Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы




СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Экономика образования» является одной из дисциплин, призванных обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих новейшим тенденциям развития экономики образования России.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

· способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

профессиональные компетенции:

· готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

· готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33).

Знать:

· роль образования в экономике страны;

· особенности современного этапа развития образования;

· основные принципы соотношения государственных и рыночных регуляторов в системе образования;

· различные формы финансирования образовательных учреждений;

· менеджмент и маркетинг в системе образования.

Уметь:

· самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой информации по экономическим вопросам в сфере образования;

· осуществлять отбор и анализ необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих экономическую деятельность в сфере образования;

· выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам деятельности образовательных учреждений;

· разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· способами анализа, истолкования и описания экономических процессов в сфере образования;

· способами принятия ответственных экономических решений;

· способами обработки массивов статистических данных в соответствии с поставленной задачей, интерпретации полученных результатов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них 54 аудиторных часа (ПСО); 60 аудиторных часов (ССО).

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· аудиторная – 6 часов в неделю в 8-м семестре (ПСО); 4 часа в неделю в 5-м семестре (ССО);

· самостоятельная работа студентов – 10 часов в неделю в 8-м семестре (ПСО); 5,6 часа в неделю в 5-м семестре (ССО).

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов)
ПСО ОФО 8-й семестр ССО ОФО 5-й семестр ПСО ЗФО 9-й семестр ССО ЗФО 7-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 4 (144) 4 (144) 4 (144)
Аудиторные занятия        
лекции        
практические занятия        
семинарские занятия        
лабораторные работы        
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа        
изучение теоретического курса        
курсовая работа        
контрольная работа        
домашние задания        
подготовка к экзамену        
Вид промежуточного контроля экзамен экзамен экзамен экзамен

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Общая характеристика экономики образования.              
1.1. Экономика образования: наука и учебная дисциплина           Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1..
1.2. Образование как система и отрасль экономики.           Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1; Тест - 1.
2. Экономико-правовые условия деятельности образовательного учреждения (организации).              
2.1. Отношения собственности в образовании. Типы и виды образовательных учреждений.   1,2       Еженед. Собесед. – 1; Участие в круглом столе – 2.
2.2. Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание.           Еженед. Собесед. – 2; Участие в круглом столе – 2.
2.3. Финансирование образовательных учреждений (организаций).           Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 3; Тест - 3.
3. Маркетинг в сфере образования              
3.1. Стратегии маркетинга в образовательной системе   3,4       Еженед. Собесед. – 3; Участие в круглом столе – 4.
3.2. Товарная стратегия.           Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4.
3.3. Ценовая стратегия.           Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 5.
3.4. Стратегия позиционирования и продвижения образовательных услуг.   5,6       Еженед. Собесед. – 5; Участие в презентации – 6; Тест – 6.
4. Хозяйственный механизм сферы образования.              
4.1. Стратегическое планирование образовательной деятельности           Еженед. Собесед. – 6; Участие в круглом столе – 6.
4.2. Система тактического и оперативного управления образовательным учреждением (организацией)   6,7       Еженед. Собесед. –6; Участие в круглом столе – 7.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного учреждения (организации).           Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 7.
4.4. Управление затратами в образовании.           Еженед. Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 8.
4.5. Налогообложение в сфере образования           Еженед. Собесед. – 8; Участие в круглом столе – 8.
4.6. Эффективность деятельности образовательного учреждения (организации).           Еженед. Собесед. – 9; Участие в презентации – 9; Тест – 9.
4.7. Отчетность и контроль в образовательных учреждениях (организациях)           Еженед. Собесед. – 9; Итоговый тест – 9.
5. Подготовка к экзамену             Экзамен
Итого за семестр          
   

 


Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. Общая характеристика экономики образования

Экономика образования: наука и учебная дисциплина

Основные этапы и школы, связанные с научным осмыслением экономики образования. Предмет, метод, задачи экономики образования. Современная модель экономики образования.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Социально-экономические функции образования. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.Специфика производственной деятельности и экономических отношений в образовании.

Раздел 2. Экономико-правовые условия деятельности образовательного учреждения (организации)

Отношения собственности в образовании. Типы и виды образовательных учреждений

Структура объектов собственности в системе образования. Формы собственности в образовании. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.

Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита. Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений (организаций). Задачи управления собственностью образовательного учреждения (организации).

Статус образовательного учреждения (организации). Классификация образовательных учреждений (организаций). Отличительные особенности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций).

Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание

Характеристика форм и методов государственного регулирования. Сочетание рыночного и государственного регулирования. Механизм рыночного саморегулирования.

Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования деятельности образовательных учреждений (организаций).

Государственное регулирование внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций). Финансовые методы стимулирования внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций).

Финансирование образовательных учреждений (организаций)

Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки. Источники финансирования образования. Классификация расходов на образование.

Государственное задание: принципы формирования и контроль за его исполнением. Расчет государственного задания. Финансовое обеспечение государственного задания.

Источники внебюджетного финансирования. Стимулирование приобретения платных образовательных услуг (образовательное кредитование, накопительное страхование). Фандрайзинг. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге.

 

 

Раздел 3. Маркетинг в сфере образования

Стратегии маркетинга в образовательной системе

Концепции управления маркетингом в образовательном учреждении (организации). Типы маркетинговых стратегий. Зоны деловой активности образовательного учреждения (организации). Сегментирование рынка образовательных услуг. Понятие маркетинговой возможности.

Товарная стратегия

Идея товара в образовательном учреждении (организации). Требование рынка к товару. Ассортимент товаров и номенклатура товаров. Образовательные услуги как товар. Конкуренция на рынке образования. Жизненный цикл услуги образовательного учреждения (организации). Лицензионная стратегия. Сертификация образовательных и учебных программ.

Ценовая стратегия

Соотношение цены, спроса и предложения в сфере образования.

Выбор ценовой стратегии: определение емкости рынка, определение издержек, определение ценовой ситуации, определение метода ценообразования. Цена образовательной услуги. Функционально-стоимостной анализ товарной и ценовой стратегии.

Стратегия позиционирования и продвижения образовательных услуг

Модели поведения потребителей образовательных услуг. Получение маркетинговой информации о потребителях. Коммуникация и рекламная стратегия образовательного учреждения (организации). Способ получение маркетинговой информации и методы работы с ней. Разработка бюджета рекламы. Измерение эффективности рекламы.

 

Раздел 4. Хозяйственный механизм сферы образования

Стратегическое планирование образовательной деятельности

Стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения (организации). Организация планировочной деятельности образовательном учреждении (организации). Методы планирования: аналитическое планирование, нормативное планирование, целевое обоснование планов, планирование материального и финансового обеспечения, планирование организационного обеспечения. Программа развития образовательного учреждения, структура и алгоритм ее построения.

Система тактического и оперативного управления образовательным учреждением

Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления.

Сфера экономической компетентности образовательных учреждений (организаций). Роль и задачи органов внутреннего самоуправления в образовательном учреждении (организации). Специфика объектов управления в учебных заведениях.

Миссия образовательного учреждения. Уровни управления. Формирование общественных институтов управления образованием.

Кадровое обеспечение образовательного учреждения (организации)

Особенности педагогического труда. Рабочее время работников образования. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях: основные принципы, модели и механизмы. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Категорийная система оплаты. Мотивация труда педагогических кадров. Системы материального и нематериального стимулирования и принципы их построения.

Система аттестации кадров в образовательном учреждении и ее возможности для повышения эффективности кадрового потенциала и экономической деятельности образовательного учреждения.

Управление затратами в образовании

Стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг. Подходы к формированию стоимости образовательных услуг. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала. Методы самофинансирования и хозрасчета.

Развитие российского предпринимательства в сфере образования. Основные приемы деятельности, приносящей доход в образовательных учреждениях. Факторы, определяющие возможность успеха деятельности образовательного учреждения, приносящей доход – сложность условий функционирования, конкурентная среда, уровень управления, прогнозирования и планирования, практика нововведений, внутрифирменная деятельность, учет риска.

Налогообложение в сфере образования

Основы налогового законодательства. Объекты налогообложения в сфере образования. Виды налогов в образовании. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательного учреждения.

Эффективность деятельности образовательного учреждения (организации)

Количественные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения (с ориентацией на труд, с ориентацией на финансы, с ориентацией на фактор времени). Качественные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения: педагогические показатели, экономические показатели. Методика расчета показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения.

Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения. Эффективность образования: экономический, педагогический и социальный аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере.

Отчетность и контроль в образовательных учреждениях (организациях)

Виды учета и отчетности в образовательных учреждениях (организациях). Текущий (оперативный) учет финансово-экономической деятельности в образовательном учреждении (организации). Статистический учет и отчетность. Творческий и инновационно-технологический учет и отчетность. Технология контроля в образовательном учреждении (организации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.