Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клиническая гигиена медицинского персонала




Под клинической гигиеной медицинского персонала понимается комплекс обязательных правил и мероприятий, выполняемых медицинскими работниками, целью которого является ограничение распространения госпитальной инфекции при контактах с медицинскими сотрудниками, пациентами и людьми за пределами хирургического отделения. Основным направлением действия данных правил и мероприятий является прерывание инфекционного процесса на уровне путей распространения инфекционного агента. Это достигается путем воздействия на факторы передачи микробов, доступные повседневному и непосредственному контролю медработника, то есть на собственные одежду, обувь, кожу тела и рук, волосы, ногти и т.п.

Наибольшее эпидемиологическое значение среди вышеперечисленных объектов безусловно имеют руки врача или медсестры. Сотрудник хирургического отделения должен повседневно заботиться о состоянии рук. На кистях не должно быть ран, порезов, трещин. Если таковые дефекты имеются, их следует заклеить лейкопластырем до конца рабочего дня. Кожа рук должна быть мягкой и эластичной, при этом она более устойчива к микротравмам. К сожалению, этому препятствует частое мытье рук при помощи антисептических растворов и щелочных мыл. Поэтому целесообразен регулярный уход за кожей с использованием смягчающих и увлажняющих кремов и растворов на основе глицерина. Травмирующие кожу работы по дому следует выполнять в перчатках. Ногти должны быть коротко и аккуратно подстрижены.

Все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, сывороткой, гноем, слюной, мочой и т.п. следует проводить в резиновых перчатках.

Патогенная и условно-патогенная микрофлора, вызывающая развитие внутрибольничной инфекции в ослабленном организме, как правило, не является естественной микрофлорой кожи рук, носит транзиторный характер и может быть легко устранена с кожи рук их гигиенической дезинфекцией и мытьем.

Гигиеническая дезинфекция рук проводится после загрязнения кожи рук биологическими жидкостями, после контакта рук с телом больного гнойно-септическим заболеванием, после перевязок. Если произошло массивное загрязнение перчаток кровью, гноем и т.п., следует также обработать руки растворами антисептиков после снятия перчаток.

Для гигиенической дезинфекции рук применяется ряд методов:

1) обработка в течение 2 минут тампоном, смоченным в 70% этиловом спирте;

2) обработка в тазу с раствором первомура (С4) в течение 1 минуты;

3) обработка в тазу с 0,5% раствором хлорамина в течение 2 минут;

4) обработка в тазу с 0,1% раствором "Дезоксон" в течение 2 минут;

5) обработка в течение 2 минут тампоном, смоченным в 0,5% растворе хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте.

При контакте с биологическими жидкостями больного гепатитом В или ВИЧ-инфекцией следует обработать руки 70% спиртом или 1% хлорамином в течение 2-3 минут. Через 6 месяцев после выписки больного из стационара необходимо провести проверку крови на наличие HBs-антигена или антител к вирусу иммунодефицита человека. Обработка рук после контакта с биологическими жидкостями больного сифилисом проводится по общим правилам, однако, если на руках имеются повреждения и произошло их загрязнение, необходимо немедленно начать курс профилактического лечения. Отстранения от работы в этом случае не происходит, так как на фоне своевременно начатой антибиотикотерапии зараженный человек не представляет эпидемиологической опасности. Тем не менее, необходимо по прошествии одного месяца после предполагаемого заражения провести проверку крови на наличие антител к возбудителю сифилиса.

После проведения обработки по одной из указанных схем в любом случае надо вымыть руки водой.

Руки следует мыть также перед выполнением любых процедур, перед оказанием помощи ослабленным пациентам и новорожденным, до и после соприкосновения с ранами, после ухода за пациентами, а также после обследования больных; после любых манипуляций (даже если руки были в перчатках) когда был возможен контакт со слизистыми оболочками, кровью, другими биологическими жидкостями, клизменными наконечниками, судном, бельем.

Мыть руки следует в теплой проточной воде в течение 2 минут с хозяйственным мылом или туалетным мылом в одноразовой расфасовке, избегая разбрызгивания воды. Для обработки подногтевых пространств используются щетки, которые затем следует мыть и кипятить в 2% содовом растворе в течение 15 минут. Чистые щетки хранят в стерильных биксах, вынимают по мере надобности стерильным корнцангом. После мытья, руки вытираются сухим полотенцем или одноразовыми бумажными салфетками. Для каждого работающего сотрудника выделяют индивидуальное полотенце, его меняют не реже 1 раза в сутки.

Важное эпидемиологическое значение имеет одежда и обувь персонала отделения, так как основным резервуаром патогенного стафилококка в отделении является кожа персонала, и одежда в этих условиях является важнейшим барьером, постоянно загрязняющимся по мере ношения. Наиболее массивно обсеменены микробами головные уборы, халаты, брюки и обувь. На халатах госпитальные микробы можно обнаружить уже через несколько часов ношения, особенно на рукавах, в области живота, на уровне бедер. Поэтому для работы в хирургическом отделении для персонала любого уровня предусмотрена спецодежда, причем она включает не только ношение медицинского халата. Недопустимо ношение уличной или домашней одежды в пределах отделения. Это в равной мере опасно как для пациентов, так и для самого сотрудника и членов его семьи. В хирургическом отделении должны быть предусмотрены помещения для переодевания, устроенные по типу шлюза, каждому сотруднику должен быть предоставлен индивидуальный шкаф, состоящий из двух разделенных частей - для уличной и для больничной одежды.

До начала работы всю верхнюю одежду особенно вязаную и шерстяную снимают и переодеваются в форму, предназначенную только для работы в хирургическом отделении. Предпочтительно ношение в качестве компонента личной одежды хлопчатобумажных брюк как мужчинам, так и женщинам, однако, последним допускается и ношение чистого легкого платья. Поверх личной одежды одевают медицинский халат, который должен застегиваться или завязываться, прикрывая находящуюся под ним одежду. Рукава халата должны быть короткими или легко закатываться с тем, чтобы в случае необходимости предплечье до локтя могло быть обнажено. Смена нательной одежды производится ежедневно, халат необходимо менять минимум 2 раза в неделю, а в отделении хирургической инфекции - также ежедневно.

Сменная обувь должна быть по возможности закрытой, бeз зияний и отверстий и обязательно из нетканого материала, чтобы была возможность подвергать ее гигиенической обработке и дезинфекции.

Волосяной покров головы - это огромная площадь, способная собирать, накапливать, а затем и распространять пыль с микроорганизмами. По некоторым данным волосы чаще бывают резервуаром стафилококков, чем носоглотка и кожа. Ношение колпака (косынки) в хирургическом отделении обязательно. Волосы должны быть полностью убраны.

Для работы в асептических и инфицированных зонах персоналу следует носить защитные маски (респираторы). Их смену необходимо проводить минимум через каждые 2 часа работы, а также после каждой операции. При более продолжительном ношении маски сами превращаются в источник инфекции.

Все грязные работы следует выполнять в клеенчатых фартуках, надеваемых поверх халата, и в рабочих резиновых перчатках, которые после работы обеззараживают.

Гигиена тела медицинского персонала предусматривает ежедневный гигиенический душ. Практикуемый душ перед операцией не только не снижает, но наоборот увеличивает число гнойных осложнений, так как с вымытой кожи в течение первых часов усиливается десквамация эпителия, в результате чего образуется инфицированный аэрозоль.

Каждый сотрудник хирургического отделения несет персональную ответственность за соблюдение правил личной гигиены, поскольку это имеет значение для профилактики распространения инфекции в стационаре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.