Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История происхождения психологических идей




Значение понятия «Душа» (этимологический аспект – происхождение слова)

Душа (греч. psychē, лат. anima) - понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека.

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т.п.). В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем мире».

Ранняя древнегреческая натурфилософия – По Демокриту и Эпикуру, душа телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности получает развитие уПлатона: душа как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей.

Аристотель как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало.Три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами.

Р. Декартразделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции:Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д.

Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду, обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями.

Зарождение тематического контекста: древнеиндийская мифология и индуизм

Мифология, психологические особенности мифологического мышления

Мифология (греч. mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово, рассказ, учение) – фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, наука, изучающая мифы.

Индуизм – религиозная система, около 3000 лет. Образ Тримурти - космическое дух. начало, имеющее три эпостасии – Вишну, Шива и Брахма. Идея перерождения души в мире (самсара), согласно закону воздаяния (карма), определённое соблюдением норм поведения для данной группы людей (касты). 2 осн. направления: 1. вишнуизм (Вишна – хранитель мирового пространства) и 2. шиваизм (главная функция Шивы – использовать накопленную подвижничеством энергии на разрушение и воссоздание мира). Унаследовали у вед представление о ритуальной иерархии не равных групп людей, о роли Брахмана как посредника общения людей с богами, веды в качестве священных текстов.

Формой индийских мифов можно считать веды, упанишады.

Ведийский комплекс дневнеиндийских источников (ранний буддизм, Упанишады, буддизм махаяны, логические системы буддизма)

Веды (санскр. веда, буквально — знание). В., или ведическую литературу, составляют: собственно В., или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал; араньяки и упанишады — философские сочинения в стихах и прозе. Будучи священными текстами брахманизма, В. почитались адептами как божественное откровение — шрути (услышанное) и в своей религиозной функции передавались устно, по памяти.

Упанишады, индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Термин У. [санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)] - «сокровенное знание», доступное только посвященным. Главная доктрина У. – учение единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной, посредника общения людей с богами) и Атмана (субъекта, индивидуума).

Веданта (санскр., буквально — конец, завершение Вед). Развивала субъективно-идеалистические тенденции упанишад. Настоящее Я – не бренное тело, не субъект как носитель впечатлений в состоянии бодрствования или во сне, а особое интуитивное сознание.

Буддизм возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э.. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (впоследствии Будда - пробужденный, просветлённый).

В начале н. э. - разделение его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну («малая колесница» или «узкий путь») и махаяну («большая колесница», или «великий путь»). Б. Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал Бодхисаттвы ‑ существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ (он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером, и не достигнут нирваны). Бодхисатва — универсальный, воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования.

Страдание в Б. выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. Б. принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому — к новым страданиям.

Путь к самоуглублению личности - практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной не связанности с внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана (прекращение жизнедеятельности переход из состояния бытия в состояние истинного бытия – не проявленного).

 

Древнекитайское родовое мировоззрение (мифология Древнего Китая, И-Цзин, даосизм, конфуцианство)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.