представлено в Суде одним судьей. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов, представленных каждой страной сроком на шесть лет. Вместе с тем срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года. Они определяются по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину[14]. Судья должен уйти в отставку по достижении им 70 лет. В течение своего срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов суда. Член Суда не может быть отстранен от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он более не соответствует предъявляемым требованиям. Суд избирает из своего состава Председателя и одного или двух заместителей. Причем Председателя сроком на три года; они могут быть переизбраны. Нынешним председателем Суда является Дин Шпильманн (Люксембург), заместителями – Ж. Касадеваль (Андорра) и Г. Раймонди (Италия)[15]. Суд образует Комитеты, Палаты, Большую палату, создаваемые на определенный период времени, избирает Председателей Палат Судей, которые могут быть переизбраны. Суду помогает канцелярия, также используются услугами юридических секретарей. Структурно работа Суда строится в Комитетах, Палатах и Большой Палате. Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию одной трети членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет две трети от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты - из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей. Комитеты формируются Палатами на 12 месяцев. Палаты своим решением определяют тех судей и их "заместителей", которые будут заседать в каждом конкретном Комитете. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Европейской конвенции и признания ее приемлемой или неприемлемой. Сами Палаты формируются Судом также на фиксированный срок. Суд определяет 7 судей, которые будут работать в той или иной Палате. Кроме того, назначает "заместителей" на случай отсутствия "постоянных" судей Палаты. Судьям не запрещается участвовать в работе нескольких Палат. Большая Палата, состоящая из 17 судей и 3 запасных, образуется на три года и призвана принимать решения по жалобам граждан и межгосударственным спорам, а также рассматривать запросы Комитета Министров на предмет консультативных заключений. Президент (председатель) Суда, вице-президенты, президенты Палат и судья от страны, участвующей в деле в качестве одной из сторон, входят в состав Большой Палаты ex officio (лат. – «в силу занимаемой должности»). Решения и постановления Большой Палаты выносятся большинством голосов от числа судей, участвующих в судебном заседании. В соответствии с Регламентом судьи не вправе воздерживаться от результирующего голосования по существу дела. Интересно, что по общему правилу голосование осуществляется поднятием руки. Однако Председатель может также произвести поименное голосование в порядке, обратном старшинству. Суд в соответствии с положениями Конвенции обладает следующей общей юрисдикцией: 1. Принимает жалобы от любого гражданина, неправительственной организации или группы граждан, которые считают, что их права исходя из положений Европейской Конвенции по правам человека нарушены государством - членом Совета Европы; 2. Рассматривает споры между государствами - членами Совета Европы по поводу нарушений положений Европейской Конвенции по правам человека. Комитет Министров по новой процедуре лишается возможности участвовать в решении споров по существу. В новой системе контроля ему оставлено только наблюдение за исполнением решений Суда. Ведется постоянное совершенствование системы контрольного механизма, которое имеет целью упрощение процедуры подачи и рассмотрения индивидуальных петиций, ускорение процедуры и повышение эффективности. Кратко рассмотрим процесс судопроизводства на примере России. Оно весьма специфично и имеет несколько стадий: 1. Признание приемлемости жалобы; 2. Урегулирование ее на уровне государства-заявителя; 3. Непосредственное рассмотрение; 4. Исполнение решения, принятого Судом[16]. Перед рассмотрением жалобы на предмет приемлемости Европейский Суд направляет жалобу заявителя Представителю РФ в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касающиеся самого предполагаемого нарушения права, а также вопросов приемлемости. Целью Представителя РФ на данном этапе является не допустить рассмотрение жалобы по вопросу приемлемости в Европейском Суде, так как в этом случае жалоба не получит огласки. Как правило, это выражается в том, что правоохранительные органы РФ по собственной инициативе пересматривают гражданские и уголовные дела в порядке надзора и принимают решения, которые являются противоположными предыдущим решениям. Например, гражданское дело заявителя может быть направлено на новое рассмотрение, как это произошло в деле «Никишина против России»[17]. В ходе нового рассмотрения было заключено мировое соглашение, которое восстанавливало права заявительницы, и поэтому она была лишена статуса «жертвы»[18]. Таким заявителям как Тайков[19], Соловьев[20] и Бурдов[21] были выплачены задолженности по пенсиям и компенсационным выплатам. Тем не менее, Бурдов не отказался от своей жалобы и выиграл в мае 2002 года дело в Европейском Суде. Суд признал, что в отношении Бурдова было нарушено право на справедливое судебное разбирательство, которое выразилось в том, что судебное решение не исполнялось длительное время. Европейский Суд, как правило, положительно относится к такому поведению государства, но, тем не менее, если государство в большей мере стремится уйти от ответственности, чем восстановить нарушенные права, Европейский Суд может вынести решение против государства, как это произошло по делу «Бурдов против России». Возражения Представителя РФ Европейский Суд направляет заявителю для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это очень ответственный этап для заявителя, так как государство показало свою линию защиты и заявитель должен опровергнуть возражения Представителя РФ или, по крайней мере, показать недоброкачественность возражений Представителя РФ. Например, если обращение в Европейский Суд касается применения пыток, то заявитель может утверждать, что правоохранительные органы не провели надлежащего расследования по заявлению о применении пыток. В этом случае аргумент Представителя РФ, что через два с половиной года после применения пыток правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту причинения телесных повреждений, является не убедительным для Европейского Суда.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |