Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические проблемы психологии: взаимосвязь теории, эксперимента и практики в психологии




Три уровня научного подхода к методологии

Понятие методологии

Методология и методы психолого-педагогических исследований

Когнитивная и лингвистическая теории речи

Трансформационная модель Н.Хомского

Теория научения

Теория научения исходит из двух категорий: подражание и положительное эмоциональное подкрепление. У человека есть врожденная способность к подражанию, в том числе и к звукам. Если еще этот процесс подкрепляется положительными эмоциями, то ребенок усваивает быстро речь. Эта теория не может объяснить детское слово – творчество, не может объяснить быстроту усвоения языка.

У человека с самого рождения в мозге находятся специфические задатки, которые созревают к одному году. Этот период сензитивный, охватывает от 1 года до трех лет по min, max от одного года до полового созревания. В этот период быстро усваивает язык.

Когнитивная теория – развитие речи идет от способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот как считал Пиаже.

Теория с позиций психолингвистики. Процесс речевого развития – непрерывное и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову, от слова к мысли.

1. Звуковые сигналы

2. Образование фонем (сочетание звуков)

3. Морфемы (слоги), отдельные слова

4. Предложения и фразы

5. Внутренняя речь

6. Мысль


Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)

Методология – учение о научном методе познания; совокупность научных методов, применяемых в какой-либо науке. Система методов должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Методология психологии – (от греческого methodos – путь исследования и познания и loqos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

 

1. общая методология – общий принцип познания, философский анализ явлений действительности;

2. частная или специальная методология – это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить структуру и основные линии взаимосвязи в изучаемом объекте.

3. методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

 

Результативное решение задач, которые перед психологией ставятся общественной практикой, воз­можно только на основе хорошо разработанной теории. И чем бо­лее расширяется круг практических задач, тем нужда в ней испытывается острее. Вместе с тем отчетливее становится необходи­мость перехода от эмпирического уровня осмысливания психичес­кой реальности к теоретическому. Но чтобы теория могла служить практике, она должна удовлетворять ряду требований, определяю­щих ее «конструктивность», возможность ее эффективного приме­нения. Не претендуя на полный перечень этих требований, отметим лишь некоторые.

Одно из них относится к уровню и форме предлагаемых теорией обобщений. Вообще, чем более высок этот уровень, тем шире, ка­залось бы, область возможного использования теории. Однако здесь может возникнуть опасность утраты качественной специфики того класса явлений, к которым относится обобщение. Оно всегда связано с отвлечением от тех или иных характеристик изучаемых явлений, что при очень высоком уровне обобщения нередко приво­дит к затушевыванию их многокачественности. Здесь возможны две крайности. Одна заключается в том, что обобщение выступает как простая констатация свойства определенного класса явлений (фак­тов), другая – в том, что обобщение связывается с такой степенью абстракции, при которой почти исчезает возможность использова­ния результатов теоретических разработок для решения конкретных теоретических и особенно практических задач. Короче говоря, воз­никает вопрос о мере обобщения, которая должна соответствовать качественной специфике изучаемых явлений – не только раскры­вать их общие основания, но и давать возможность исследовать особенное и единичное. Если эта мера нарушена (что в психологии наблюдается нередко), то обобщение оказывается малосодержа­тельным, «тощим», а теория, опирающаяся на такие «безмерные» обобщения, – непригодной для использования. Выбор критериев меры обобщения – дело довольно трудное. В конечном счете они определяются теми задачами, которые перед теорией ставятся прак­тикой.

Вопрос о мере теоретических обобщений связан с вопросом о постулатах, на основе которых строится теория. Ее добротность, компактность и действенность существенно зависят от числа и доб­ротности исходных постулатов. В принципе, чем меньше постулатов используется при построении теории и чем более четко они форму­лируются, тем большей логической устойчивостью будет обладать и теория. Впрочем, требуемое число постулатов зависит от уровня сложности той системы объектов, которая отражается в теории11. Если постулаты не определены достаточно точно, то теоретическая работа может пойти по замкнутому кругу: в конце получается ре­зультат, который подразумевался уже с самого начала. Действи­тельного движения теоретического знания здесь не будет.

В качестве постулатов в психологии (как и в иных науках) ис­пользуются общие философские положения и теоретические выво­ды, полученные как в самой психологии, так и в других областях научного знания

К сожалению, далеко не всегда в теоретических работах по пси­хологии исходные постулаты формулируются достаточно четко, что затрудняет проверку предлагаемых гипотез, переход от гипотез к теориям и использование их в практике.

Важнейшей характеристикой теории является ее прогностичес­кая ценность, определяемая тем, насколько теория способна пред­сказывать развитие тех или иных явлений. Известно, что такое предсказание возможно лишь на основе знания законов. При этом важна не только формулировка самого закона, но также и опреде­ление условий и сферы его действия. Нужно отметить, что в теоре­тических разработках в области психологии нередко тот или иной закон формулируется без определения условий и сферы его дейст­вий Понятно, что в этом случае его использование в практике ста­новится затруднительным (вопрос о законах специально рассмат­ривается в следующей главе)

Важным требованием к теории является ее проверяемость. Хо­рошо сформулированной является та теория, которую можно прове­рить при помощи эксперимента (и практики) или даже путем рас­четов и анализа логических следствий, которые из нее вытекают. Наконец, теория должна соответствовать фактам. Пренебрежение требованиями, предъявляемыми к теории, сочи­нение «аморфных теорий» в психологии оборачивается тем, что психологические задачи берутся решать дилетанты.

Эксперимент уже давно считается в психологии важнейшим ме­тодом исследования Сформировавшись первоначально в психофи­зике и психофизиологии, в значительной мере ориентированных на естественные науки, эксперимент постепенно стал проникать и во все ее другие области, включая те, которые связаны с науками об­щественными в социальную, педагогическую, юридическую психо­логию. Конечно, при этом происходили и определенные трансфор­мации эксперимента (его организации и требований к нему). В разных психологических дисциплинах используются и разные типы эксперимента. Иногда даже утверждают, что психология в целом является экспериментальной наукой

Особенно интенсивно развиваются в психологии методы лабора­торного эксперимента. Это и понятно, если иметь в виду, что в лабо­раторном эксперименте обеспечиваются наибольшие возможности управления условиями и факторами ситуации, которые определяют характер работы испытуемого, регистрации и измерения его дейст­вий, их математической обработки.

Большие трудности, возникающие в лабораторном, да и в любом ином психологическом эксперименте, связаны с тем, что в его ре­зультатах неизбежно проявляется действие того, что принято на­зывать субъективными факторами. Именно они не дают возмож­ность проводить психологический эксперимент по строгим канонам естественнонаучного эксперимента. Но именно они-то и должны интересовать психолога в первую очередь. Проникновение при по­мощи объективных методов в «субъективный мир» человека, выяв­ление объективных законов развития этого мира как раз и составляют главную задачу психологического исследования

Нередко трудности при сопоставлении экспериментальных данных связаны с тем, что методики, условия эксперимента, состав испытуемых, средства контроля и измерения разными исследователями описываются по-разному. Сейчас назрела настоятельная необходимость разработки строгих стандартов, относящихся к организации психологического эксперимента, описанию его ре­зультатов и приемов анализа

Не меньшие трудности связаны также с тем, что в эксперимен­тальных исследованиях, которые проводятся с людьми, существен­ным фактором являются влияния на испытуемого со стороны экспе­риментатора и самой процедуры эксперимента. Они не всегда, прав­да, учитываются, но они всегда есть и нередко определяют резуль­таты эксперимента.

Экспериментальная психология все определеннее приходит к вы­воду о необходимости последовательного применения системного подхода. Конечно, здесь предстоит еще большая работа. Конкретные пути этого подхода в экспериментальных исследованиях дале­ко не всегда просматриваются отчетливо. Но все же логика разви­тия экспериментальной психологии ведет ее в этом направлении.

Четкость методологических позиций является важнейшим усло­вием разработки добротных конструктивных теорий, определенно­сти их постулатов, их доказательности и прогностической ценности.

Уров­ни теории в современной психологии различны. Одни из них отно­сятся к самым общим законам психического, другие – к специаль­ным областям человеческой деятельности, третьи трактуют частные вопросы Можно, по-видимому, говорить о макро-, мезо- и микроуровнях анализа психических явлений, а соответственно и о разных уровнях теоретических обобщений и синтеза. Связь между разными уровнями просматривается далеко не всегда легко. Иног­да в психологических исследованиях встречаются попытки непра­вомерного расширения или, напротив, неоправданного сужения (что бывает значительно реже) сферы применения тех или иных обобщений, концепций, гипотез, неточное определение уровня опи­сания изучаемого объекта, эклектическое объединение постулатов, «уплощение» психологического знания. Это создает теоретическую путаницу, а при использовании создаваемых таким образом теорий в практике может привести к серьезным ошибкам.

Современный этап развития психологической науки настоятель­но требует специального изучения «архитектоники се теоретическо го здания», определения места в этом здании тех «блоков», кото­рые уже созданы, тех, которые существуют лишь в проекте, и тех, которые еще предстоит спроектировать и создать.

Задача теории состоит не только в том, чтобы путем анализа выявить в единичном, конкретном существенное и общее, но также и в том, чтобы па основе полученных на этом пути абстракций тео­ретически синтезировать, воссоздать конкретное, т. е. «построить» психическое как некоторую целостную систему, как идеальный объект. Это относится к теории любого из перечисленных выше уровней. Идеальный объект, являясь адекватным объекту реаль­ному, вместе с тем оказывается «очищенным» от случайного, при входящего и неустойчивого.

Понятно, что степень адекватности идеального объекта реаль­ному проверяется экспериментом и практикой. Вместе с тем идеа­лизированное представление системного объекта имеет чрезвычай­но большое значение для дальнейшего развития эксперимента и ре­шения практических задач.

Рассматривая взаимосвязь теории, эксперимента и практики, коснемся еще одного вопроса. Иногда думают, что каждая практи­ческая задача однозначно связана с определенной теоретической и Мы, конечно, никоим образом не хотим умалить значение работы над терми­нологией психологии Такая работа безусловно и чрезвычайно важна. Каждый термин в психологии должен быть точно и строго определен.

Связь психологии с практикойи использование в ней методов экспериментаприводит к изменению самого типа психологического знания (Я.А. Пономарев): созецательно-обяснительный, эмпирический, действенно-преобразующий. Единство теории, эксперимента и практики – необходимое условие развития всей системы психологических наук.

Психология и математика. Значение математики для получения достоверных психологических знаний

Принято считать, что математика – это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только тогда, когда она начинает использовать математику. Однако многие психологи в глубине души уверенны, что царица наук – психология, а отнюдь не математика. Может быть, это две независимые друг от друга дисциплины? Математику для доказательства своих положений вовсе не обязательно привлекать психологию, а психологу можно совершать открытия не привлекая на помощь математику. Большинство теорий личности и психотерапевтических концепций были сформулированы без всякого обращения к математике. Примером может служить концепция психоанализа, бихевиоральная концепция, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, объективная психология В.М. Бехтерева, культурно-историческая теория Л.С.Выготского, концепция отношений личности В.Н.Мясищева и многие другие теории.

Но все это было, в основном, в прошлом. Многие психологические концепции ныне подвергаются сомнению на основании того, что они не были подтвеждены статистически. Стало принято использовать математические методы. Любые данные, полученные при экспериментальном или эмпирическим исследовании, должны подвергаться статистической обработке и быть статистически достоверными. Современной психологическая наука очень тесно связанна с математикой. Дисциплины математического блока являются (наряду с дисциплинами психологической и медико-биологической подготовки) профилирующими при обучении студентов – психологов. Навыки математической (а зачастую и компьютерной) обработки данных считаются абсолютно необходимыми специалистам, работающим в области психологии.

Одни исследователи считают, что интеграция психологического и математического знания необходимо и полезна, что эти науки дополняют друг друга. Необходимо только при обработке данных учитывать специфику психологического исследования и необычность предмета психологии - но эта одна точка зрения. Существует, однако, и другая. Ученые которые ее придерживаются говорят о том, что предмет изучения психологии настолько специфичен, что использование математических методов не облегчает, а лишь усложняет процесс исследования.

Экспериментальный характер первоначальных исследований в области психологии, работы М.М. Сеченова, В. Вундта: первые работы Г.Т. Фехнера и Эббингауза, в которых используются математические методы анализа психических явлений.

В связи с развитием теории психологии, ее экспериментальных направлений возникает интерес к использованию математических методов для описания и анализа тех явлений, которые она изучает.

Наблюдается стремление выражать открываемые законы в математической форме. Так сформировалась математическая психология.

Проникновение математических методов в психологию связано с развитием экспериментальных и прикладных исследований, оказывает довольно сильное влияние на ее развитие:

1. появляются новые возможности исследований психологических явлений.

2. предъявляются более высокие требования постановки исследовательских задач и определению способов решения.

Математика выступает как средство абстракции анализа и обобщения данных, а следовательно, как средство построения психологических теорий.

Три стадии математизации психологической науки:

1. применение математических методов для анализа и обработки результатов экспериментов и наблюдений и установление простейших количественных закономерностей (психофизический закон, экспотенциональная кривая научений);

2. попытки моделирования психических процессов и явлений с помощью готового математического аппарата, разработанного ранее для других наук;

3. начало разработки специализированного математического аппарата для исследования моделирования психических процессов и явлений, формирования математической психологии как самостоятельного раздела теоретической (абстрактно-аналитической) психологии.

Важно при построении психологических явлений иметь ввиду их реальные характеристики:

1. В любом действии всегда присутствуют эмоциональные компоненты.

2. Психологические явления чрезвычайно динамичны.

3. В психологии все изучается в развитии.

В настоящее время психология стоит на пороге нового этапа развития - создание специализированного математического аппарата для описания психических явлений и связанного с ним поведения, требуется создание нового математического аппарата.

Стремление дать математическое описание психического явления безусловно способствует развитию общепсихологической теории.

Существует несколько математических подходов в психологии.

1. Иллюстративный/дискурсивный, состоящий в замене естественного языка математической символикой. Символики заменяют длинные рассуждения. Служит мнемоническим средством - удобным для памяти кодом. Позволяет экономным образом наметить направление поиска зависимостей между явлениями.

2. Функциональный - состоит в описании зависимости между теми или иными величинами, из которых один результат принимается в качестве аргумента, другой - в качестве функции. Получил широкое распространение (аналитическое описание)

3. Структурный - описание взаимосвязей между различными сторонами изучаемого явления.

К сожалению, психология практически не имеет ни собственных единиц измерения, ни отчетливого представления о том, как заимствованные ей единицы измерения соотносятся с психическими феноменами. Однако ни у кого не возникает возражения по поводу того, что психология не может отказаться от математики полностью, это нецелесообразно и не нужно. В любом случае, следует помнить о том, что математика, несомненно, систематизирует мышление и позволяет выявить закономерности, на первый взгляд не всегда очевидные. Использование математической обработки данных имеет массу преимуществ. Другое дело, что заимствование этих методов и их интеграция в психологию должно быть максимально корректным, а психологи, которые их используют, должны иметь достаточно глубокие знания в области математики и уметь правильно использовать математические методы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.