Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и интеллект




Первобытное мышление

С понятием первобытное мышление связано имя французского философа, социолога, психолога Люсьен Леви-Брюль. Он заинтересовался этнографическим материалом, изучая первобытных людей Австралии.

Первобытное мышление называется пралогическим. Многие исследователи называют его алогическим мышлением как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т.е. неспособно осознавать, судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень легко доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного мастерства в своих произведениях искусства, они говорят на языках, подчас очень сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис, как и наши собственные языки. Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано.

Леви-Брюль сравнивает мышление настоящего общества и первобытное мышление. Он выделяет черты коллективных представлений у первобытных народов:

1. Психическая деятельность является мистической.

2. Все изображения воспринимаются реальными. Они обладают либо добрыми, либо злыми силами;

3. Связано с именем (существует два имени: тайное, которое никто не знает, кроме вождя и реальное). Существует реальная связь между именем и человеком. Имя вождя не знает никто;

4. Большое значение придают тени. Нельзя наступать на тень;

5. Большое значение придают сновидениям, большое поклонение ясновидящим и пророкам и т.д..

Указанные особенности мышления первобытных людей обладают поразительной общностью. Можно сказать, что они общи всем без исключения первобытным народам, независимо от их расовой принадлежности и географических условий и, несмотря на разнообразие конкретных форм культуры, в которых они проявляются. Это и дает основания говорить о первобытном мышлении, противопоставляя его современному мышлению и рассматривая как первую и исторически неизбежную фазу человеческого мышления.

«Мышление» и «интеллект» - термины близкие по содержанию, но отражающие два разных аспекта. В обыденном русском языке интеллекту соответствует слово «ум», а мышлению – «обдумывание», или «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; «обдумывание» - процесс. Мы говорим «умный человек» и тем самым обозначаем индивидуальные различия интеллекта. Можно также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается – так передается проблематика развития интеллекта. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» - здесь уже сфера психологии мышления.

Понятие интеллекта, модель интеллекта (по Дж. Гилфорду)

Интеллект в переводе с лат. – понимание, познание.

Интеллект - совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность усвоения человеком различных видов деятельности. Интеллект не тождественен мышлению.

Американский психолог Дж. Гилфорд разработал концепцию, согласно которой интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Умственная операция, включенная в интеллектуальное действие, может быть следующей:

1. по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание.

2. по продукту интеллектуальная операция может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформацию и рассуждение.

3. по содержанию соответствующая операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение.

Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они в свою очередь сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности. Операции отражают характер и способы умственной деятельности при переработке информации. К операциям относятся познание, память, дивергентное продуктивное мышление, конвергентное продуктивное мышление и оценивание. Познание включает процессы понимания, восприятия информации с помощью пяти органов чувств.

Познание – лишь один из пяти путей переработки информации человеком. Память связана с процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Дивергентное продуктивное мышление служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Конвергентное продуктивное мышление связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ. Оценивание позволяет сравнивать полученный результат с требуемым и судить о том, решена ли поставленная задача.

Содержанием мыслительных операций может быть четырех типов: фигуративным, символическим, семантическим и поведенческим. Фигуративное содержание – наглядно-образная информация (образы восприятия, памяти); символическое содержание – знаки: буквы, числа и т.д.; семантическое содержание – идеи и понятия; поведенческое содержание – чувства, мысли, настроения и желания людей, их взаимоотношения. Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид единиц, классов, систем, отношений, трансформаций. Единицами служат отдельные сведения. Классами именуют совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным элементам. Отношения выражают связи, существующие между вещами. Системы являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними. Трансформации – возможные выводы из имеющейся информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.