Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь и речевая деятельность. Язык и речь




Мышление и речь

Развитие понятийного мышления

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции, основывается на теоретических положениях и научных фактах. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

В экспериментальных исследованиях понятийного мышления, его функционального развития важное место занимают методики образования искусственных понятий.

Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. представлена в разных формах – внешней, внутренней, монолога, письменной, устной и т.д.

Речь тесно связана с мышлением, она возникает и развивается вместе с мышлением на основе общественно-исторического прогресса. Речь это не эмоции, связанна в целом с сознанием, сознание возникает на основе общения, посредством речи. Благодаря речи индивидуальное сознание не ограничивается, и мы обогащаемся через опыт других людей. Основная функция сознания – осознание бытия и его отражение.

Речь и язык в единстве отражают бытие и обозначают его. Речь имеет полифункциональный характер: 1. речь является формой существования сознания; 2. служит средством общения; 3. речь – форма существования мышления; 4. речь – средство управления поведения другого человека; 5. речь является регулятором собственного поведения человека.

Речь и язык - катализатор нашего личного и общественного опыта.

Язык - система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передача от поколения к поколению и хранение информации. Язык существует и реализуется через речь как звуко-словесное общение. Речь не исчерпывает природы языка.

Язык – система средств общения людей друг с другом, средство выражения мыслей.

Речь – процесс практического применения языка в целях общения с другими. Речь возникает и развивается в процессе общения с другим человеком.

Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Язык, как и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.

Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи (сравнить: звук речи и фонема).

Различают звуки и смысловую сторону речи, они связаны друг с другом.

Язык не врожденная способность, язык является отличительной чертой общения, вне общества язык не нужен.

Язык необходим для: 1) обмена мыслями для какой-либо деятельности; 2) сохранения и закрепления коллективного опыта; 3) для выражения чувств и эмоций. Без языка не было бы человека.

Связующим звеном между речью и языком выступает значение слова – это содержательная сторона слова; мы связываем его с индивидуальным опытом: профессиональным и строго личным. Значение слова не изменяется, остается постоянным, смысл бывает разным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.