КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
Эпикурейцы -допускали самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер - некая свобода выбора. Живое тело, как и душа, – состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам вечного космоса. Размышляли о путях достижения независимости личности от внешнего. Лучший путь - в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое по ведение позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций и, тем самым, испытать наслаждение, ибо оно есть не что иное, как отсутствие страдания. Психологические идеи раннего эллинизма (стоики, скептики, эпикурейцы). Эвдемонизм и гедонизм как психологические смысложизненные установки Стоики ‑ Огонь есть и первовещество, и мировая душа, вседвижущий и всеобразующий разум. Человек включён в разумное единство природы, и его добродетель состоит в подчинении своей воли правильно познанному закону природы. Поведение человека, следующего разумной необходимости, должно определяться благом мирового целого, но подняться до его познания можно лишь при условии воздержания и самообладания. Стоики объявили аффектам войну, от них следует лечить, как от болезней, "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу. Скептики -идеи: 1) достоверности ощущений, 2) одинаковой доказуемости противоположных суждений, из чего вытекает - 3) воздержание от всяких суждений. Пифагорейцы: начало всего сущего - число. Вначале вещи отождествлялись с числами, позже числа осмыслялись как принципы и причины вещей. В числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности. Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания: счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира. Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо. Стремление к наслаждению - основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия. Ранне- и поздне- средневековые психологические идеи в контексте теологии и зарождающегося христианства. Период патристики: Тертуллиан, А. Блаженный ("Исповедь) и идеи экзистенциональной психологии ХХ века (Ж.-П. Сартр "Тошнота"). Схоластические споры и их методологическое значение для современной психологии: номинализм и гуманистическая психология ХХ века, реализм и фрейдизм Патристика (от греч. patér, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей. Формировалась в борьбе против традиционного языческого мировоззрения. Служила основой зарождения схоластических идей. Схоластика - особый тип философствования (с XI по XVI век), сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. Тертуллиан ‑ Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам, всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом, против абстрактного теоретического разума, подчёркивает права «естественного» практического рассудка, требует доверия к спонтанным самопроявлениям души (необдуманным выкрикам, не доходящим до сознания стереотипным формулам речи и т. п.); он стремится заглянуть в поисках истины в человеческое бессознательное. Одновременно эмпиризм Т. приводит его к материалистическим тенденциям: все сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух». Фома Аквинский, описывая душевную жизнь, расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим: растительная, животная, человеческая. Внутри каждой из них – способности и их продукты ‑ ощущение, представление, понятие. Работу души представил в виде схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность = замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Августин Блаженный ‑ бытие бога можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет. Внимание к двум проблемам: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. (психологический самоанализ!!!) – сумел показать противоречивость становления личности. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». В раннем Средневековье складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Идеи экзистенциональной психологии 20 века Сартр Жан Поль. Идеалистическая философия — сосредоточена на анализе человеческого существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью бытия, какой-либо заведомо данной сущностью. Отношения человека и мира определял как пропасть между идеальным и материальным. Существование обретает опору в самосознании личности, все исторически сложившееся положение вещей рассматривается им сложившаяся ситуация.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |