Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинические методы изучения мышления: “Методика двойной стимуляции Выготского - Сахарова”




В экспериментальных исследованиях понятийного мышления, его функционального развития важное место занимают методики образования искусственных понятий. Классическим образцом таких методик является "методика двойной стимуляции", разработанная в конце 20-х годов под руководством Л.С.Выготского его учеником Л.С.Сахаровым с учетом методических приемов, предложенных в вюрцбургской школе. Рассмотрим содержание, условия проведения, исследовательские цели и возможности методики Выготского - Сахарова.

Первые методы психологического изучения понятий были направлены на установление у субъекта их наличия и умения оперировать ими. Таковы, соответственно, методы определения и сравнения понятий в вюрцбургской школе психологии мышления. Принципиально новый шаг, открывший путь к исследованию процесса развития понятий, сделал представитель этой школы Нарцисс Ах 20-30 годы 20 века. Он предложил моделировать данный процесс в эксперименте, используя искусственный (т.е. незнакомый субъекту) стимульный материал.

Взяв за основу методику Аха и модифицировав ее, Сахаров и Выготский назвали ее «методикой двойной стимуляции». Первый ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, второй ряд выполняет функцию знака, с помощью которого эта деятельность организуется.

Цель методики – проследить формирование новых искусственных понятий. Методика представляет собой большую шахматную доску, на которой располагается до 20-30 фигур отличающихся по четырем признакам: цвет (желтый, красный, синий, черный), форма (геометрические фигуры), высота (высокие, низкие), размеры (большие и маленькие).

Внизу под каждой фигурой написаны слова, не учитывающие два признака (форма, цвет).

БАТ – маленькие, низкие;

ДЕК – маленькие, высокие;

РЕПЕ – большие, низкие;

МУП – большие, высокие.

Учитывается время, количество, порядок. Вопрос: почему ты выбрал эти фигуры? Экспериментатор заставляет вытягивать фигуры до тех пор, пока ребенок не скажет точное определение слова БАТ.

Основной принцип методики – предметный ряд дан сразу, а словесный ряд вырастает постепенно. Основной вывод: развитие процессов приводящих к образованию понятий, уходит в детство, по мере взросления приводит к формированию понятий

Выготский выделил несколько основных групп объединения фигур:

1. объединение (младший возраст – детский сад) – объединяет фигуры, не опираясь на признаки, по типу «куча», что понравилось ребенку, то он и выбирает, а затем строит узоры.

2. объединение – принцип цепного (последовательного) комплекса – постоянство признаков не наблюдается, признак постоянно меняется (тип семьи – это мама, папа, брат, сестра, «Я»), начинает строить семейные отношения.

3. псевдопонятия – ребенок все больше и больше пытается сопоставлять слова, выдвигает гипотезы, может правильно объединять, но почему сказать не может.

4. с 14 лет – сформированность подлинных (точных) понятий, объединяет фигуры и говорит, почему он это сделал

Заболевания, при которых наблюдается нарушение образования понятий:

1. умственная отсталость;

2. органическая деменция (приобретенное слабоумие);

3. шизофрения.

В-первых двух случаях распад логических связей, простое воспроизведение наглядно-действенных связей. При шизофрении наоборот наглядно-действенные связи отступают на задний план, а вербально-логические связи выступают на первое место, но они теряют свой изобретательный характер.

Понятийное мышление формируется не сразу, Выготский выделил пять этапов:

1. дети 2-3 года. Если ребенка попросить положить вместе похожие предметы, то ребенок положит те, которые стоят рядом, т.к. он считает, что близкие это и есть похожие.

2. 4-6 лет. Дети используют элементы объективного сходства двух предметов, сходство учитывает не по всем признакам, а по одному.

3. 7-10 лет. Дети могут объединять группу предметов по сходству, но не могут сказать по каким признакам произошло объединение, и какие признаки характеризуют эту группу.

4. 11-14 лет. Появление понятийного мышления, но оно еще не совершенно.

5. с 15 лет. Сформированность понятий, подкрепленных теоретическими и практическими положениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.