Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевая патология и формирования ВПФ




Механизмы порождения и понимания речи

Виды и функции речи.

Представитель вюрцбугской Карл Бюлер выделил три функции речи:

a. познавательная – высказывания истинности или ложности о событиях;

b. экспрессивная – способность слова выражать переживания;

c. импрессивная – способность воздействовать на другого человека словом.

В современной психологии выделяют две функции речи:

1. Речь как средство общения;

2. Речь как инструмент мышления.

В первой функции выделяют семь подфункций:

1. коммуникативная – передача друг другу какой-либо информации;

2. экспрессивная – передача эмоционального отношения к собственной речи и другого человека. (одна из первичных)

3. выразительная – не определяет сама по себе речи. Относятся интонация, жесты, мимика – вспомогательные средства речи.

4. познавательная – связана с познанием предмета.

5. сигнификативная (обозначающая) – связана с предыдущей функцией, сначала познаем предмет, затем обозначаем словом.

6. функция воздействия – относится к одной из первичных.

7. сигнальная (функция понимания)

Речь как инструмент мышления две функции:

1. сигнализация (через слово обозначает предмет, явление, событие);

2. обобщение (каждое слово обобщает что-либо)

Свойства речи: 1) содержательность – объем мыслей говорящего; 2) понятийность – объем знаний слушателя; 3) выразительность, связана с эмоциональной насыщенностью, интонацией; 4) действенность – влияние на мысли, чувства, поступки другого человека.

Основные виды речи:

1. Внешняя

- - устная (диалогическая и монологическая);

- - письменная.

2. Внутренняя – разговор человека с самим собой.

Устная речь (коммуникативная) всегда обращена к собеседнику, служит для непосредственного общения людей друг с другом. В ней выражаются следующие стороны личности: 1. эмоциональность – в норме речь строится слитно, плавно. Нарушение этого видно при заикании. 2. выразительность – зависит от интонации, тембров голоса. От особенностей личности и от воспитания зависит богатство интонации – может нарушаться при эмоциональном оскуднении, у шизофреников. Предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

 

Нарушениеречи называется Афазия. У больных нарушается правильный подбор слогов, следовательно речь бедная, запас слов ограничен, смена одних слов и слогов другими – неправильными, нарушение связи между частями предложений, нарушение понимания устной речи.

Выделяют 7 видов Афазии:

1. динамическая А.- сохраняется способность повторять перечеслять называть понимать речь, но нарушается способность говорить фразами, говорят отдельные слова.

2. эфферентная моторная А.- распад структуры высказывания, не может соединить звуки в определенной последовательности, говорят примитивные слоги (не боле 5-ти) т.к. в ограниченном количестве (те, те, те)

3. афферентная моторная А. – спутывание звуков в процессе высказывания

4. оптико-монистическая А. – не могут называть предметы, не могут описывать изображения, действия

5. акустико-монистическая А. – люди не затрудняются понимать речь в трудных условиях, затруднения в письме под диктовку

6. семантическая А. – нарушение логико-грамматических связей между словами, трудности нахождения нужных слов

7. сенсорная А. – расстройство понимания обращенной речи, они слышат но не понимают

Нарушение чтения называется Аллексия. Может вызываться:

1. Поражением речевой зоны коры головного мозга (вторичные)

2. Поражением теменно-затылочной области

Литеральная А. – человеку трудно распознавать буквы,

Вербальная А. – затруднено чтение вслух

Нарушение письма называется Аграфия, может быть обусловлена очаговым поражением в речевой и двигательной зоне коры Г. М.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.