КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объем дисциплины и виды учебной работы
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Экономика образования» является одной из дисциплин, призванных обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих новейшим тенденциям развития экономики образования России. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО: общекультурные компетенции: · способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25); профессиональные компетенции: · готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13); · готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33). Знать: · роль образования в экономике страны; · особенности современного этапа развития образования; · основные принципы соотношения государственных и рыночных регуляторов в системе образования; · различные формы финансирования образовательных учреждений; · менеджмент и маркетинг в системе образования. Уметь: · самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой информации по экономическим вопросам в сфере образования; · осуществлять отбор и анализ необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих экономическую деятельность в сфере образования; · выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам деятельности образовательных учреждений; · разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · способами анализа, истолкования и описания экономических процессов в сфере образования; · способами принятия ответственных экономических решений; · способами обработки массивов статистических данных в соответствии с поставленной задачей, интерпретации полученных результатов. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них 54 аудиторных часа (ПСО); 60 аудиторных часов (ССО). Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет: · аудиторная – 6 часов в неделю в 8-м семестре (ПСО); 4 часа в неделю в 5-м семестре (ССО); · самостоятельная работа студентов – 10 часов в неделю в 8-м семестре (ПСО); 5,6 часа в неделю в 5-м семестре (ССО). Таблица 1
Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
Содержание разделов (тем) дисциплин Раздел 1. Общая характеристика экономики образования Экономика образования: наука и учебная дисциплина Основные этапы и школы, связанные с научным осмыслением экономики образования. Предмет, метод, задачи экономики образования. Современная модель экономики образования. Образование как система и отрасль экономики Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Социально-экономические функции образования. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.Специфика производственной деятельности и экономических отношений в образовании. Раздел 2. Экономико-правовые условия деятельности образовательного учреждения (организации) Отношения собственности в образовании. Типы и виды образовательных учреждений Структура объектов собственности в системе образования. Формы собственности в образовании. Совершенствование отношений собственности в сфере образования. Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита. Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений (организаций). Задачи управления собственностью образовательного учреждения (организации). Статус образовательного учреждения (организации). Классификация образовательных учреждений (организаций). Отличительные особенности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций). Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание
Характеристика форм и методов государственного регулирования. Сочетание рыночного и государственного регулирования. Механизм рыночного саморегулирования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования деятельности образовательных учреждений (организаций). Государственное регулирование внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций). Финансовые методы стимулирования внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций). Финансирование образовательных учреждений (организаций) Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки. Источники финансирования образования. Классификация расходов на образование. Государственное задание: принципы формирования и контроль за его исполнением. Расчет государственного задания. Финансовое обеспечение государственного задания. Источники внебюджетного финансирования. Стимулирование приобретения платных образовательных услуг (образовательное кредитование, накопительное страхование). Фандрайзинг. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге.
Раздел 3. Маркетинг в сфере образования Стратегии маркетинга в образовательной системе Концепции управления маркетингом в образовательном учреждении (организации). Типы маркетинговых стратегий. Зоны деловой активности образовательного учреждения (организации). Сегментирование рынка образовательных услуг. Понятие маркетинговой возможности. Товарная стратегия Идея товара в образовательном учреждении (организации). Требование рынка к товару. Ассортимент товаров и номенклатура товаров. Образовательные услуги как товар. Конкуренция на рынке образования. Жизненный цикл услуги образовательного учреждения (организации). Лицензионная стратегия. Сертификация образовательных и учебных программ. Ценовая стратегия Соотношение цены, спроса и предложения в сфере образования. Выбор ценовой стратегии: определение емкости рынка, определение издержек, определение ценовой ситуации, определение метода ценообразования. Цена образовательной услуги. Функционально-стоимостной анализ товарной и ценовой стратегии. Стратегия позиционирования и продвижения образовательных услуг Модели поведения потребителей образовательных услуг. Получение маркетинговой информации о потребителях. Коммуникация и рекламная стратегия образовательного учреждения (организации). Способ получение маркетинговой информации и методы работы с ней. Разработка бюджета рекламы. Измерение эффективности рекламы.
Раздел 4. Хозяйственный механизм сферы образования Стратегическое планирование образовательной деятельности Стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения (организации). Организация планировочной деятельности образовательном учреждении (организации). Методы планирования: аналитическое планирование, нормативное планирование, целевое обоснование планов, планирование материального и финансового обеспечения, планирование организационного обеспечения. Программа развития образовательного учреждения, структура и алгоритм ее построения. Система тактического и оперативного управления образовательным учреждением Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления. Сфера экономической компетентности образовательных учреждений (организаций). Роль и задачи органов внутреннего самоуправления в образовательном учреждении (организации). Специфика объектов управления в учебных заведениях. Миссия образовательного учреждения. Уровни управления. Формирование общественных институтов управления образованием. Кадровое обеспечение образовательного учреждения (организации) Особенности педагогического труда. Рабочее время работников образования. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях: основные принципы, модели и механизмы. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Категорийная система оплаты. Мотивация труда педагогических кадров. Системы материального и нематериального стимулирования и принципы их построения. Система аттестации кадров в образовательном учреждении и ее возможности для повышения эффективности кадрового потенциала и экономической деятельности образовательного учреждения. Управление затратами в образовании Стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг. Подходы к формированию стоимости образовательных услуг. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала. Методы самофинансирования и хозрасчета. Развитие российского предпринимательства в сфере образования. Основные приемы деятельности, приносящей доход в образовательных учреждениях. Факторы, определяющие возможность успеха деятельности образовательного учреждения, приносящей доход – сложность условий функционирования, конкурентная среда, уровень управления, прогнозирования и планирования, практика нововведений, внутрифирменная деятельность, учет риска. Налогообложение в сфере образования Основы налогового законодательства. Объекты налогообложения в сфере образования. Виды налогов в образовании. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательного учреждения. Эффективность деятельности образовательного учреждения (организации) Количественные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения (с ориентацией на труд, с ориентацией на финансы, с ориентацией на фактор времени). Качественные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения: педагогические показатели, экономические показатели. Методика расчета показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения. Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения. Эффективность образования: экономический, педагогический и социальный аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере. Отчетность и контроль в образовательных учреждениях (организациях) Виды учета и отчетности в образовательных учреждениях (организациях). Текущий (оперативный) учет финансово-экономической деятельности в образовательном учреждении (организации). Статистический учет и отчетность. Творческий и инновационно-технологический учет и отчетность. Технология контроля в образовательном учреждении (организации).
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |