Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства внимания




Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов

Внимание отражает направленность всей сложной деятельности человека и именно в нем находит свое выраже­ние отношение субъекта к объекту. Внимание характеризуется избирательной направленностью сознания на определенный предмет [Добры­нин, Лурия, Рубинштейн).

А.Р. Лурия прямо указывает на основные функции внимания: отбор наиболее суще­ственных раздражителей и отвлечение от посторонних, побочных раз­дражителей.

Селективность, или избирательность, познаватель­ных процессов явилась одой из центральных проблем в современных ис­следованиях, проводимых в рамках когнитивной психологии. Другой не менее важной функцией внимания является регуляция психических (ин­формационных) процессов и деятельности в целом [Анастази, Ло­мов, Лурия, Хомская].

Объем – количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени (5±2).

Распределение – удержание в центре внимания несколько объектов одновременно, позволяет совершать сразу несколько действий. Однако некоторые утверждают, что это скорей переключение внимания. Еще Вундт утверждал, что невозможно сразу совершать несколько действий, если и возможно, то одно из них автоматизировано.

Концентрация (интенсивность) – степень сосредоточенности на объекте, показатель интенсивности – помехоустойчивость – невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности. Тесно связана с объемом и распределением - чем меньше объектов, тем выше концентрация.

Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте, зависит от характера деятельности, отношения к делу, привычек.

Отвлечение – противоположное устойчивости – выражается в колебаниях внимания – кратковременное непроизвольное изменение степени интенсивности.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, характеризуется осознанностью.

 

Различные классификации внимания. Виды внимания, их различия по модальности и произвольности

Процессы и состояния внимания классифицируют по разным осно­ваниям – функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. Выбор того или иного основания определяется теоретической позици­ей, представлением о сущности внимания и, самое главное, постав­ленной исследовательской или практической задачей.

У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников и результаты самонаблюдения, различает виды внимания по трем основаниям, каждое из которых он находит в содержаниях опыта сознания

1. по объекту:

- чувственное (сенсорное) – получаемое при помощи органов чувств - ощущения и восприятия.

- умственное (интеллектуальное) - направлено на процессы или продукты мышления, памяти и воображения.

2. аффективная сфера сознания

- непосредственное, если объект интересен сам по себе,

- производное (опосредствованное, апперцептивное), если объект приобретает интерес лишь по ассоциа­ции, как бы одалживая его у какого-то другого, значимого содержания опыта.

3. воле­вая сфера сознания (переживание усилия):

- непроизвольное (пассивное, рефлекторное) – происходит без усилия,

- произвольное (ак­тивное) сопровождается чувством усилия. Произвольное внимание всегда опосредствовано, то есть его объект связан с отдаленным инте­ресом.

Таким образом У. Джеймс выделяет и последовательно опи­сывает, используя яркие примеры, шесть видов внимания:

1) непроиз­вольное, непосредственное, чувственное;

2) непроизвольное, опо­средствованное, чувственное;

3) непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;

4) непроизвольное, опосредствованное, интеллек­туальное;

5) произвольное, опосредствованное, чувственное;

6) про­извольное, опосредствованное, интеллектуальное.

В классической психологии сознания ведущим основанием класси­фикации актов внимания стало их отношение к аффективно-волевой сфере сознания субъекта – произвольное, непроизвольное.

Непроизвольное: пассивное (нет усилий); эмоциональное (интерес, потребность). Сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности. Происходит без волевых усилий, без предварительного намерения. Привлекает интенсивность впечатления – громкий звук, яркий свет, внезапность, движение, новое, неожиданное, начало и прекращение действий, ритмичность движений. Распоряжаются вниманием внешние объекты.

Источники произвольного (вторичного) внимания целиком определяются субъек­тивными факторами. Руководит сама личность. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Выделяют несколько его разновидно­стей:

- соб­ственно произвольное - намеренное обращение внимания протекать легко и без помех;

- волевое внимание – совершается вопреки стремлениям, интересам, желаниям, под давлением соц. окружения, сопровождается чувством напряжения;

- выжидательное – человек предупрежден о появлении объекта и должен заранее подготовиться к его появлению.

Особенно важный вариант развития произвольного внимания за­ключается в трансформации волевого в послепроизвольное (Добрынин)(спонтанное) внимание. Носит целенаправленный характер, требует волевых усилий, но затем человек "входит" в работу: становится интересным содержание деятельности. Этот вид внимания остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательным интересом, но отличается от произвольного отсутствием волевых усилий. Характеризуется длительной сосредоточенностью, высокой производительностью труда.

Удачную как по замыслу, так и по исполнению попытку по­строения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин. Он предлагает упорядочить известные, попадающие в разные рубрики различных класси­фикаций формы внимания по измерению активности личности, выделяя на этом континууме три участка.

1. На первом последова­тельно располагаются непроизвольные разновидности, вышена­званные вынужденным, невольным и привычным вниманием. Активность личности минимальна в случаях вынужденного, увеличивается при невольном (у Н.Ф. Добрынина - эмоцио­нальном) и становится еще выше в случаях привычного внима­ния.

2. Второй участок континуума занимает волевое, или, по Н.Ф. Добрынину, произвольное внимание.

3. На третьем участке, автор пред­лагает рассматривать внимание послепроизволъное.

Еще есть непосредственное внимание – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Классические теории внимания: внимание как апперцепция в теории В.Вундта, виды внимания по Э.Титченеру

Классиками психологии внимания считают В.Вундта, У.Джемса, Э.Титченера.

В. Вундт определил общую стратегию исследования внимания в конце 19 в., он определяет внимание как «фиксационную точку сознания», как наиболее ясное поле нашего сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания из зоны перцепции, т.е. смутного, неотчетливого восприятия, в зону апперцепции, т.е. ясного и отчетливого сознания. Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то мы называем этот процесс перцепцией, если же оно попадает в фокус внимания, то мы называем его апперцепцией.

Титченер последовательный и верный сторонник вундтовской психологии. Новым по сравнению с концепцией Вундта стало представление об уровнях сознания. Внимание по Титченеру – свойство ощущения, «сенсорная ясность».

Тичнер рассматривал сознание на двух уровнях: ясного и темного (фокуса и границы сознания). По данным самонаблюдения можно заметить, что переход с верхнего на нижний уровень (и обратно) осуществляется сразу, одним прыжком. В структурной метафоре Вундта нет динамики сознания, хотя он и говорил о ритмике сознания. Тичнер в своей метафоре объединил структуру и динамику сознания.

Однако, говоря о Тичнере необходимо сказать, что структуралисткую теорию сознания он довел до предела: он свел внимание к сенсорной ясности, то есть ясности ощущения.

Внимание Титченер определял как состояние сознания, степень сознательности, которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.