В данном разделе указаны все виды текущей учебной работы обучающегося в семестре, в соответствии с п.3.4 и количество баллов по каждому виду. Суммарное количество баллов в каждом рубежном контроле определяется в соответствии с календарным графиком учебного процесса на текущий учебный год и расписанием занятий по дисциплине.
Вид текущей учебной работы
Количество баллов
1 семестр
Тестовый контроль
10-15
Освещение основных вопросов семинарских занятий
5 – 10
Дополнения и участия в обсуждении основных проблем в ходе семинаров
1 – 5
Написание рефератов
7 – 15
Подготовка доклада с презентацией по наиболее важным темам курса
5 – 15
Участие в научной конференции
Итого за семестр:
Раздел 4. Образовательные технологии
Реализация программы предусматривает использование образовательных технологий, направленных на формирование компетенций, в обеспечении которых участвует дисциплина «История». В процессе обучения реализуется лекционно-семинарско-зачетная система и используются следующая образовательная технология:
4.1 Проблемное обучение (проблемный подход к изучению истории), которая предусматривает следующие методы:
4.1.1 Исследовательские методы в обучении (при написании конкурсных исследований, рефератов, научных докладов на семинары и конференции по истории и т.д.)
4.1.2 Игровые методы (изучении истории с помощью деловых и ролевых игр)
4.1.6 Метод сотрудничества (командная, групповая работа): коллоквиум, дискуссия, семинар-конференция, экскурсии по историко-культурным достопримечательностям г. Ростова – на – Дону и Ростовской области
4.2. В процессе реализации выполняются следующие условия:
4.2.1 Интерактивные формы обучения – не менее 25 %
Раздел 5 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.
Контроль текущей успеваемости студентов дневной нормативной формы обучения осуществляется по рейтинговой системе знаний: в первый блок входят следующие материалы: темы 1- 4, во второй блок входят – темы 5 – 8. Итоговый контроль знаний происходит в форме зачета. Оценка складывается из результата экзамена (максимально 55 баллов) и суммы баллов, начисляющихся из двух рейтинговых блоков (максимально 50 балов). Студент, набравший от 41 до 105 баллов включительно, получает соответствующую оценку. Семестр разбивается на два рейтинговых блока. В первом максимальное количество баллов составляет 20, во втором 30 баллов. В исключительных случаях преподаватель имеет право на зачете поставить дополнительно 5 баллов.
Рабочая программа обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного контроля, зачета. Фонд включает:
- задания для текущего контроля, в том числе в тестовой форме;
- планы семинарских занятий, включающие перечень основных проблем, темы докладов, рефератов, сообщений, эссе;
- тематику контрольных работ для студентов заочной формы обучения;
- вопросы к зачету в соответствии с рейтинговыми блоками;
- критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины «История»
5.1 Перечень вопросов
для подготовки к промежуточным аттестациям (рейтинговым контролям) и зачетам
1 Рейтинг
1 Раздел.
Тема 1 История как наука.
1. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения.
2. Сущность, формы, функции исторического сознания. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познания.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
2 Раздел
Тема 2. Становление Древнерусской государственности (IX – XII вв.)
1. Этногенез восточнославянских племён. Формирование Древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства.
2. Крещение Руси и его историко-культурное значение.
3. Предпосылки и сущность политической раздробленности Киевской Руси. Русские земли в XII – первой половине XIII в.
4. Культура Киевской Руси IX – 1-й половины XIII в.: основные черты, известные памятники.
Тема 3. Средневековая Русь середины XIII – XVII в.
1. Борьба Руси против угрозы с Востока и Запада в XIII в. Последствия монголо-татарского нашествия для исторического и культурного развития Руси.
2. Основные этапы и особенности процесса объединения Руси вокруг Москвы. Противостояние Орде. Создание централизованного Российского государства.
3. Достижения и особенности русской культуры XIII – XV вв.
4. Эпоха Ивана IV: основные направления внутренней и внешней политики.
5. Смутное время: причины, ход событий, последствия.
6. Россия в XVII в.: социально-экономическое развитие, основные направления внутренней и внешней политики.
7. Достижения и особенности русской культуры конца XV – XVII в.
Тема 4. Россия в XVIII веке:
становление российского абсолютизма и начало модернизации
1. Эпоха Петра I: реформаторская деятельность и ее значение.
2. Эпоха дворцовых переворотов.
3. Россия во второй половине XVIII в. Правление Екатерины II и Павла I.
4. Внешняя политика России XVIII в.
5. Культура России XVIII в.
Тема 5. Россия в XIX веке:
Нецикличный характер российской модернизации
1. Россия в первой половине XIX в.: попытки реформ и охранительная политика.
2. Официальная идеология и общественная мысль (консервативное, либеральное, радикальное течения).
3. «Великие Реформы» Александра II и политика Александра III.
4. Внешняя политика России XIX в.
5. Культура России XIX в.
2 Рейтинг
Раздел 3.
Тема 6. Россия в конце XIX – начале XX века
1. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX в. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
2. Внутренняя политика России конца XIX - начала XX в. Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Становление парламентаризма и многопартийной системы в России (1905 – 1917 гг.).
3. Внешняя политика России 1894 – 1917 гг.
4. «Серебряный век» русской культуры.
Тема 7. Советская эпоха Отечественной истории
1. Революционный процесс 1917 г. и Гражданская война в России. Политика «Военного коммунизма».
2. Основные тенденции социально-экономического развития, внутренней и внешней политики СССР в 1920-х – 1930-е гг. Утверждение командно-административной экономики и тоталитарного политического режима.
3. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Итоги и уроки Великой Отечественной и II Мировой войн.
4. Проблемы послевоенного развития страны: экономика, внутренняя и внешняя политика. Начало «Холодной войны».
5. Советская культура 20-х – начала 50-х гг. XX в.
6. СССР в эпоху «Оттепели»: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика страны. Итоги правления Н.С. Хрущева, причины его отставки.
7. СССР в эпоху «Застоя» Л.И. Брежнева: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика страны. Попытки реформ. Диссидентское движение.
8. Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг. Переход от «Холодной войны» к «новому политическому мышлению» в международных отношениях. Крах советской системы. Распад СССР.
9. Советская культура 50-х – 80-х гг.
Тема 8. Современная Россия: основные проблемы развития
1. Россия 1992 – 2011 гг.: социально-экономические реформы, внутренняя и внешняя политика.
2. Основные тенденции и проблемы духовного и культурного развития современной России (1992 – 2009 гг.).
5.2. Уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины
Уровни
Критерии выполнения заданий ОС
Итоговый семестровый балл[1]
Итоговая оценка
Недостаточный
Имеет представление о содержании дисциплины «История», но не знает основные положения (темы раздела, определение терминов, наиболее значимых исторических деятелей и т.д.), не способен дать характеристику основных периодов и событий истории России, не владеет навыками самостоятельного получения знания в данной предметной области
Менее 41
незачет
Базовый
Знает и воспроизводит основные положения дисциплины «История» (может определить несколько базовых исторических терминов и назвать наиболее выдающихся исторических деятелей, владеет знаниями о периодизации истории и основном содержании каждого периода) в соответствии с заданием. Умеет логически мыслить, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий.
41 -60
зачет
Повышенный
ПУ 1
Знает, понимает основные положения дисциплины «История», демонстрирует умение применять их для выполнения задания, в котором нет явно указанных способов решения (способность отнести фрагмент того или иного письменного источника к соответствующей эпохе). Анализирует элементы, устанавливает связи между ними (владеет способностью соотнести те или иные термины и имена основных исторических деятелей, ту или иную проблему с соответствующим периодом исторического развития России, владеет знаниями о синхронных событиях в истории зарубежных стран)
61 -80
зачет
ПУ 2 (продвинутый)
Знает, понимает основные положения дисциплины «История», демонстрирует умение применять их для выполнения задания, в котором нет явно указанных способов решения (способность отнести фрагмент того или иного письменного источника к соответствующей эпохе). Анализирует элементы, устанавливает связи между ними, сводит их в единую систему (владеет способностью соотнести те или иные термины и имена основных исторических деятелей, ту или иную проблему с соответствующим периодом исторического развития России, владеет
Великие реформы в русской истории, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой и др.
М.
6.2.11
Георгиева Т.С.
Русская культура: история и современность – 2-е изд., перераб. и доп.
Ростов н/Д: Феникс
6.2.12
Данилевский Н.Я.
Россия и Европа
М.: Известия
6.2.13
Долгов В.В.
Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней
Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет
6.2.14
Зырянов П.Н.
П.А. Столыпин: политический портрет
М.
6.2.15
Зырянов П.Н.
Колчак
М.: Молодая гвардия
6.2.16
История человечества: в 8 томах. Т. 8. Россия
М.: ЮНЕСКО; Магистр-пресс
6.2.17
Каменский А.Б.
Россия XVIII в.
М.: АСТ; Апрель
6.2.18
Карамзин Н.М.
История государства российского
М.: ЭКСМО-пресс
6.2.19
Кондаков И.М.
Культура России
М.: Университет; Книжный дом
6.2.20
Леонтович В.В.
История либерализма в России. 1762 – 1914.
М.
6.2.21
Литвак Б.Г.
Переворот 1861г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива
М.
6.2.22
Лотман Ю.М.
Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства XVIII – начала XIX вв.
СПб.: Искусство
6.2.23
Милюков П.Н.
Очерки истории русской культуры
М.
6.2.24
Миронов Б.Н.
Социальная история России периода империи (XVIII в. – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 тт.
СПб.
6.2.25
Моргачев В.О.
Исихазм как основа православной духовности и культуры стран Восточной Европы
Ростов н/Д: ДГТУ
6.2.26
Пайпс Р.
Россия при старом режиме
М.
6.2.27
Покровский Н.Н.
Российская власть и общество: XVII – XVIII вв.
Новосибирск: Наука
6.2.28
Сахаров А.Н.
Александр I
М.
6.2.29
Шевкуленко Д.А.
Межнациональные отношения в России
Самара
6.2.30
Шишова Н.В., Воскобойников С.Г.
Отечественная история: словарь-справочник
Ростов н/Д: Феникс
6.2.31
Шубин А.В.
Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР.
М.: Вече
6.2.32
Яковкина Н.И.
История русской культуры: 19 век. 2-е издание.
СПб.: Издательство Лань
6.3. Периодические издания
6.3.1
Вопросы истории
2000 - 2012
6.3.2
Вестник ДГТУ
2007 - 2012
6.4 Практические (семинарские) занятия
6.4.1
Анисимов Е.В.
История России: IX – XXI вв. от Рюрика до Путина: учеб пособие
СПб
МО
6.4.2
Барсенков А.С., Вдовин А.И.
История России. 1917 -2004.
М.: Аспект-Пресс
МО
6.4.3
Безбородов А.Б., Дробижева Л.М., Елисеева Н.В. и др.
Отечественная история новейшего времени. 1985 – 2005.
М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т
6.4.4
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.
История России: учебник. – 2-е издание, переработанное и дополненное
М.: Мангрув
МО
6.4.5
История России с начала VIII до кон. XIX в. / Под ред. А.Н. Сахарова
М.: АСТ
6.4.6
История России XIX – начала XX вв.: учебное пособие
М.: Проспект
6.4.7
История России. XX – до начала XXI вв.
М: ЭКСМО
6.4.8
Никулин Н.М.
Курс современной политической истории России. 1985 – 2004 гг. Ч. 1-2
Раздел 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
(приборы, установки, стенды)
7.1 Мультимедийные и цифровые технические средства
Аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий укомплектованы необходимыми техническими средствами для представления учебной информации студентам, включая мультимедийное оборудование: мультимедиа проекторы «Panasonik-PT-LB10SE» и «Epson», видеомагнитофоны «Elekta», «Daewoo», DVD-рекордер «Samsung», ноутбуки «Dell-6400», «Epson 5100», «Lenovo 5500».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление