Толстая кишка состоит из элементов, описанных на рисунке 3.
Рис. 3. Толстая кишка.
Внутренность толстой кишки выстлана слизистой оболочкой, облегчающей продвижение кала и предохраняющей стенки кишки от вредного воздействия пищеварительных ферментов и механических повреждений. Мышцы толстой кишки работают независимо от воли человека.
Задание
Вспомните, что такое слизистая оболочка и где еще в теле человека она находится. Толстая кишка начинается коротким отрезком, расположенным ниже выходного отверстия подвздошной кишки. От него ответвляется вниз аппендикс — червеобразный отросток длиной 8-13 см.
Участок толстой кишки выше слепой опоясывает брюшную полость и поэтому называется ободочной кишкой, диаметр которой 6-6,5 см и длина до 1,5 м. Начинается она со сфинктера подвздошной и слепой кишки, обеспечивающего продвижение остатков пищи в одном направлении.
Начальный участок ободочной кишки называется восходящей ободочной кишкой, следующий — поперечной, дальнейший — нисходящей. Вся ободочная кишка крепится к тыльной части брюшины при помощи брыжейки, или двойной брюшинной складки, содержащей кровеносные сосуды.
Внутренние и внешние мышцы, слегка сжимающие ободочную кишку, способствуют продвижению остатков пищи, превращающихся по мере всасывания воды в каловые массы. Кроме изменения консистенции, всасывание воды вызывает уменьшение объема кала. Кроме всасывания воды, в толстой кишке происходит также окончательное расщепление белков и микробиологический синтез витаминов, особенно некоторых витаминов группы В и витамина К.
Всасывание
Всасывание — процесс транспорта компонентов пищи из полости пищеварительного тракта во внутреннюю среду, кровь и лимфу организма. Всосавшиеся вещества разносятся по организму и включаются в обмен веществ тканей.
На рисунке 4 показано, с помощью чего происходит всасывание.
Рис. 4. Всасывание.
Всасывание питательных веществ, воды, электролитов осуществляется в основном в тонкой кишке и сопряжено с гидролизом питательных веществ. Всасывание зависит от величины поверхности, на которой оно осуществляется. Особенно велика поверхность всасывания в тонкой кишке.
Задание.
Найдите в учебнике информацию, где еще происходит всасывание питательных веществ и воды. Скорость всасывания зависит от свойств кишечного содержимого. Так, при прочих равных условиях всасывание идет быстрее при нейтральной реакции этого содержимого, чем при кислой и щелочной; из изотонической среды всасывание электролитов и питательных веществ происходит быстрее, чем из гипо- и гипертонической среды. Активное создание в пристеночной зоне тонкой кишки с помощью двустороннего транспорта веществ слоя с относительно постоянными физико-химическими свойствами является оптимальным для сопряженного гидролиза и всасывания питательных веществ.
Большое значение для всасывания имеют движения ворсинок слизистой оболочки тонкой кишки и микроворсинок энтероцитов.
Всасывание питательных веществ в толстой кишке незначительно, так как при нормальном пищеварении большая часть их уже всосалась в тонкой кишке. В толстой кишке всасывается большое количество воды, в небольшом количестве могут всасываться глюкоза, аминокислоты и некоторые другие вещества. На этом основано применение так называемых питательных клизм, т. е. введение легкоусвояемых питательных веществ в прямую кишку.
Барьерная роль печени
Печень (рисунок 5) не только отделяет пищеварительный сок — желчь, но и выполняет важнейшую функцию обезвреживания ядовитых веществ.
Рис. 5. Печень.
Благодаря прохождению всей крови из пищеварительного канала через печень, ядовитые продукты распада белков и ядовитые соединения, образовавшиеся в кишках в результате деятельности микробов, после всасывания поступают в печень и обезвреживаются в ней.
Ядовитые вещества, как, например, индол, скатол, фенол, в печени соединяются с серной кислотой и глюкуроповой кислотами и образуют мало ядовитые эфирные кислоты.
Следовательно, в печени осуществляется синтез, имеющий защитный характер. В этом состоит барьерная функция печени, обеспечивающая избавление организма от ядовитых продуктов обмена веществ. На рисунке 6 представлены основные функции печени.
Рис. 6. Функции печени.
Давайте посмотрим видео, в котором рассказывается об основных функциях печени:
Аппендицит
Аппендицит - воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендикса). Одно из наиболее частых заболеваний брюшной полости, требующих хирургического лечения. Аппендицит проявляется в любом возрасте, однако чаще в возрасте 10—30 лет, частота встречаемости у детей не более 1-3 %; болеют и мужчины, и женщины. Заболеваемость острым аппендицитом составляет 4—5 случаев на 1000 человек в год. Среди острых хирургических заболеваний органов брюшной полости острый аппендицит составляет 89,1 %, занимая среди них первое место. Острый аппендицит — наиболее частая причина развития перитонита.
Задание.
Прощупайте у себя, где находится аппендицит.
Что же такое аппендицит и как с ним бороться? Ответ в видео
Выводы
1. Тонкий кишечник - отдел пищеварительного тракта человека, расположенный между желудком и толстой кишкой. В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. 2. Толстый кишечник - нижняя, оконечная часть пищеварительного тракта, а именно нижняя часть кишечника, в которой происходит в основном всасывание воды и формирование из пищевой кашицы (химуса) оформленного кала. Является производным задней кишки. 3. Всасывание питательных веществ, воды, электролитов осуществляется в основном в тонкой кишке и сопряжено с гидролизом питательных веществ. Всасывание питательных веществ в толстой кишке незначительно, так как при нормальном пищеварении большая часть их уже всосалась в тонкой кишке. 4. Печень выполняет важнейшую функцию обезвреживания ядовитых веществ.
Интересно знать, что
Количество кала, образующегося в течение суток, варьирует от почти 500 г (если пища богата овощами и фруктами) до 200 г (если в пище преобладают животные белки) и 30 г при голодании. Хотя в процессе пищеварения происходит активное всасывание, кал обычно содержит 65-80 % воды. Половину остающейся сухой массы составляют бактерии (в основном неживые), а остальное приходится на выделения толстой кишки, клеточные остатки из желудочно-кишечного тракта и небольшие количества непереваренной пищи. В остатках пищи преобладает клетчатка (отсюда обилие кала при вегетарианской диете). Цвет кала зависит от желчных красителей. Наиболее сильный запах кала дает мясная диета, более слабый — овощная, наименее сильный — молочная.
Основные термины
Пищеварение – это химическая и механическая обработка еды в пищеварительном (желудочно-кишечном) тракте – сложный процесс, во время которого происходит переваривание еды и усвоение ее клетками.
Фистула - это созданное искусственно отверстие для выведения наружу продуктов, которые находятся в железах или полостных органах.
Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, которые свойственны всем особям данного вида. Они могут изменяться с возрастом, однако по строго определенной программе.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются на протяжении жизни.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Письменная фронтальная работа. Тест. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных вам: 1. В ротовую полость открываются протоки: А) поджелудочной железы; Б) печени; В) слюнных желез; Г) надпочечников. 2. протоки печени открываются в: А) пищевод; Б) тонкую кишку; В) двенадцатиперстную кишку; Г) желудок. 3. Протоки поджелудочной железы открываются в: А) пищевод; Б) тонкую кишку; В) двенадцатиперстную кишку; Г) желудок. 4. Кишечный сок вырабатывается в: А) железах тонкой кишки; Б) печени; В) железах желудка; Г) поджелудочной железе. 5. Железы желудка выделяют: А) поджелудочный сок; Б) желчь; В) желудочный сок; Г) слюну. 6. Желчь вырабатывается: А) печенью; Б) поджелудочной железой; В) железами кишечника; Г) железами желудка. 7. Поджелудочная железа вырабатывает: А) поджелудочный сок; Б) желудочный сок; В) желчь; Г) слюну. 8. Всасывание питательных веществ в основном происходит в: А) пищеводе; Б) желудке; В) печени; Г) тонком кишечнике. 9. Не переваренные остатки еды накапливаются в: А) желудке; Б) толстой кишке; В) поджелудочной железе; Г) тонкой кишке. 10. Не переваренные остатки еды из организма удаляются сквозь: А) аппендикс; Б) двенадцатиперстную кишку; В) прямую кишку; Г) толстую кишку. 11. под влиянием чего происходит расщепление питательных веществ: А) воды; Б) витаминов; В) гормонов; Г) ферментов. 12. Среда желудка: А) нейтральная; Б) слабощелочная; В) кислая; Г) щелочная. 13. В желудке происходит расщепление: А) белка; Б) воды; В) минеральных солей; Г) крахмала. 14. Что делает желчь? А) расщепляет белки; Б) расщепляет углеводы; В) расщепляет белки; Г) облегчает переваривание жиров. 15. Ферменты поджелудочной железы расщепляют: А) только крахмал; Б) только жиры; В) только белки; Г) и крахмал, и жиры, и белки. 16. Барьерная задача печени заключается в том, что в ней: А) обезвреживаются ядовитые вещества; Б) образуется гликоген; В) происходит лимфообразование; Г) образуется витамин А. 17. С помощью ворсинок кишечника: А) удаляются органические вещества; Б) увеличивается его поверхность; В) пищевые вещества имеют возможность передвигаться; Г) обеззараживаются пищевые вещества. 18. В лимфу кишечных ворсинок всасываются: А) жирные кислоты и глицерин; Б) аминокислоты; В) вода; Г) глюкоза.
Рассказ учителя о методе И.П. Павлова
Так как наш сегодняшний урок посвящен пищеварению, его регуляции, также в частности мы рассмотрим метод фистул великого ученого Ивана Петровича Павлова, то будет правильно перед тем, как мы преступим к моему рассказу, просмотреть несколько фотографий касательно нашей сегодняшней темы. Итак, для начала давайте посмотрим на портрет Ивана Петровича Павлова, чтобы знать, каким был этот великий ученый:
Рис. 1. Портрет Ивана Петровича Павлова.
Второй рисунок, на который мне бы хотелось обратить ваше внимание – это система органов пищеварения. Здесь мы имеем возможность наблюдать все, что необходимо нашему организму для переработки пищи:
Рис. 2. Система органов пищеварения. Что ж, а сейчас я расскажу вам немного о методе фистул Павлова и его деятельности, в общем. Конец девятнадцатого - начало двадцатого века ознаменовались наиболее крупными достижениями в сфере физиологии пищеварения. Известным русским физиологом Иваном Петровичем Павловым, а также его школой был разработан и внедрен в практику лабораторного исследования новейший метод пищеварительных процессов – метод хронических фистул.
До Павлова функции пищеварительных органов главным образом изучались в «острых» опытах, который в какой-либо степени были связаны с повреждением организма или его физиологических систем. Предпринимаемые раньше попытки выучить процессы пищеварения в хронических исследованиях были несовершенными.
В отличие от всех своих предшественников Павлов особенное внимание уделял изысканию таких способов операции, которые давали бы возможность после выздоровления животных сберечь нормальные условия деятельности и изучаемого органа, и в целом всего организма.
Во время хирургического вмешательства ученый образовывал постоянные фистулы, чтобы была возможность продолжительно вести наблюдение за работой той или же другой пищеварительной железы.
В классических исследованиях на здоровых собаках физиолог изучил главные закономерности деятельности разнообразных отделов пищеварительного тракта. Им было дано подробное описание деятельность желудочно-кишечного тракта, принимая разнообразную пищу, раскрыты особенности секреторного процесса, выделены главные физиологические механизмы его регуляции. За работы Ивана Петровича Павлова в сфере физиологии пищеварения, в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.
На этом рисунке вы можете увидеть, какой вид имеет Нобелевская премия:
Рис. 3. Нобелевская премия.
В завершении моего краткого изложения о деятельности Ивана Петровича Павлова, давайте еще просмотрим небольшое видео:
А сейчас выполним небольшое задание. Вставьте пропущенное слово: Пищеварительная система начинается ____________________ полостью. У человека зубы вырастают в две смены: сначала ____________________, потом_________________. Последними вырастают зубы ________________. Зуб – это сложный орган, в котором различают корень, _________________ и _______________. В сутки выделяется больше, чем ____________ литра слюны. Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________. Важную роль в ротовой полости выполняет _______________. Смоченной, пережеванный, скользкий комочек пищи поступает в ______________, а потом в __________________
Сейчас мы погорим о регуляции пищеварения, однако сначала, в качестве, вступления, посмотрим небольшое видео на эту тему:
Итак, а теперь подробнее рассмотрим нервную регуляцию пищеварения и методику выработки условных рефлексов. Происходит нервная регуляция рефлекторно.
Чтобы исследовать выделение слюны, Павлов выводил из протоков фистулы наружу и собирал слюну. Так он получал ее в чистом виде. На рисунке мы можем увидеть схему наложения фистулы:
Рис. 4. Схема наложения фистулы.
Слюна выделяется при попадании еды в рот и при одном виде еды, при условии, что животное знало вкус пищи.
Исследования по фистульной методике выявили, что раздражение вкусовых рецепторов секрецию вызывает не только у слюны, а также и у желудочного сока. Поэтому еда, смешанная со слюной, идет в подготовленный к ее приему желудок. Это было доказано Павловым на опытах с мнимым кормлением. У собаки прорезали пищевод и два конца выводили наружу. Как это выглядит, вы можете посмотреть на этом рисунке:
Рис. 5. Мнимое кормление. Еда не попадала в желудок, однако секреция в нем проходила. Помимо этого, если собака была голодной, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал отделение и слюны, и желудочного сока. Данное отделение желудочного сока называют аппетитным соком. Когда же еда попадает в желудок и растягивает тот, пищевое возбуждение оканчивается и меняется на чувство насыщения. Наступает оно раньше, чем еда всасывается в кровь и обогащается питательными веществами. То есть существует тормозной рефлекс наполнения желудка, который предохраняет от переедания.
Гуморальная регуляция пищеварения
После всасывания питательных веществ в кровь, начало берет гуморальное отделение желудочного сока. Посреди питательных веществ есть биологически активные вещества, которые, к примеру, есть в мясных и овощных отварах. Продукты из расщепления сквозь слизистую желудка всасываются в кровь. Они попадают к железам желудка с током крови и те приступают к усиленному выделению желудочного сока. Это дает возможность гарантировать продолжительное сокоотделние: белки медленно перевариваются, порой на протяжении шести часов и более. Желудочное сокоотделение, таким образом, регулируется как гуморальным, так и нервным путем.
Контролирующий блок
1. Что есть возможность узнать о пищеварительных процессах, используя фистульную методику? 2. Что есть возможность установить с помощью опыта с мнимым кормлением? 3. Какое значение у гуморальной регуляции желудочного сокоотделения?
Домашнее задание
- прочитать следующий параграф; - приготовить сообщения о паразитических червях: эхинококках, бычьем цепне, печеночном сосальщике, аскариде.
Интересно знать, что
Процесс пищеварения свое начало берет в ротовой полости, где еда смешивается со слюной и измельчается, после она поступает в желудок по пищеводу, где начинает процесс переваривания. Исключением является алкоголь, попадающий в кровь, вызывая опьянение. Желудок также быстро покидает вода, некоторые простые сахара и водорастворимые микроэлементы. Остальная еда в желудке остается, в котором с помощью желудочного сока превращается в полужидкую субстанцию, которая называется химуосм. Жидкости и напитки через желудок проходят за минуты, углеводы – за пару часов. Немного дольше перевариваются белки, а жиры – аж до пяти часов.
Основные термины
Гигиена – это наука о том, как нужно поддерживать здоровье, а также здоровый образ жизни.
Ход урока
Проверка домашнего задания
А. Фронтальный опрос: - Пищеварение – это…? - Как происходит регуляция пищеварения? - Каким образом образуется чувство голода и насыщения? - Какие перемены тканей печени взвывает постоянное употребление алкогольных напитков?
Кстати на рисунке вы можете посмотреть, как выглядит печень человека, который систематически употребляет спиртные напитки
Рис. 1. Печень, пораженная алкоголем.
- При нескольких тяжелых желудочных заболеваниях прибегают к частичному удалению желудка. Переваривание каких питательных веществ после этого будет затрудненным? Почему все же в пищеварительной системе происходит расщепление этих веществ?
Древнегреческий философ Сократ (на данном рисунке вы ведете его изображение)
Рис. 2. Изображение Сократа
Дал совет человечеству: “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Еще никто не оспорил великого философа, однако и немногие следуют его кредо. Потому что еде – это наслаждение: после трапезы мозг вырабатывает эндорфины – это особые вещества, которые приносят ощущение покоя и повышают настроение.
На страже здоровья, дабы погоня за эндорфинами не нанесла вред, стоит режим питания. Нас учили мудрецы из прошлого: Завтрак съешь сам, Обед раздели с другом, Ужин отдай врагу. Вы с этим согласны?
Современная наука думает, что данный подход довольно-таки радикален, но имеет он зерно истины. Завтрак должен быть обогащен углеводами – фрукты, сахар, крупы, овощи. Также исследования доказали, что лишние две тысячи калорий утром не повышают вес тела, если сравнивать их с вечерними. Ваш завтрак должен выглядеть, например, так, как на рисунке
Рис. 3. Пример правильного завтрака.
Обед же должен обеспечить организм жирами, углеводами, белками. То есть, это может, быть мясо, яйца, овощи и т.д. То есть ваш обед может в своем составе содержать такие продукты, как на рисунке
Рис. 4. Пример правильного обеда.
Ужин же в отличие от завтрака и обеда должен быть немного легче. Желательно избегать продуктов, возбуждающих кишечник: капуста, горох и так далее. А вот наиболее подходящими продуктами можно назвать: крупы, фрукты, овощи, молочные продукты – а наиболее подходящим временем для употребления - за пару часов до сна. Так что ваш ужин может быть таким же красочным, питательным, но в то же время легким, как на рисунке
Рис. Пример правильного ужина.
Давайте-ка посмотрим с вами видео, каким образом сделать наше пищеварения максимально несложным:
1. Неверное хранение продуктов: птица, рыба, сырое мясо не должны находиться вместе с продуктами, которые употребляются в пищу без термической обработки, например, вареное мясо, колбаса, сыр и так далее.
2. Сырые продукты ни в коем случае нельзя разделывать на тех же кухонных досточках, что и колбасу, сыр, хлеб, овощи для салатов.
3. Употребление воды и неизвестных источников водоснабжения.
4. Невымытые руки.
Давайте посмотрим один увлекательный ролик о том, как можно запросто отравиться. Если не обращать внимания на, казалось бы, мелочи:
Признаки пищевых токсико-инфекций
Необходимо отметить, что признаки отравления имеют возможность длиться до нескольких часов. Наиболее достоверными признаками пищевого отравления можно назвать: - диарею; - рвоту; - судороги; - недомогание; - слабость.
Первая помощь при отравлении недоброкачественной пищей
1. Выпить два-три литра теплой воды. 2. Вызвать рвоту, нажимая на корень языка. 3. Выпить активированного угля. 4. При первых же подозрениях на признаки пищевых токсико-инфекций необходимо в срочном порядке вызвать «Скорую помощь».
Выводы
Правильное питание является одной из основ здорового образа жизни! Рациональное правильное питание имеет возможность позволять нам сохранять и укреплять свое здоровье, предупредить большое количество заболеваний и вылечить уже приобретенные проблемы со здоровьем.
Контролирующий блок
Экспресс-опрос (ответ «да» или «нет»). 1. Для того чтобы пища была лучше подготовлена для обработки пищеварительными соками, необходимо ли ее тщательно пережевывать? 2. Сырая пища намного полнее расщепляется с помощью пищевых соков, нежели тушеная или же вареная? 3. В сырых фруктах и овощах содержится немалое количество витаминов, нежели в вареных? 4. Вовсе не обязательно кушать в они и те же часы по прошествии равных промежутков времени? 5. Потеря аппетита – это обыкновенный признак большого количество заболеваний? 6. Самым благоприятным режимом питания можно назвать – три раза в сутки? 7. Можно ли считать головную боль, понос, рвоту, боль в животе, даже обморочное состояние признаками отравления недоброкачественной едой? 8. К числу наиболее часто встречающихся опасных желудочно-кишечных заболеваний можно отнести – холеру, брюшной тиф, дизентерию? 9. Источником глистных заболеваний имеют возможность стать грязные фрукты и овощи, недоваренные рыба иди мясо?
Домашнее задание
Уровень первый (задание для всех): прочитать параграф, ответить на все вопросы в конце его. Уровень второй (задание для желающих): Подберите поговорки и пословицы касательно правильного питания и объясните их.
Интересно знать, что
На сегодняшний день существует такое понятие, как сыроядение. Сыроядение – это такой стиль питания, который основывается на потреблении всех продуктов только лишь в сыром виде. То есть без термической обработки.
О сыроядении есть возможность писать очень восторженно и довольно-таки много. Однако с таким же успехом можно и поливать грязью рассматриваемый стиль питания, пугать и страшить им людей, хотя каждый человек, безусловно, самостоятельно сделает выбор, каким именно образом он будет питаться.
Сыроядение – это особенная форма вегетарианства, однако еще более жесткая и строгая. Сыроеды употребляют в пищу только лишь молочно-растительные продукты, которые не подвергаются никакому виду обработки паром или же огнем. Они думают, что данный способ питания дает возможность усваивать вещества в первозданном виде, потому что под воздействием термической обработки, а также при контакте с поверхностью посуды, энергетическая ценность продуктов уменьшается, а часть полезных веществ разрушается.
Сыроеды делают исключение только для одного хлеба, который приготавливается преимущественно из цельного зерна и без использования дрожжей. Из жидкостей есть возможность употребления только лишь обыкновенную минеральную или же некипяченую воду. Концепция данных людей основывается на том, что растительная сырая пища передает людям непосредственно солнечную энергию, которая запасалась растением в период его роста.
Давайте посмотрим с вами увлекательное видео, в котором увидим, чем заменяют сыроеды привычную для нас пищу
Основные термины
Обмен веществ – набор химических соединений, которые гарантирует рост и жизнедеятельность клетки. Это основа организма, обмен между окружающей средой и химическим составом живого организма.
Ход урока
Проверка знаний
Письменная фронтальная работа. Установите соответствие между списком заболеваний (1-10), а также их характеристиками (I-XII). 1. Цинга. 6. Ожирение. 2. Кариес. 7.Тиф. 3.Дизентерия. 8.Гастрит. 4. Глистные заболевания. 9. Язва желудка. 5. Холере. 10. Отсутствие аппетита.
I. Инфекционные болезни кишечника. II. Источник – недожаренное, недоваренное рыбы и мясо. III. Источник – грязная посуда, пища, вода, руки. IV. Профилактика – это предупредительные прививки. V. Профилактика – чистота посуды, пищи, воды, фруктов, овощей, рук. VI. Результат нарушения чистоты ротовой полости. VII. Результат нарушения питания и режима дня. VIII. Профилактика – это хорошо прожаривать и проваривать рыбу и мясо. IX. Профилактика – это чистка перед сном зубов. X. Результат недомогания или плохая сервировка стола. XI. Результат употребления алкоголя и курение. XII. Результат гиподинамии.
Обмен веществ и энергии – основа жизни
Сегодня мы рассмотрим новую тему под названием обмен веществ и энергии. Для определения темы урока давайте посмотрим на смешной, простой, но довольно-таки понятный рисунок, который определяет все суть нашего урока
Рис. 1. Обмен веществ и энергии.
Собой обмен веществ представляет сложный процесс превращения в организме химических элементов, которые обеспечивают его деятельность, развитие, рост и жизнь, в общем.
В организме все время израсходуется энергия, при этом не только в период умственной и физической работы, а даже и при полнейшем покое, то есть сне. Состоит обмен веществ из пары противоположных, протекающих одновременно процессов. Первый процесс – это ассимиляция или анаболизм, объединяет все реакции, которые связаны с синтезом нужных веществ, их усвоением и применением для жизнедеятельности, развития, роста организма. Второй – это диссимиляция или катаболизм, активизирует реакции, которые связаны с распадом веществ, окислением их и выведением продуктов распада из организма.
Именно обмен веществ определяет цикличность жизни, то есть рождение, развитие и рост, старении и смерть. Обмен веществ и энергии это – совокупность протекающих биохимических превращений веществ и энергии в живых организмах, а помимо этого обмен веществами и энергией с окружающей средой – это метаболизм.
Давайте посмотрим видео из слайдов, в котором сообщаются принципы обмена веществ, и занесем их в конспект:
Энергетический и пластический обмен
Под пластическим обменом веществ понимают такие процессы, на протяжение которых в клетках образовываются новые структуры и новые соединения, которые характерны для данного организма.
Под энергетическим обменом веществ понимают такие превращения энергии, на протяжение которых в итоге биологического окисления выделяется энергия, которая необходима для жизнедеятельности тканей, клеток, и всего организма в общем.
Результатом биологического окисления есть образование аммиака, углекислого газа, соединений хлора, натрия, фосфора, которые выводятся из организма. Данная финишная стадия обмена веществ. Она осуществляется органами мочевыделения, потовыми железами, легкими, кровью.
На рисунке мы можем наблюдать схему энергетического обмена веществ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление