Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные теории внимания: модель распределения умственного усилия Д.Канемана




По мнению Канемана, количество ресурсов, лимитирующих умственные усилия, в каждый момент вре­мени оказывается величиной постоянной, хотя оно и может изменяться в ограничен­ных пределах под влиянием активации. Умственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько желаниями или сознательными интен­циями субъекта, сколько сложностью за­дачи. По мере усложнения задач происхо­дит некоторый рост активации, а также увеличение количества ресурсов внима­ния, выделяемых на решение задачи. Но количество выделяемых ресурсов посте­пенно отстает от растущей сложности за­дачи, что приводит к возникновению оши­бок. Степень изменения ресурсоемкости основной задачи можно тестировать с по­мощью простой двигательной реакции на неожиданный сигнал другой модальности. Экспериментальное обоснование тео­рии внимания как умственного усилия Канеман проводит на материале исследо­ваний одновременного выполнения двух деятельностей. Подавляющее большинство полученных результатов говорит о значи­тельной трудности решения двух задач. Оценку результатов деятельностей в ситуа­ции совместного выполнения сравнивают с продуктивностью, которая достигается в ходе раздельного решения. Были выявлены следующие закономерности: степень интерференции (отрицатель­ного влияния решения од­ной задачи на другую) тем больше, чем сложнее задачи и чем они более сходны друг с другом. Канеман полагает, что существует единый ре­сурс внимания для любых задач, и интерферирует не только задачи, заданные в одной модальности или ана­логичные по сути, но и та­кие совершенно различные деятельности, как ходьба и счет в уме.

Теория, направленная на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана отвечала на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:

- Внимание - это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.

- Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания. Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т.д. задачи. Здесь же существует еще один блок 'постоянные правила', который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы (arousal) - Детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка (наиболее важный и прямо коррелирующий с процессами внимания показатель)).

- Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи. Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения.

 

Внимание как перцептивное действие (теория У.Найссера)

Найсер определяет внимание как направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа. Люди, животные и другие познающие системы должны обладать способностью делить информацию на входе на адекватные части, т.е., т.е. они должны обладать способностью фокусировать внимание на переработке за один раз лишь части информации на своем входе так, как если бы эта часть была целым. Без этой способности система была бы беспомощной в мире реальных объектов.

Такое определение внимания включает в себя важное допущение: оно означает, что не все познавательные процессы включают в себя внимание. Должно существовать по крайней мере два типа «процессов предвнимания».

Один тип необходим для разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание. В зрительной системе – это выделение «фигуры» и «фона». Аналогичные механизмы в слуховой системе различают звуки, идущие с разных направлений, из разных источников. Многочисленные исследования говорят о том, что такие механизмы являются врожденными.

Кроме механизмов разделения у человека должен существовать второй тип процессов предвнимания. Это – предшествующие вниманию процессы бдительности, действующие независимо от внимания и одновременно с ним.

Найссер, выделяет два основных механизма перцептивной селекции:

1. Процессы предвнимания, выполняющие как минимум две функции: выделение фигуры из фона и слежение за внезапными событиями (аналог бдительности)

2. Последовательные процессы фокального внимания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.