Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заказчик 1 страница




Психолог

- получает заказ от Заказчика, составляет во взаи­мосогласованной форме техническое задание на иссле­дование (работу), договаривается о взаимных обязатель­ствах в совместной деятельности;

- выбирает адекватные поставленным задачам тео­ретические концепции, конкретные методики исследо­вания и работы с Испытуемым;

- осуществляет непосредственную работу с Испытуемым в форме беседы, тестирования, эксперименталь­ной деятельности, тренинга, и др. или опосредованную форму наблюдения, изучения независимых характеристик, продуктов деятельности и др.;

- обрабатывает первичные материалы, осуществля­ет их интерпретацию, формулирует выводы и заключе­ния в рамках задач исследования;

- передает Заказчику свои заключения и рекоменда­ции, отвечающие на вопросы Заказчика, основывающи­еся на результатах исследования;

- контролирует применение Заказчиком рекоменда­ций Психолога, обращая внимание на соблюдение взаимносогласованных процедур и воздействий.

- применяет к Испытуемому рекомендации Психо­лога в виде мер психолого-педагогического, обучающе­го, административного воздействия, изменяет в соответ­ствии с рекомендациями Психолога организационные факторы и условия трудовой деятельности Испытуемо­го.

Направления работы ПСО

Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

- научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

- прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ. Создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;

- практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

Основными направлениями деятельности службы являются психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность:

- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

-обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

-, получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

-выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

-определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

-активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.

-участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

-реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей.

- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

-консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

-конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Актуальное и перспективное направление ПСО, их связь в деят-ти психолога

Выделены два направления деятельности психологической службы образования – актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время детские учреждения испытывают потребность в конкретной помощи психологической службы. В школе много таких проблем, и оказание конкретной помощи учителям, учащимся, родителям — существенная задача службы школы сегодняшнего дня. Но эта задача не должна быть единственной и главной.

Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможности гармонического развития личности каждого школьника — и содействует ее реализации в практической работе. При этом основная задача его — создание психологических условии для развития способностей всех и каждого. Безусловно, уровень развития способностей у разных детей будет различным, различными будут и задачи, которые решает психолог по отношению к каждому ребенку.

Эти два направления неразрывно между собой связаны: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, воспитателям, учителям.

Однако главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на максимальное содействие психическому и личностному развитию школьников, основным фактором которого являются способности: общие — как база формирования всесторонне и гармонически развитой личности, и специальные — как основа формирования индивидуальности учащихся. Наш опыт создания школьной психологической службы показал, что эта цель реализуется только тогда, когда практическими психологами достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку. Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком — определение (и формирование — в случае необходимости) его готовности к школе через интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, поведенческие характеристики, выявление его индивидуальных особенностей как основы его развития. Конечная цель взаимодействия психолога со школьником — формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное, профессиональное самоопределение.

Виды профессиональной деятельности психолога в ОУ

Психологическое просвещение. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Психодиагностическая работа. Целью этой деятельности является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.

Развивающая и коррекционная работа. Задачей этого направления служит активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка с целью обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, оказать помощь педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Консультативная работа. Цель этой работы – консультирование взрослых и детей по проблемам развития, обучения, воспитания, общения, переживаний, сомнений и пр.

Психопрофилактика. Задачами данного направления являются: а) ответственность за соблюдение в школе, детском саду и других учреждениях психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии; в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

В любой конкретной ситуации каждый из видов работ может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает практический психолог.

Основные психологические условия эффективности деятельности школьных психологов: а) реализация в работе со школьниками возможностей, резервов каждого возраста (сензитивность того или иного периода, «зона ближайшего развития» и пр.), б) развитие индивидуальных особенностей школьников — интересов, склонностей, способностей, жизненных планов и пр., в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками.

Психологическое просвещение. Задачи, содержание и формы психологического просвещения

К психопрофилактике и психологическому консультированию тесно примыкает такой вид работы, как психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей. Психологическое просвещение система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.

Задачи психпросвещения. Психологическое просвещение решает следующие задачи:

· психотерапевтическое самообучение;

· формирование запроса на психологическую помощь.

Опосредованная психологическая помощь населению осуществляется посредством публикаций в СМИ, выпуска буклетов, через психологические практикумы для непрофессионалов.

Буклеты и психологические практикумы решают две задачи: 1) осуществление непосредственной психологической помощи через реализацию программ самопомощи; 2) опосредованная психологическая помощь через формирование запроса на психологическую помощь – развитие рефлексивных процессов осознания и понимания себя.

В ходе психологического просвещения психолог должен:

знакомить учителей и родителей с основами детской, педаго­гической и социальной психологии; а учащихся — с основами са­мовоспитания;

популяризировать и разъяснять результаты новейших психоло­гических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственно­го развития.

Содержание Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

-выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

-определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Знакомим учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии, а детей – с основами самовоспитания;

Популяризируем и разъясняем результаты психологических исследований;

Формируем потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах собственного развития.

В учреждениях образования по статусному определению, да и по сути самой системы, "сеющей разумное, вечное, доброе", психологическое просвещение должно бы занимать одно из центральных мест в системе психопрофилактической работы. При благоприятном стечении обстоятельств в любом из типов образовательных учреждений может быть применено все многообразие форм психологического просвещения. При неблагоприятном же - на психолога возложат основной груз по осуществлению всей методической работы учреждения или, в крайнем случае - будут просто игнорировать эту часть его деятельности.

Рекомендации по работе с учащимися. Психологическое просвещение в молодежной и подростковой среде, а также в контингенте учащихся младшего школьного возраста необходимо осуществлять с учетом психологии самих реципиентов информации.Применительно к задачам санитарного просвещения эксперты ВОЗ рекомендуют сделать это просвещение частью школьной программы - в этом случае дети воспримут такую информацию с интересом.В этом же докладе выделяются несколько важных аспектов для эффективности просвещения:

- учитывать запросы "что подростки хотели бы узнать"

- говорить с ними "понятным для них языком и избегать снисходительного тона";

- создавать условия для активности самих реципиентов "в ходе этого общения подростки могли бы не только выступать в роли получателей информации, которую взрослые хотели бы им передать, но также имели бы возможность высказывать свои собственные мнения";

- сотрудничать с позитивным референтным проводником информации: "Наилучшими проводниками информации являются сверстники, поскольку молодые люди более охотно их слушают".

Работа среди родителей учащихся. Традиционно психолого-педагогическое просвещение в образовании применительно к специфике работы с родителями осуществляется в рамках педагогического всеобуча. Эффективность занятий с родителями в системе педвсеобуча зависит от многих факторов:

- системы подготовки к занятиям;

- методической и общепедагогической подготовки лекторского состава;

- форм и методов проведения занятий;

- содержания занятий;

- дифференцированного подхода и др.

Дифференцированный подход к работе с родителями. Немало важным обстоятельством в работе с родителями является то, насколько практический психолог смог четко определить подготовленность родительской аудитории к восприятию психологических знаний. Одним из путей, позволяющих донести без потерь информацию до адресата - это дифференцированный подход к родительской аудитории. Не все родители подготовлены к психолого-педагогическому всеобучу в равной степени. Одним из них необходима лишь направляющая помощь, другие нуждаются в систематическом обучении, а есть и те, чей опыт родительской педагогики может служить примером для остальных.

Под педагогическим потенциалом понимается своеобразная психолого-педагогическая основа воспитания и общего психического развития индивида в семье, складывающегося на базе типа воспитания ребенка и типа эмоционального контакта, как адекватного, регулирующего деятельность ребенка сопереживания, поступающего извне (от другого лица) и несущего те или иные оценки мотивов, поступков и действий ребенка.

На основе этой характеристики можно выделить три типа семьи: педагогически активную, педагогически пассивную и педагогически негативную.

Педагогически активная семья реализует один (или сочетание) из типов воспитания: правильный с точки зрения педагогики, эгоцентрический, гиперсоциальный (или более распространенный термин "гиперсоциализация"). При работе с этим типом семьи необходима объективная информация родителям о состоянии нравственной воспитанности школьников и успешности их учебной деятельности. Для части семей, где преобладают эгоцентрический тип воспитания и гиперсоциализация, необходима работа по формированию у родителей адекватной оценки уровня воспитанности и общего психического развития их ребенка, реальных перспектив развития его личности и социальной адаптации в дальнейшем. Основное направление в работе с такими семьями - психолого-педагогическое просвещение педагогически активных семей средствами пропаганды этических, психолого-педагогических и санитарно-гигиенических знаний, взаимообмен опытом семейного воспитания и т. п.

Педагогически пассивная семья, как правило, реализует в своей "семейной педагогике" не реализует в полной мере потенциальных педагогических возможностей. В таком типе семей реализуется сочетание или один из типов семейного воспитания: авторитарный, либеральный или дезорганизованно-конфликтный. Педагогически пассивная семья - объект более пристального внимания школы. Вне планомерной работы с семьей воспитание, реализуемое такими семьями, способно привести к нравственной деформации личности школьника. Эффект в работе достигается через повышение психолого-педагогической культуры родителей средствами психологического просвещения. Кроме этого необходим учет рациональных зерен воспитания в таком типе семей, внедрение в них опыта семейного воспитания педагогически активных семей.

Педагогически негативная семья. Данный тип семьи не имеет возможностей для полноценного развития и воспитания детей, поскольку родители и взрослые представители семьи не имеют бытовых педагогических способностей, отличаются недостаточным потенциалом общего развития и низким уровнем социальной адаптации. В этом типе семей реализуются типы воспитания (или их сочетание): авторитарный, дезорганизованно-конфликтный, обедняющий, непринятие. Для повышения эффективности реализации своих социальных функций педагогически негативная семья нуждается в большем и более адресном объеме работы. Здесь более целесообразным является индивидуальное психологическое просвещение в сочетании с другими мероприятиями педагогической и социально-педагогической помощи.

Формы психпросвещения. Здесь могут быть использованы лекции, родительские собрания, буклет, витрина, беседы, семинары, вы­ставки, круглые столы, классные часы, психологические практикумы, подборки литературы и пр

Наглядные формы психологического просвещения. Формами оперативного информирования являются традиционно используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.

Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно "интерьерную" функцию. Собственно даже в рекламных сообщениях об их выпуске каким-либо издательством акцентируется именно эта сторона их использования "для оформления кабинета". Собственно такую же "интерьерную" функцию выполняют и "подборки специальной литературы".

Памятка. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. В большинстве случаев психологи оформляют в виде памяток материал уже прочитанных лекций, выступлений на методических совещаниях или публикации в СМИ. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения.

Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.

Беседа. Поскольку психология долгое время развивалась как дисциплина теоретическая и учебная, то это нашло свое отражение и в определении этого понятия. Методика проведения беседы может быть разнообразной, в зависимости от условий, опыта психолога, его знания проблемы, умения варьировать степень своего участия и участия слушателей. Формы беседы также различны:

Беседа индивидуальная. Тема беседы вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Главное требование к любому конкретному варианту беседы - соблюдение этико-педагогического такта.

Беседа групповая. В работе практического психолога образования такая беседа может быть осуществлена в классе на классных часах, на педагогическом совете или родительском собрании. Это уже планируемый вариант психологического общения психолога с группой клиентов (учащихся, родителей, педагогов и др.).

Коллегиальное обсуждение. Коллегиальное же обсуждение располагает уже по своему определению к ди- и полиалогу. В качестве варианта коллегиального обсуждения вполне полноправно приведем психолого-педагогический консилиум. Главное условие его эффективного функционирования - это способность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса. Собственно психолого-педагогический консилиум это своеобразный "высший уровень" развития ПСО в конкретном образовательном учреждении.

Лекция. Лекция предполагает последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного) материала. Основные дидактические требования к лекции высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории); целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи; их обобщение; связь с ранее изученным материалом: эмоциональность изложения и т. п. Особенностью этого вида публицистического выступления является, то, что в ее основе лежит ораторское искусство. В педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций.

Выступление на методическом совещании и семинаре. Это вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Отличительными моментами такого варианта просветительной работы являются следующие моменты. Первое - тема заранее утверждена и слушательская аудитория определена, и она более ориентирована на восприятие материала выступления. Второе - этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе. Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы.

Публицистическая статья. Формой вербального письменного варианта психологического просвещения является публицистическая статья в региональных печатных СМИ. Преимущества такого варианта психопрофилактического воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя.

Психопрофилактика как специальный вид деят-ти психолога

Психопрофилактическая работа — мало разработанный вид деятельности школьного психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе. Мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит ра­боту по предупреждению возможного неблагополучия в пси­хическом и личностном развитии учащихся, по созданию пси­хологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Основная сложность этой работы заключается прежде всего в психологической неготовности педагогического коллектива (и ро­дителей) к пониманию ее необходимости. В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исхо­дит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на осно­ве своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изме­нить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обу­чения и воспитания школьников. Здесь он хозяин положения.

Психопрофилактическая работа:

- формирование у педагогов, детей, родителей и лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, жела­ния использовать психологические знания в работе с деть­ми или в интересах собственного развития;

- создание условий для полноценного развития ребен­ка на каждом возрастном этапе;

- своевременное предупреждение нарушений в станов­лении личности и интеллекта.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреж­дения, в котором работает психолог, психопрофилактичес­кая работа включает в себя:

- адаптацию детей к детскому саду, рекомендации ро­дителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи Детям в адаптационный период;

- обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, под­готовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспи­тателей рекомендаций по ликвидации возможных отстава­ний и пробелов в подготовке к школе;

- определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррек­ции;

- подготовка совместно с учителем программы индивиду­альной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

- проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью созда­ния максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

- предупреждение психологической перегрузки и невро­тических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обу­чения и воспитания;

- создание благоприятного психологического микроклима­та в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и ро­дителями, консультирование работников учреждения по широ­кому кругу проблем.

Содержание психопрофилактической работы психолога

1. Психологи следят за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

Психолог должен помочь каждому учителю-предметнику определить группу учащихся, наиболее заинтересо­ванных данным предметом. Им можно давать дополнительную литературу, дополнительные задания. Это создаст интеллектуаль­ный фон класса, развивает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для учащихся, развивает способности и та­ланты, формирует основу для выбора будущей профессии.

2. Одно из центральных условий психического развития — бла­гоприятный психологический климат в школе. Психолог оптимизи­рует формы общения в педагогическом коллективе, способствует улучшению форм общния педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой.

Постоянное доверительное общение со взрослым является од­ной из важнейших предпосылок формирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному дей­ствию. Если взрослый (учитель, родитель) эмоционально принят ребенком, подростком, старшеклассником, то они ценят то, во что верит взрослый, и наоборот.

3. Большое внимание психолог должен уделять предупрежде­нию возможных осложнении в связи с переходом учащихся на сле­дующую возрастную ступень. Своевременная оценка психологической готовности де­тей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении. При этом психолог прежде всего обращает внимание не столько на формальную готовность к школьному обучению (умеет читать, считать, знает что-то наизусть, умеет ответить на вопросы в пр.), сколько на определенные психологические особенности: как отно­сится ребенок к поступлению в школу, был ли у него опыт обще­ния со сверстниками, насколько уверенно или неуверенно чувству­ет он себя в ситуации беседы с незнакомым взрослым, насколько развита у него познавательная активность, каковы особенности его мотивационной, эмоционально-волевой готовности к обучению в школе и др. По результатам обследования психологом совместно с учителем разрабатывается программа индивидуального подхода к работе с детьми с первых дней их пребывания в школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.