Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольный блок




Кстати, длительное прослушивание музыки в наушниках негативно сказывается на качестве слуха!

Чтобы лучше закрепить пройденный материал выполните следующие задания.

Найдите правильный вариант ответа:

1. Орган, отвечающий за работу слухового анализатора:

а) глаз б) ухо в) нос г) язык

2. Рецепторы слухового анализатора расположены

а) во внутреннем ухе б) в среднем ухе в) на барабанной перепонке г) в ушной раковине

3. Молоточек находится в:

а) среднем ухе б) наружном ухе в) внутреннем ухе г) в головном мозге

4. Часть головного мозга, отвечающая за слух:

а) лобная доля б) затылочная часть в) мозжечок г) височные доли

5. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают

а) в улитке б) в среднем ухе в) на барабанной перепонке г) на перепонке овального окна

6. В ухе находится:

а) самый длинный нерв б) самая большая кость в) самая маленькая кость г) самая крупная мышца

7. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению

а) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на бара банную перепонку б) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо в) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг г) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

8. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

а) внутреннее ухо б) среднее ухо и слуховые косточки в) вестибулярный аппарат г) наружный слуховой проход

9. Изменения в полукружных каналах приводят к:

а) нарушению равновесия б) воспалению среднего уха в) ослаблению слуха г) нарушению речи

10. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам органа слуха: а) наружное ухо б) перепонка овального окна в) слуховые косточки г) барабанная перепонка д) жидкость в улитке е) слуховые рецепторы

Справились с тестами? Тогда дайте ответ «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. От формы ушной раковины напрямую зависит качество слуха.
  2. Если человек родился слышащим, оглохнуть он не может.
  3. Лечением проблем слуха занимается врач офтальмолог
  4. Лучшее средство для чистки ушей – гигиеническая ватная палочка.
  5. Барабанная перепонка находится во внутреннем ухе.

Теперь Вам необходимо немного подумать логически. Как изменяется восприятие звука под водой? В чем проявляется негативное воздействие частого прослушивания музыки в наушниках?

Домашнее задание

Прочитайте параграф в учебнике. Изучите строение уха. Зарисуйте в тетради молоточек, наковальню и стремя Зарисуйте в тетради рисунок 5, отметьте на нем правильно элементы уха человека. Дайте ответ на вопросы: - какая сила звуковой волны является наиболее комфортной для человека. - какие функции выполняет ухо, кроме восприятия звука.

Рис5. Строение уха человека

Интересно знать, что…

У птиц уже сформированы некоторые элементы среднего уха: небольшая полость, напоминающая барабанную у человека, и единственная слуховая косточка, называемая колумеллой. У некоторых насекомых и рыб слуховые нервные клетки находятся на поверхности тела («слуховая линия» вдоль хребта). Кошачьи ушки всё время бодрствуют и поворачиваются в разные стороны на 180°, независимо друг от друга, даже если их хозяин, на первый взгляд спит. Голубь способен уловить звук частотой в 0,1 герца. Комары воспринимают звучание окружающего мира с помощью особых антенн расположенных на голове. Муравьи не слышат человека! У них восприятие звуков находится далеко за пределами частот воспринимаемыми человеком – в ультразвуковом диапазоне.

Термины и понятия

  • Орган – многоклеточная часть организма, сложенная комплексом тканей, сосудов, желез объединенных единой функцией (функциями), развитием и структурной организацией.
  • Орган вкуса - совокупность вкусовых луковиц языка и отходящих от них нервных волокон, представляющая собой периферическую часть вкусового анализатора.
  • Чувствительность – способность органа (организма) реагировать на определённое воздействие раздражителя внешней или внутренней среды.
  • Вкус – ощущение, возникающее при действии различных веществ на рецепторы вкуса, которые находятся на языке, на задней стенке глотки и т.д.

Ход урока

Актуализация знаний

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте проверим, как Вы усвоили предыдущие темы
1. Что такое анализатор?
2. Какой орган отвечает за слуховой анализатор?
3. Сколько отделов можно выделить в органе слуха человека?
4. Какая перепонка уха получила «музыкальное» название?


Верно ли, что
1. В организме человека 2 анализатора – слуховой и зрительный.
2. Центр слухового анализатора находится в затылочной части головного мозга.
3. Человек улавливает только звуки высоких частот.
4. Близорукость – явление при узком скелете, когда расстояние между руками ниже нормы.

Изучение нового материала

Сегодня Вы сможете изучить сразу несколько свойств человеческого организма связанных с равновесием, кожно-мышечной чувствительностью, обонянием и вкусом.


Подумайте, что такое равновесие?


Равновесие – это устойчивое положение тела в пространстве. Вы не поверите, но за равновесие в организме отвечает небольшой орган - вестибулярный, находящийся возле улитки внутреннего уха. Представлен вестибулярный аппарат двумя мешочками и тремя полукружными каналами. В мешочках, наполненных густой жидкостью, находятся рецепторы вестибулярного аппарата – волосковые клетки.


Наглядный пример того, как человек «использует» вестибулярный аппарат Вы увидите на рисунке 1.

Рис 1. Равновесие в пространстве.


От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. В среднем отделе головного мозга, центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Именно это объясняет тот факт, что иногда возникает иллюзия движения предметов по кругу, после того, как мы (тело человека) прекращаем вращение.


Вестибулярные центры тесно связаны с мозжечком и гипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга.


Внимательно рассмотрите Рис 2, зарисуйте его в тетрадь и с помощью учебника подпишите все элементы органа вестибулярного аппарата.


Рис. 2 Орган вестибулярного аппарата


Наглядно увидеть работу вестибулярного аппарата Вы сможете с помощью следующего видеоролика

Еще одним свойством организма, благодаря которому человек может воспринимать окружающий мир является кожно-мышечная чувствительность. Органами кожно-мышечной чувствительности являются соответственно мышцы и кожа – они расположены по всему телу человека.

 


Мышечная чувствительность обуславливается наличием в мышцах большого количества рецепторов и нервных клеток, которые в тесном взаимодействии преобразовывают информацию о внешних и внутренних раздражителях и в виде импульсов «отправляют» ее в головной мозг. Кстати, именно мышечная чувствительность обеспечивает человеку возможность двигаться, при этом руководство движениями происходит на уровне подсознания благодаря своевременным посылам импульсов о будущем сокращении мышц в головной мозг.


Кожная чувствительность обеспечивает ощущения прикосновений и давления. Многие предметы человек запоминает именно благодаря опыту тактильных ощущений. Особо остро осязание (или кожная чувствительность) развито у слепых людей. Именно путем прикосновений люди с ограниченными возможностями могут найти «общий язык» с окружающим миром.


Хорошо ознакомьтесь с рисунком 3 и определите, за что именно отвечает тот или иной элемент кожно-мышечной чувствительности. Результаты запишите в тетрадь.


Рис. 3. Элементы кожно-мышечной чувствительности


Обоняние
– это особый анализатор дан человеку и животным природой. С помощью обоняния мы воспринимаем запахи – приятные и не очень. Наглядным примером важной роли этого анализатора является наше питание. При выборе продуктов человек часто по запаху определяет уровень свежести и качества продуктов. При этом, приятные запахи способствуют повышению аппетита. Кстати обоняние помогает человеку запоминать многие моменты жизни, которые могут всплывать в памяти лишь при повторении запаха.


С помощью рисунка 4 Вы без труда можете понять схему действия рецептора обоняния.


Рис.4 Схема работы рецептора обоняния


Рецепторы обоняния (представленные клетками с ресничками) расположены в слизистой оболочке носовых раковин – в верхней и средней частях.


Работу обонятельного рецептора Вы сможете лучше узнать просмотрев следующее видео

 

Следующим анализатором, который Вы должны изучить является вкус. Наверняка Вы знаете, на каком именно органе находятся его рецепторы? Верно – это язык.


С помощью рисунка 5 определите в какой именно части языка воспринимается тот или иной вкус. Результаты запишите в тетрадь.

Рис. 5. Рецепторы органа вкуса

Просмотрите следующее видео, чтобы лучше узнать о вкусовых рецепторах человека.

Закрепление новых знаний

Сегодня Вы изучили новые анализаторы. Чтобы закрепить свои знания выполните следующие задания.


Решите тесты:
1. Обоняние - это:
а) способность слышать;
б) способность воспринимать запахи;
в) способность чувствовать вкус.


2. Главным органом, где расположены рецепторы вкуса является
а) горло
б) нос
в) язык


3. За равновесие тела в пространстве отвечает
а) слуховой аппарат;
б) вестибулярный аппарат
в) аппарат Гольджи.


4. Кожная чувствительность важна для
а) голодных;
б) глухих;
в) слепых.


Дайте ответ на вопросы

1. Что такое чувствительность?
2. Где расположены рецепторы обоняния?
3. Какими структурами представлены рецепторы обоняния?
4. Какую функции выполняет мышечная чувствительность?

С помощью параграфа в учебнике и дополнительной литературы найдите ответ на следующий вопрос:
- что такое «укачивание», с каким анализатором оно связано и как именно возникает?

Домашнее задание

1. Обработайте параграф в учебнике биологии.
2. Запишите в тетрадь основные термины урока.
3. Задание для высшего уровня: сравните способность воспринимать запахи человека и кошки. Результат обоснуйте и запишите в тетрадь.

Интересно знать, что…

1. «Слабым вестибулярным аппаратом» или «болезнью движения» страдает около 5 % населения Земли.
2. Для человека самыми приятными ароматами считаются запах кофе, свежего хлеба и скошенной травы. Любимый запах собак – запах аниса, а кошек – валерианы.
3. Человек, живущий в шумном городе, не ощущает до 70% запахов, которые витают в воздухе. Человек африканского племени, который живет в дикой природе, может уловить запах своего друга, который прошел по лесу несколько часов назад.
4. Если Вы решите питаться нестандартно, то помните, что жуки имеют вкус свежих яблок, а черви - жареного бекона.

Термины и понятия

  • Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации.
  • Инстинкт — форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы.
  • Рефлекс — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.

 

Ход урока

Актуализация знаний

На прошлых занятиях Вы изучили различные типы анализаторов, нервную систему и ознакомились с открытиями определенных особенностей высшей нервной деятельности.


Прежде чем приступить к новому занятию, освежите свои знания по изученному материалу.


Продолжите предложения:
1. Анализатор – это функциональная единица, ответственная за….
2. Рефлексы делятся на две группы - …
3. И.П. Павлов занимался изучением…
4. Доминанта в ВНД была выделена русским физиологом ….
5. Стремя, наковальня и молоточек находятся в ….
6. Органом восприятия вкуса является….
7. Опыты над рефлексами собаки проводил …
8. Условные рефлексы возникают ….


Дайте краткие ответы на вопросы:
1. Что такое кожно-мышечная чувствительность? Где расположены центры ее возбуждения?
2. В чем суть учений Сеченова?
3. Определите какой рефлекс изображен на рисунке 1. Охарактеризуйте его.


Рис. 1. Рефлекс

 

Изучение нового материала

Каждый человек и животное обладает своей уникальной, определенной формой поведения. Конечно, не стоит путать с поведением ребенка на уроке – в смысле нарушения дисциплины. Поведение это действие человека (животного) в ответ на действие какого-либо раздражителя.

Просмотрите видеоролик, который раскроет Вам основы типологии строения психики

 

 

Как Вы уже догадались из темы занятия поведение можно разделить на два основных типа – врожденный и приобретенный. При этом оба типа поведения базируются на рефлексах. Так, врожденное поведение базируется на безусловных рефлексах. Поэтому индивид реагирует на раздражитель так, как заложено было генетически. Кроме того, врожденное поведение может также зависеть от инстинктов. Инстинкты являются «координаторами» поведения. Так, например, следуя инстинкту сохранения человек (особенно новорожденный) характеризуется поведением, построенным по принципу «избежать опасности, которая несет вред жизни».


На рисунке 2 показано поведение ребенка в воде, основанное на инстинктах и безусловных рефлексах.


Рис. 2 Поведение ребенка в воде

Приобретенное поведение формируется на базе условных рефлексов. А значит, оно не зависит от генетически переданной информации, а формируется в процессе жизни. Типичным примером создания приобретенного поведения, используя условные рефлексы, является дрессировка животных.


Вы замечали, что при дрессировке собак, за каждый выполненный трюк, их подкармливают? Таким образом, животное запоминает, что выполнив определенное действие – получит пищу. Позже конечно не всегда подкармливают собак, после команды «лежать», но то, что собака выполнит приказ - фактически не подлежит сомнению.


Пример выработки приобретенной программы поведения у животных Вы увидите в следующем видеоролике

 

У человека, ярким примером приобретенного поведения является умение писать. В процессе обучения человек учится связывать уже известные звуки с значками (буквами-цифрами). Впоследствии, в течение всей жизни, человек пишет без особых проблем, легко и непринужденно.


На рисунке 3 изображено типичное приобретенное поведение животного.


Рис. 3. Приобретенное поведение

Правда, существуют нестандартные ситуации, при которых поведение человека или животного предсказать невозможно. Такое поведение называют стрессовым.

Понять, что такое стрессовое поведение Вы сможете с помощью следующего видео

 

Закрепление знаний

1. Что такое поведение?
2. Какие бывают типы поведения?
3. Что является основой формирования поведения?

Согласны ли Вы с выражением:
1. Поведение новорожденных базируется на условных рефлексах?
2. Повлиять на поведение собак не возможно, ведь они человек не может изменить животное?
3. Инстинкты не влияют на поведение.

Определите, что изображено на рисунках 4-5


Рис. 4 Поведение, инстинкт или рефлекс?


Рис. 5. Какой физиологический процесс изображен?

 

Домашнее задание

1. Прочтите параграф учебника биология
2. Запишите в тетрадь термины по данной теме
3. Ответьте на вопросы в конце параграфа
4. Найдите яркий пример врожденного и приобретенного поведения.

 

Интересно, что…

- иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества. Новорожденные понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное;
- на поведение людей влияют телесные ощущения. Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и на оборот;
- административные границы, обозначенные на картах, дают людям психологическое ощущение безопасности. Если природное бедствие (шторм, лесные пожары и т.д.) происходит в другом районе, а уж тем более, в другой стране, люди склонны менее серьезно к этому относиться, даже если район совсем рядом. Поэтому при объявлении об опасности лучше говорить о непосредственном расстоянии до места стихийного бедствия.

Термины и понятия

  • ВНД – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.
  • Речь – Это – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
  • Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция головного мозга, которая определяет способность идеально отображать действительность в мышлении.
  • Подсознание - это одна из сторон целостного психического процесса, который находится перед порогом сознания.

 

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:
1. Что означает понятие ВНД?
2. Какой часть (орган) организма отвечает за работу ВНД?
3. Что такое сон?
4. Назовите основные фазы сна?
5. Сформулируйте понятие «сновидение».

Решите правильно тестовые задания:
1. В головном мозге размещены центры ВНД:
А) да
Б) нет
В) этот факт изменчив.
2. Сон – это:
А) важный для всех животных процесс;
Б) бесполезная «трата времени»;
В) не обязательный процесс жизни животных.
3. Сон состоит из:
А) 3 фаз
Б) 4 фа
В) 2 фаз
Г) 4 фаз и быстрого сна.
4. Сновидения характерны для:
А) первой фазы
Б) второй фазы
В) четвертой фазы
Г) третьей фазы
5. Самая короткая фаза сна:
А) вторая
Б) третья
В) первая
Г) четвертая
6. Выберите характеристики безусловных рефлексов:
А) индивидуальные
Б) видовые
В) наследственные
Г) постоянные.
7. Какая отрасль науки исследует, как под влиянием обучения и воспитания формируется личность человека:
А) физиология высшей нервной деятельности
Б) психология
В) психофизиология.

 

Изучение нового материала

Итак, Вы хорошо усвоили предыдущие темы и теперь пришло время узнать еще больше об особенностях развития высшей нервной деятельности животных и, особенно, человека.
Посмотрите на рисунок 1 – на нем изображен ' г' оловной мозг, изображение которого уже стало Вам привычным. Однако на этом рисунке более точно выделены функциональные отделы головного мозга.


Рис. 1. Функциональные отделы головного мозга.


С помощью данного изображения вспомните, какая часть мозга за какой процесс высшей нервной деятельности отвечает.
Вспомнили?
Как Вы уже должны были понять – кора головного мозга – это носитель интеллекта человека. В ней происходит процесс восприятия различных сигналов об окружающем нас мире. В отличие от животных человек использовать в качестве сигналов может не только природные явления и факторы, но и речь. Таким образом, у человека выделяют две сигнальные системы (те, которые передают информацию о внешнем мире) – первую и вторую.


Задание 1. С помощью учебника, сформулируйте понятия, «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система». Ответы запишите в тетрадь.

Именно вторая сигнальная система представлена речью. Речь – это уникальное свойство человека, которое дает возможность с помощью знаков озвучивать свою мысль или выражать ее письменно. Речь обеспечивает человеку речевой аппарат, изображенный на рисунке 2.

Рис. 2 Речевой аппарат


Просмотрите следующее видео:

 


Непосредственно зависящим от речи, еще одним свойством человека, является мышление.
Мышление – процесс познавательной деятельности, во время которой головной мозг человека выполняет сложные умственные операции, используя при этом понятия, суждения, умозаключения, принятия решений и прочее.
Не менее важным процессом ВНД является сознание.


Задание 2. С помощью учебника, дайте определение этого процесса. Термин запишите в тетрадь.
Основными критериями сознания являются: сосредоточение мысли, абстрактное мышление, оценка действий, осознание себя и окружающих, восприятие культурных ценностей.


Задание 3. Используя эти критерии, создайте и зарисуйте в тетради схему «Критерии сознания»
Облегчает работу сознания – подсознание. Ярким представителем подсознания является интуиция.


Задание 4. Найдите определение интуиции. Приведите яркие примеры ее проявления в вашей жизни.
Расположенная ниже на рисунке схема поможет Вам более полно понять роль сознания в ВНД.



Рис 3. Сознание


Повлиять на сознание не может лишь один процесс. Обычно, свою роль играет одновременно несколько факторов. Посмотрите на рисунок 4, на котором приведен яркий пример формирования сознания.



Рис 4 Формирование сознания


Следующее видео раскроет вам более полно понятие «сознание»

 


Совокупность мышления, сознания и подсознания дают человеку определенные знания, которые образуются по следующей схеме, приведенной на рисунке 5.


Рис 5. Формирование знаний

 

Закрепление знаний

Ответьте на вопросы:
1. С помощью каких механизмов человек имеет свойство не только воспринимать язык, но и высказывать свое мнение в письменной и устной форме?
2. Какое значение для человека имеет склонность к конкретному виду деятельности?
3. Что такое сигнальные системы?


Выберите правильный вариант ответа:
1. Речь свойственна:
А) всем млекопитающимся
Б) только животным
В) только человеку.
2. Речь передается с помощью
А) звуков (символов)
Б) радиоволн
В) излучения.
3. Определите умственную операцию, которая является результатом выявления отличительных черт:
А) анализ
Б) синтез
В) сравнение
Г) обобщение.

Не забудьте завершить выполнение заданий, данных в ходе урока.

 

Домашнее задание

1. Обработайте параграф учебника Биология человека.
2. Запишите все термины по изучаемой теме в тетрадь.
3. Сравните первую и вторую сигнальные системы. Запишите в тетрадь
4. Ответьте на вопросы в конце параграфа.

Интересно знать, что…

- при нарушении работы лобных долей мозга больной не может осуществить сложные поведенческие схемы, у него нет цели, намерений, он легко раздражается.
- при нарушении работы затылочно-теменных долей левого полушария больной теряет ориентацию в пространстве, не может пространственно мыслить.
- при поражении левой височной зоны нарушается понимание речи.
- человек может произносить до 14 звуков в секунду, при этом отдельные элементы речевого аппарата — язык, губы, челюсти могут двигаться не чаще двух-четырех раз в секунду.
- при разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ.

Оказывается, сознанием можно управлять. Немного отойдя от формы урока, предлагаем Вам просмотреть следующий видеоролик, который поможет сфокусировать Ваше сознание в правильном направлении:

Термины и понятия

  • Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели
  • Эмоции – это контекст поведения, в котором это поведение приобретает определенный смысл и цель.
  • Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на каком-либо объекте, явлении или виде деятельности.

 

Ход урока

Актуализация знаний

Найдите правильный ответ:
1. Сколько существует сигнальных систем:
А) 2
Б) 3
В) 1.
2. Определите категорию, которая определяет способность человека познавать себя:
А) сознание
Б) подсознание
В) самосознание
3. Определите часть психического процесса, которая способствует удержанию информации с целью разгрузки сознания:
А) подсознание
Б) самосознание
В) надсознание
4. Какое полушарие головного мозга отвечает за формирование сознания:
А) правое
Б) левое
В) оба

Дайте ответ на вопросы
1. Что такое сигнальная система?
2. Что такое речь?
3. Дайте определение мышлению
4. Назовите главные отличия между сигнальными системами.
5. Какова роль интуиции в жизни человека?

 

Изучение нового материала

Что такое воля в Вашем понимании? Принято считать волю осознанной саморегуляцией человеческого поведения. Именно это позволяет благополучно миновать все трудности, которые могут возникнуть в жизни. Воля выполняет две основные функции – побудительную или тормозную. Эти функции позволяют человеку либо решиться на выполнение действия, либо решить не выполнять его. Действие воли напрямую зависит от выбора цели и выбора средств для ее достижения.


На рисунке 1 Вы можете увидеть пример последствия применения силы воли в жизнь.



Рис. 1. Сила воли


Выбор цели и способа ее достижения это процессы мышления, во время которого человек продумывает возможные результаты своих действий.


То есть, процессы волевого действия являются итогом мыслительных процессов, которые предшествуют мышечную деятельности и контролируют ее.


Кстати, силу воли человека можно тренировать. Простой рецепт тренировки Вы увидите на рисунке 2.



Рис. 2. Тренировка силы воли


Подумайте и приведите пример волевого поведения из собственной жизни?
Скажите, можно ли решение и позже его воплощение в жизнь, например, заняться спортом, назвать волевым?
Переходя к следующей части урока, просмотрите следующее видео.

 

Не менее важной особенностью психики человека является способность к проявлению эмоций. Именно через эмоции передается настроение человека и его положительное либо отрицательное отношение к окружающей среде. Физиологически возникновение эмоций объясняется тем, что в головном мозге возбуждаются определенные центры, которые приводят к удовольствию или же страданию. Причем, эмоции часто связаны с последующими процессами. Например, положительные эмоции не редко сопровождаются смехом, а негативные – плачем. Это – так званые эмоциональные реакции.


На рисунке 3 Вы увидите главные эмоции человека.



Рис 3. Эмоции человека


Длительное действие эмоций определяет эмоциональное состояние человека, которое может быть приподнятым, подавленным или спокойным (нейтральным). Негативное влияние на организм и психику человека влечет за собой затяжное преобладание негативных эмоций. В последующем это может перерасти в депрессию, что уже является медицинским диагнозом, то есть – болезнью.


Наверное, из фильмов, телепередач и книг, Вы слышали термины «стресс» и «состояние аффекта». Это – также связано с эмоциями. Попробуйте сами найти определение этих эмоциональных состояний человека и их роль.

Небольшая лекция об эмоциях даст вам возможность более полно понять тему

 

Эмоции – это не просто почва для настроения. Это – залог возникновения каких-либо чувств. Типичными чувствами, вызванными положительными эмоциями, можно считать любовь, дружбу, уважение. Негативные же эмоции способны родить такие чувства как ненависть, презрение, страх. Однако помните, что чувства, как и эмоции, не постоянны. Они имеют свойство достигать своего пика, а потом – угасать. И как результат, на смену одним чувствам, приходят новые, иные.


Просмотрите видеоролик об эмоциях и чувствах

 

Еще одним интересным психическим процессом является внимание, другими словами – направление сознания на определенный вид деятельности. Внимание может быть направленным на внешний мир и на самопознание.
Например, Вы решаете, что подарить другу на день рожденья и в этот момент тщательно обдумываете различные варианты. Таким образом в Вашем мозгу происходят реакции сосредоточения внимания на внутренних проблемах. Основой внимания, как ни странно, являются рефлексы.


Внимание разделяется на произвольное и непроизвольное. И при этом обладает различными свойствами – рассеянностью, устойчивостью, колебанием.


Пример применения произвольного влияния в своей жизни Вы можете увидеть на рисунке 4.



Рис 4. Произвольное внимание.

 

Закрепление знаний

1. Что такое волевые действия?
2. Определите, какое значение эмоции играют в жизни человека.
3. Что такое стресс?
4. Приведите пример стрессовых ситуаций.
5. Дайте определение вниманию.
6. Назовите основные свойства внимания.
7. Охарактеризуйте эмоции, изображенные на рисунке 5.



Рис. 5. Виды эмоций.


Зарисуйте свои эмоции в тетради с помощи смайлов.

 

Домашнее задание

1. Обработайте материал учебника – параграф.
2. Запишите в тетрадь и выучите термины: внимание, эмоции, стресс, депрессия, воля.
3. Оцените в течении нескольких дней свое настроение по 10-бальной системе. По истечении недели постройте график с использованием полученных данных. Проанализируйте полученные результаты.

 

Интересно знать, что…

- некоторые люди, утверждающие, что никогда не были влюблены, страдают гипопитуитаризмом, редкой болезнью, не позволяющей человеку почувствовать эмоцию любви;
- при определенных эмоциях человек краснеет, потеет, испытывает учащение сердцебиения и дыхания;
- у человека, работающего за компьютером, за день глаза 15-20 тыс. раз перефокусируются с экрана на бумаги и клавиатуру.

Термины и понятия

  • Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий человеку, животным, птицам, рыбам и даже насекомым.
  • Сновидение – субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна.
  • Фазы сна – неравномерные, взаимосменяющие друг друга, циклы сна, характеризующиеся определенным физиологическим состоянием организма.
  • Бессонница – расстройства сна, которое характеризуется недостаточной длительностью или качеством сна, вызванными различными причинами и факторами.

 

Ход урока

 

Актуализация знаний

Дайте определение понятий
1. Что такое ВНД?
2. Что такое рефлекс?
3. Что такое анализатор?
4. Что такое поведение?

Ответьте на тесты
1. зрительный анализатор отвечает за:
а) равновесие
б) слух
в) зрение
2. Центр слухового анализатора находится в:
а) лобной доли головного мозга
б) спинном мозге
в) височной доле головного мозга
3. Поведение бывает:
А) только врожденным
Б) врожденным и приобретенным
В) только приобретенным
4. Внешние факторы на поведение:
А) влияют редко
Б) не влияют совсем
В) влияют
5. Врожденное поведение базируется на основе:
А) анализаторов
Б) рефлексов и инстинктов
В) только инстинктов

Вспомните, в чем суть учений Павлова и Сеченова. Проведите взаимосвязь между их трудами.

Изучение нового материала

Вы наверняка прекрасно знаете, что такое «сон» и какое его значение в жизни человека.
Попробуйте назвать основные функции сна самостоятельно. Свой ответ запишите в тетради.
В конце урока Вы сможете проверить, насколько правильно определили роль сна в жизни.

Что же такое сон? Сон – это нормальный физиологический процесс, обеспечивающий восстановление сил всех органов и систем организма. Сон, как большинство физиологических процессов имеет свой определенный цикл, который состоит из чередования определенных фаз сна. На рисунке 1 показан типичный пример спящего организма.


Рис 1. Сон

Роль сна в жизни человека Вы сможете определить с помощью следующего видеоролика

Всего, при здоровом сне выделяют четыре фазы и быстрый сон. Каждая фаза отличается определенным состоянием организма.


Вначале, когда человек засыпает, наступает 1-ая фаза – фаза дремоты, далее следует 2-ая фаза – фаза крепкого сна, 3-я фаза – фаза углубления в сон, является переходной между 2-й и 4-й, 4-ая фаза – фаза медленного и глубокого сна. Фаза быстрого сна – это фаза сновидений, длящихся 10-15 минут, несколько раз за ночь. Разбудить человека во время быстрого сна фактически очень тяжелою.


Как Вы думаете, на какой фазе сна не желательно будить человека? На 4-ой, именно разбуженные в это время сна чувствуют себя разбитыми и уставшими.

Сон – важен для любого живого организма. При этом существует определенное количество времени для сна, наиболее оптимальное для каждого организма.


Количество сна, необходимое для нормальной жизнедеятельности человека, изменяется относительно его возраста.


На рисунке изображена диаграмма, отображающая, сколько спят в определенном возрасте.



Рис. 2. Диаграмма «Время сна и возраст»

Помните вопрос в начале урока – какова роль сна? На рисунке 3 отображены главные функции сна – прочтите их и запишите в тетрадь.



Рис. 3. Функции сна

К сожалению, такой приятный и бесспорно важный физиологический процесс как сон имеет свои патологии и болезни. Типичным заболеванием, связанным со сном является бессонница. На рисунке 4 изображены процессы, происходящие в головном мозге во время бессонницы, а также причины, вызвавшие ее.


Рис. 4. Бессонница, связь с головным мозгом

Также, к бессоннице относится известный всем лунатизм, который возникает обычно во время 4-ой фазы сна и характеризуется выполнением во время крепкого сна сложных движений (даже ходьбы).
Один из рецептов борьбы с бессонницей Вам станет известен после просмотра следующего видеоролика

Термины и понятия

  • Эндокринная система - система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.
  • Железы внутренней секреции– железы, вырабатывающие гормоны.
  • Гормоны –это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, а также некоторыми органами экзокринной системы.
  • Нервная регуляция – имеет ведущее значение в обеспечении целостности организма и является одним из основных механизмов гомеостаза.
  • Гуморальная регуляция – один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями.

 

Ход урока

 

Актуализация знаний

Найдите правильный ответ:
1. Сколько существует сигнальных систем:
А) 2
Б) 3
В) 1.
2. Преодоление различных трудностей на пути к достижению цели, обеспечивает:
А) сознание
Б) воля
В)эмоции
3. Длительное действие негативных эмоций приводит к:
А) депрессии
Б) стрессу
В) наслаждению
4. Внимание бывает:
А) произвольным и непроизвольным
Б) принудительным и добровольным
В) заметным и незаметным
5. Направление сознания на определенный вид деятельности это:
А) эмоции
Б) внимание
В) воля




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.