Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура




Теоретическое введение к психологию научения: общее понятие, особенности механизмов научения у человека. Отличие реактивного поведения, оперантного и когнитивного научения. Поведенческие теории научения (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Теория социального научения А. Бандуры. Интеллектуальный уровень научения. Научение понятиям. Научение мышлению. Научение умениям

Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. Научение тесно связано с созреванием организма. Например, развитие интеллекта в первые 15 лет жизни идет на фоне созревания мозговых структур.

Физиологическаясущность научения - заключается в формировании ЦНС отраженияопределенных стимулов, а также стимульных ситуаций и программ определенных реакций на них. Эти программы различны у человека и остальных животных. У человека научение – это построение программы поведения – сознательных, целенаправленных актов управления общественными нуждами и регуляция общественной практики с применением второй сигнальной системы – языка и речи. Для животных понятие стимула можно оставить для раздражителей, которые непосредственно воздействуют на организм. В этом заключается основное различие механизмов научения у человека. У человека выделяются виды научения – реактивное, оперантное и когнитивное.

Реактивное научение имеет механизмы импринтинга и условнорефлекторый.

Научение по механизму импритинга – быстрее, автоматическое, почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.

Условнорефлекторное – начало его исследования было положено Павловым: возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.

Оперантное научение – знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Данные виды научения возможны как у человека, так и у животных, представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Известно, что данное положение исследовалось в теории поведенческого научения Дж.Уотсона, Э.Торндайка, Б.Скиннера. Бихевиоризм - главным предметом изучения являлось поведение, понимаемое как совокупность отношений «стимул-реакция». Но у человека есть особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Попытки преодолеть тенденции прямого переноса исследований из мира животных на социальный мир были предприняты в теории агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура).

А.Бандура в теории социального научения подчеркивал, что инструментальное обуславливание и подкрепление должны рассматриваться как выбор реакции индивидом, необходимой на его взгляд среди уже имеющихся в его репертуаре Подкрепление рассматривается как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Подкреплению принадлежит центральная роль в усилении и поддержании различных поведенческих тенденций. Образцы поведения человеком, допускал А.Бандура, приобретаются или через прямой личный опыт или через наблюдение поведения других, что не доступно животным. Он выделил основные контролирующие факторы в научении - это предшествующие стимулы, влияние обратной связи и когнитивные процессы. Сформулированные принципы Бандура пытался реализовать в исследовании агрессивного поведения. Он отрицал утверждение о наличии внутреннего драйва у человека, требующего разрядки и пытался связать имеющийся негативный опыт и ожидаемые последствия с его эмоциональным возбуждением и мотивацией.

Основным отличием научения человека является его способность отражать свойства вещей, их образы в категориях общественного опыта и посредством языка. Такой способ отражения называется – знанием. Когнитивное научение заключается в усвоении человеком определенных знаний и обусловленных ими действий и поступков в определенных ситуациях. Высшим уровнем когнитивного научения является интеллектуальное научение. На этом уровне человек усваивает логические отношения (частного к общему, конкретного к абстрактному, вида к роду, посылки к следствию) а также отношения функциональные (цели- средства, причины- следствия, действия – результата). То есть отражаются не отдельные чувственные конкретные отношения вещей и действий, а общие объективные связи, структуры и отношения.

Знания на высшем уровне выступают как понятия и связи понятий, закрепленные в словах и сочетаниях слов. Научение понятиям требует от человека совершения умственных действий (мыслительных операций). Перенос операций в идеальный план и оперирование в идеальном плане представлениями и понятиями осуществляется мышлением. Т.о., научение понятиям неразрывно связано с научением мышлению. Конечная цель интеллектуальной деятельности – практика. Реализация идеальных решений в практических действиях применительно к конкретным (новым, необычным) предметам, ситуациям, задачам требует научения умениям. Интеллектуальное научение считается полным, если оно включает научение умениям – умениям использовать знания для решения конкретной задачи. Многоуровневый характер научения выражается во взаимосвязи у человека сенсомоторного научения, научения фактическим знаниям, научения практическим операциям и действиям, то есть во взаимосвязи когнитивного и интеллектуального научения. Перечисленные уровни и виды научения вычленяются в теории, а в реальном процессе научения тесно переплетаются. Однако каждый из них имеет определенные особенности, знание которых помогают организации научения детей с учетом генетических ступеней научения.

Научение детей в младенческом и раннем возрасте фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения – импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу после его рождения. Устанавливаются отчетливые условнорефлекторные реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное, вербальное. Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.

Как известно, существует первая (звук, свет) и вторая (слово) сигнальные системы. Вторая становится важной у взрослого человека. Пользуясь словом, взрослый может обратить внимание ребенка на детали ситуации, особенности выполнения действия. Слово, произнесенное как название предмета, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае не требуется. Такова роль слова в условнорефлекторном научении.

Если Научение совершается по методу проб и ошибок (оператное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-то существенное.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное Научение.

У ребенка до 1-1,5 лет все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.

Важная задача обучения на начальном этапе состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Это сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают разные анализаторы, а полученный опыт является самым разносторонним и богатым.

Основные сферы научения детей в младенческом возрасте – движения, психические процессы: восприятие, память, речевой слух, наглядно-действенное мышление. Развитие двигательной активности необходимо для расширения возможностей его самостоятельного передвижения, для исследования и познания окружающего мира, для овладения предметными действиями. Без всего этого невозможно дальнейшее развитие.

На первом полугодии у ребенка появляется хватание - первое целенаправленное действие ребенка - схватывает предметы, двигает, поворачивает. Здесь начинается формирование произвольных движений и познавательных интересов.

На втором полугодии дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых. Тем самым они демонстрируют готовность к викарному научению. Это имеет значение для формирования его речи. Под влиянием речи у ребенка сначала развивается специальный речевой слух. Произносимые взрослым слова ребенок связывает с тем, что он сам чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное научение по комплексному восприятию речи. Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, ребенок должен научиться понимать слова, относящиеся к действиям.

Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие, память, двигательная активность достигают такого уровня, что он оказывается вполне может решать в наглядно-действенном плане элементарные задачи. С этого момента надо развивать у ребенка наглядно-действенное мышление.

На протяжении раннего детсва совершенствуется интеллкт ребенка, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Для того, чтобы развитие шло и дальше усоренными темпами, детям необходимо давать больше заданий на воображение (рисование, конструирование).

Начало раннего возраста – это вступление в сензитивный период развития речи. Пассивное восприятие и реагирование на речь заменяется активным овладением речью.

В основе развития речи в начальном периоде лежит оператное и викарное Научение. На втором году жизни резко возрастает любознательность – дети хотят все знать, задают много вопросов, на которые надо отвечать. Это ведет к быстрому интеллектуальному развитию. Помимо регулярного общения необходимо, чтобы в жизни ребенка были игрушки, приобщающие его к миру человеческих отношений – необходимы для совершенствования его интеллекта, творческого воображения, развития способностей.

Особенности научения детей также определяются характерной для них повышенной любознательностью, а главное подготовкой к ведущей деятельности на следующем этапе возрастного развития – к предметно-манипулятивной, поэтому особое значение приобретают игрушки (разъемные, составные и т.п.)

Ранняя сенсороно-двигательная депривация – основная причина педагогической запущенности детей, которая может проявится уже в данном возрасте.

 

Теоретическое введение в психологию учения – взаимопереходы понятий: научение, обучение, учение. Представление о структуре процесса учения (по Гальперину)

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков. Это – учебная деятельность, обучение, учение, Научение.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности.

Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, жизненного опыта и учителя к учащемуся.

Учение – также относится к учебной деятельности, но приходится на долю ученика, то есть предпринимаемые учеником учебные действия, направленные на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений, навыков.

Научение – факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Это понятие происходит от слова "научиться" и включает то, чему может научиться ребенок в результате обучения и учения.

Обучение отличается от научения тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, а наученное может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как учение и обучение связаны со специальной учебной деятельностью.

Если в качестве основного мотива деятельности выступает познавательный интерес, то говорят об учебной деятельности. Если мотив – удовлетворение других потребностей индивида – то это Научение.

Учение и обучение – сознательные процессы, Научение – бессознательно.

Учебная деятельность возможна в процессе обучения – совместной деятельности ученика и учителя, в которой один из субъектов приобретает опыт, а другой создает благоприятные условия для этого. Для того, чтобы целью учения стал мотив саморазвития, учебная деятельность должна быть организована по законам ее развития. Одна из открытых закономерностей представлена в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Экспериментальные исследования и теоретическое обобщение полученных результатов позволили обосновать выделенные этапы формирования умственных действий. Методическое предписание указывало на необходимость: 1. Выделение ориентировочной основы действия. 2. Разворачивание и обобщение действия перед учеником. 3. Освоение учеником действия в материальном плане. 4. Освоение учеником действия в форме громкой речи. 5. Освоение учеником действия в первой форме умственного действия (речь про себя). 6. Освоение действия в заключительной форме умственного действия (внутренняя речь).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.