Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и сущность основных категорий педагогики: воспитание, обучение, образование




Задачи педагогической науки

Следует различать научные и практические задачи педаго­гики. Задачи педагогической науки — вести исследования, а практические задачи школы, вуза — осуществлять воспита­ние, образование школьников, студентов.

Приоритетной задачей педагогической науки является за­дача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образо­вания, управления образовательными и воспитательными систе­мами. Закономерности в педагогике трактуются как связи меж­ду преднамеренно созданными или объективно существующи­ми условиями и достигнутыми результатами. В качестве резуль­татов выступают обученность, воспитанность, развитость лич­ности в конкретных ее параметрах.

В числе задач науки о воспитании важное место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обуче­ния, воспитания, управления образовательными структурами.

Одной из важных задач педагогической науки является и задача внедрения результатов исследований в практику.

Задача педагогической науки — разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональ­ных связей теории и практики, взаимопроникновения исследова­тельской и практической деятельности.

Таков ряд постоянных задач педагогической науки. Всегда наука будет изучать закономерности, разрабатывать все но­вые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути внедрения появляющихся научных разработок, прогнозировать образо­вательные структуры будущего.

К категориям относятся наиболее емкие и общие поня­тия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типич­ные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связы­вают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному тру­ду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широ­ком социальном смысле, включая в него воздействие на лич­ность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как ре­шение какой-либо конкретной воспитательной задачи (напри­мер, воспитание определенных черт характера, познаватель­ной активности и т.д.). Таким образом, воспитание — это це­ленаправленное формирование личности на основе формирова­ния: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окру­жающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Развитие каждого человека человечество обеспечивает че­рез воспитание, передавая опыт свой собственный и пред­шествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения фи­зических и духовных сил человека. Можно выделить физичес­кое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутрен­них, социальных и природных, управляемых и неуправляе­мых факторов,

В процессе воспитания человека идет его развитие, уро­вень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Об­разование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Спе­циально организованная образовательная система — это учеб­но-воспитательные заведения, учреждения повышения ква­лификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, про­граммам, структурам с помощью специально подготовлен­ных педагогов. Все образовательные учреждения в государ­стве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование тракту­ют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколе­ний в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обознача­ют непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовлен­ного лица (педагога, преподавателя) реализуются обществен­но обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) си­стемы знаний, умений, опыта деятельности; и учение (дея­тельность ученика), как усвоение опыта через его восприя­тие, осмысление, преобразование и использование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отноше­ния — это воспитательные отношения. Воспитательные от­ношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где фак­торы внешние (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообра­зованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.