Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Социометрический тест Дж.Морено




Диагностика межличностно-социальной сферы человека. Различные основания при систематике методик межличностных отношений. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Методики косвенной оценки межличностных отношений.

Психодиагностика действенно-практической сферы личности: профориентационная диагностика и диагностика готовности к школе.

Наиболее распространенными методиками для диагности­ки параметров профессиональной направленности являются:

1) дифференциально-диагностический опросник Е.А. Кли­мова;

2) анкета интересов А.Е. Голомштока;

3) методика «Структуры интересов» В. Хеннинга.

1. Дифференциально-диагностический опросник Климо­ва построен на базе разработанной типологии профессий. Климов выделил 5 типов профессий: Ч-Ч, Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Х. И в соответствии с данными типами этот опросник диагностирует принадлежность к тому или иному типу.

Анкета интересов Голомштока Анкета оценивает интенсивность выраженности 24 направленностей интересов

3. Методика «Структуры интересов» Хеннинга включает 136 фраз. Обследуемый должен в зависимости от их содержания поставить одну из 4 цифр: 1 – совершенно неприемлемо; 2 – неин­тересно; 3 – интересно; 4 – весьма интересно. Указанные цифры означают «сырые» баллы. На оценку каждой направленности ориентировано по 16 фраз. После заполнения анкеты определяется суммарный балл по каждой. Максимальный результат соответствует доминирующей направленности

Как и в случае диагностики других показателей, для диагностики профессиональной направленности можно вос­пользоваться:

1) анкетами типа описанных выше;

2) личностными опросниками, позволяющими реконструиро­вать предпочтения по данным самооценок поведения;

3) экспертными оценками перечисленных составляющих;

4) тестами достижений для оценки успешности в предпола­гаемых сферах деятельности, знаний, умений, навыков;

5) репертуарными методиками для оценки понимания и дру­гих компонент профессиональной направленности и др.

 

Психодиагностика готовности к школе. Можно выделить два подхода: педагогический и психологический. Сторон­ники первого определяют готовность к школе по сформированности у детей учебных навыков считать, читать, писать и т.п.

В основе психологического подхода лежит предположение, что готовность к школе определяется показателем психической зрелости ребенка, при этом последняя рассматривается как опре­деленная степень развитости эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т. п. функций.

 

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, на­чиная от его отношения к большим социальным группам (нации, ра­бочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок и т. д.). Можно утверждать, что чело­век, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оцен­ках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохра­няют свою теоретическую и практическую ценность такие психоло­гические теории личности, в которых статус главных ее составляю­щих приписывается межличностным отношениям

В настоящее время в психологии существует громадное количе­ство конкретных методических приемов исследования межличност­ных отношений

Систематика методик психодиагности­ки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

б) на осно­вании задач, решаемых исследованием (выявление групповой спло­ченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных осо­бенностей используемых методик (опросники, проективные методи­ки, социометрия и т. д.);

г) на основании исходной точки отсчета ди­агностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.

Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекват­ности методики тому или другому конкретному исследованию.

Традиционная методика этой группы - социомет­рический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Социометрический тест (или социометрия) был предложен для диагностики межличностных эмоциональных связей, т.е. взаим­ных симпатий и антипатий между членами группы, американс­ким психологом Я. Морено в 30-е годы прошлого столетия. Анализ социоматрицы дает нагляд­ную картину взаимоотношений в группе. Таким образом, выявлен так на­зываемый социометрический статус каждого члена группы, т. е. его позиция по шкале авторитетности – предпочтения по дан­ному критерию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.