КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Я.А. Коменский (1592—1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика». Ян Амос Коменский (1592-1670) философов гуманист, считается отцом современной педагогики. "Великая дидактика" - в ней рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В ней сформулированы сенсуалистические пед. принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребёнка, знакомит его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании не может быть скачков. "Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей". Для Коменского образованность не является самоцелью. Он подчеркивал, что оно приобретается и для того, чтобы сообщать другим образование и учёность. Другие труды "Мир чувственных вещей в картинках", "Всеобщих совет об исправлении дел человеческих", "Пампедия". Основополагающие пед. идеи: всеобщие образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система: приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на начало гуманизма. Провозглашал обязательность реального, общественно-полезного обучения. Уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребёнка. По Коменскому имеется три задачи воспитания: - познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), - управление собой (нравственное воспитание), - стремление к Богу (религиозное воспитание). К. первым последовательно обосновал принцип природосообразности - человек как часть природы подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека ("точный порядок школы надо заимствовать у природы"). Возрастная периодизация по Коменскому. Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый): 1. от рождения до 6 лет - детство 2. от 6 до 12 - отрочество 3. от 12 до 18 - юность 4. от 18 до 24 - возмужалость. В основе деления возрастные особенности: 1. детство - усиленный физ. рост, развитие органов чувств 2. отрочество - развитие памяти и воображения; 3. юность - более высокий уровень развития мышления, и возмужалость, развитие воли и способность сохранять гармонию. Для детей до 6 лет предлагал материнскую школу, т.е. дошкольное воспитание под руководством матери. Она должна дать детям первоначальное представление об окружающей природе и общественной жизни. Для отрочества - школа родного языка. Для юношества - латинская школа, гимназия (там изучалось семь свободных искусств, изучали физику, географию, историю, латинский, греческий и один из новых языков). Для возмужалых молодых людей - академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский. Дидактические взгляды - подробно раскрыл принцип наглядности, "золотое правило" дидактики: "Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами". К. выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение. Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному. Большое значение предавал последовательности обучения: изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями. Пассивность обучения: давать только то, что доступно возрасту. Прочность усвоения материала: не спешить в обучении, добиваться полного усвоения знаний. Огромное значение для прочного усвоения имеет упражнение и повторение материала. Стремился как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрял детскую любознательность. Классно-урочная система - установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, - ввел каникулы - разработал классно-урочную систему и применил её на практике. Каждый урок должен иметь свою тему и свою задачу. Нравственное воспитание - управление человека собой. Основные добродетели - мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Средства нравственного воспитания: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью; выработка положительных привычек. Фундаментальной идей педагогики К, является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщённого знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой религиозной принадлежности. Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я.А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |