Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине 19 начале 20 вв




Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки

История формирования социально-психологических идей

Особенности развития социально-психологической теории в советское время.

Основные тенденции развития социальной психологии в ХХ веке: европейская и американская.

Проблемный контекст социальной психологии.

Место социальной психологии в структуре социального знания.

Герменевтическая природа социально-психологического знания.

Особенности гуманитарного познания.

Отечественные теоретики о предмете социальной психологии (Г.М.Андреева).

 

 

Период непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина ХIХ в.), связан, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4)становлением массового производства и развитием городов.

На этом этапе (условно его можно назвать феноменологическим) социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (таких, как коллективный, народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания) для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования. В этот период развития социальной психологии ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке. Формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической социальной психологии большинство исследователей считает 1859 г., когда Х.Штейнталь совместно с М.Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию (''Психология народов и языкознание'')

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы исследователей Г.Зиммеля (1858-1918) и Ч.Кули (1864-1929). Эти исследователи, впервые в социальной психологии, стали рассматривать личность не абстрактно, а связывая ее особенности с процессами взаимодействия людей внутри группы и с различными характеристиками групп. Они представляли личностные черты как проекции взаимоотношений человека с социальными группами.

Чарльз Кули первым в социальной психологии ввел понятие Я-концепция как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о ней другие. Личность формируется на основе множества взаимодействий человека с окружающим миром. В процессе этих взаимодействий человек создает свое ''зеркальное Я'', которое состоит из 3 элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие; 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят; 3) тог, как мы отвечаем на воспринимаемую нами реакцию других. Исследования Г.Зиммеля и Ч.Кули позволили сделать вывод о том, что личность необходимо изучать в социальном контексте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.