Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема памяти в когнитивной психологии




Возможности улучшения памяти. Мнемотехника.

Прикладные аспекты изучения памяти.

Практическое значение исследований памяти трудно переоце­нить.

Изучение механизмов памяти в рамках необходимо для понимания адекватного развития когнитивных процессов индивида, что имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии, для коррекционной педагогики, для всего образовательного процесса в целом.

Кроме того, в силу тесной связи памяти с деятельностью, огромное значение изучение процессов памяти играет и в психологии труда, организационной и инженерной психологии. Организация сложных видов деятельности, вообще профессиональная деятельность невозможны без участия в них процессов памяти.

МНЕМОНИКА (мнемотех­ника) (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — сис­тема различных приемов, об­легчающих запоминание и увеличивающих объем памя­ти путем образования допол­нительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространст­ве, разделенном по определен­ному принципу. Примером мнемонического приема может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов со­ответствуют первым буквам названий цветов.

Общая характеристика представлений когнитивистов о памяти и память как совокупность приемов трансформации и хранения информации. Когнитивная Y: Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур. Предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Основные Понятия —

Кодирование — способ введения информации в систему;

Способ хранения — код памяти.

Хранение — обычное хранение, но с информацией может что-то происходить она может изменяться под влиянием информации, которая поступает позднее, или совсем утрачиваться.

Извлечение — действие, направленное на получение доступа к хранящейся информации.

Модель — позволяет делать представления относительно будущего поведения.

Структурные теории и теории уровней переработки.

Модель Аткинсона-Шифрина – гибкой и множественной селекции: сначала информация попадает в модальное специфическое сенсорное хранилище, в котором сигнал быстро угасает и информация не идет дальше, если не попадает в фокус внимания. В ДП переходит через повторение и далее в хранилище, где информация хранится в семантической форме.

Структурная теория Нормана: исследуется память, в основе которой лежит время хранения информации. Вся информация, идущая извне, проходит через КП и либо выталкивается, либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП, 2. предохранение материала от выталкивания, 3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Теория уровневой обработки - Теория Крейка-Локхарта. Выделили уровни обработки – каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях, начиная с пецептивного и заканчивая абстрактным. Способы кодирования информации: а) зрительное, б) акустико-артикуляционное, в) семантическое. Различаются по глубине. Долгое запоминание – результат глубокой переработки. Информация может перерабатываться сразу на нескольких уровнях..

Крейк Ф. (уровневый подход): Время – главный критерий выделения блоков. Процесс переработки информации непрерывен, т.к. обычно каждый блок связывался с определенным видом кодирования. Эксперимент Крейка: опыт с отрицательным эффектом недавности. Заучивание 10 списков по 15 слов. Регистрация эффектов в каждом списке. Поочередное заучивание – обычный эффект недавности в каждом списке. По окончании – воспроизведение всего заученного материала. Элементы, запомненные ранее лучше, воспроизводятся хуже. Вывод: эти элементы не прошли глубокой переработки на всех уровнях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.