Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная политика




С инновационным процессом тесно связана проводимая государством инновационная политика, которая представляет собой часть социально-экономической политики и определяет цели и приоритеты инновационной стратегии, и механизм ее реализации органами государственной власти. Таким образом, инновационная политика — это комплекс организационных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий возникновения и функционирования инновационной инфраструктуры.

В современной России основную роль в создании новой инновационной политики принадлежит правительству, которое должно реализовывать ее одновременно в трех направлениях:

• обеспечение финансовыми ресурсами, в первую очередь организации, выполняющие НИОКР;

• создание необходимых и приоритетных условий для развития маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных “рисковых” компаний и банков, бирж технологий, а также благоприятной инфраструктуры рынка;

• выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций.

Все это в совокупности создаст предпосылки для устойчивого экономического роста.

В феврале 2004 г. были опубликованы “Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года”. В этом документе провозглашено, что политика Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы является частью социально-экономической и научно-технической политики государства. Она ориентирована на формирование экономики, основанной на новых знаниях и перспективных технологиях, развивающих производство конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники. Политика в области развития национальной инновационной системы должна быть увязана с важнейшими направлениями бюджетной, таможенной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. определяют цель, задачи, важнейшие направления государственной политики развития национальной инновационной системы, механизмы и основные меры по реализации этой политики, а также прогнозные показатели развития национальной инновационной системы. Основные направления развивают положения, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2003 г. “Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”.

Национальная инновационная система — это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе получения, освоения, распространения и использования экономически выгодных знаний и технологий. Основными элементами национальной инновационной системы являются:

• подсистема воспроизводства знаний, основу которой составляют фундаментальные исследования;

• подсистема профессионального образования;

• высокотехнологичное промышленное производство;

• инфраструктура национальной инновационной системы.

Национальная инновационная система характеризуется следующими основными показателями:

• доля инновационной продукции (услуг) России на мировом рынке;

• доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме продукции (услуг) на внутреннем рынке;

• доля отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

• доля нематериальных активов (результатов интеллектуальной деятельности), находящихся в хозяйственном обороте.

Инновационная деятельность должна обеспечить создание, освоение в производстве и продвижение инновационной продукции (услуг) на внутренний и мировой рынок. Основное содержание инновационной деятельности:

• выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию инновационной продукции (услуг);

• технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска и собственно выпуск инновационной продукции (услуг);

• осуществление испытаний инновационной продукции (услуг);

• осуществление комплекса мер по продвижению инновационной продукции (услуг) на внутренний и мировой рынок;

• создание и развитие инфраструктуры национальной инновационной системы, включая систему подготовки кадров для осуществления инновационной деятельности;

• передача или приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, их вовлечение в хозяйственный оборот;

• экспертиза, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации инновационной продукции (услуг).

Целью государственной политики в области развития национальной инновационной системы является формирование экономики, способной за счет создания и реализации инновационной продукции (услуг) на внутреннем и мировых рынках обеспечить реализацию утвержденных Президентом Российской Федерации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся:

• повышение качества жизни населения;

• достижение экономического роста;

• развитие фундаментальной науки, образования, культуры;

• обеспечение обороны и безопасности страны.

К основным задачам государственной политики в области развития национальной инновационной системы относятся:

• обеспечение безопасности государства в экономической, научно-технологической, природно-ресурсной, экологической и других жизненно важных сферах;

• государственная поддержка работ в конкурентоспособных областях, к которым относятся: космические, авиационные, ядерные, биохимические и информационные технологии, перспективные материалы, а также технологии, направленные на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны;

• сбалансированное и взаимоувязанное развитие, и эффективное использование уникальных энергетических и природных ресурсов, имеющегося научно-технического, образовательного и промышленного потенциала страны, включая государственное стимулирование привлечения инвестиций отечественных топливно-энергетического и сырьевого комплексов, пищевой и микробиологической отраслей промышленности в высокотехнологичный сектор экономики страны;

• ускорение процесса интеграции науки, образования и промышленности, формирование непрерывного инновационного цикла “фундаментальные исследования — поисковые и прикладные исследования — освоение технологий — промышленное производство — рыночная реализация инновационной продукции (услуг)”, ориентированного на всех этапах на конечную задачу — серийный выпуск и реализацию инновационной продукции (услуг);

• реализация программ повышения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках путем развития внутреннего рынка наукоемкой продукции с глубокой степенью переработки, в том числе с использованием производственной и технологической базы организаций оборонно-промышленного комплекса страны;

• сбережение энергетических и природных ресурсов путем формирования экологических, энерго- и ресурсосберегающих и иных параметров и требований к инновационной продукции (услугам), предлагаемым для внутреннего рынка;

• развитие инициативы и предприимчивости отечественных исследователей, разработчиков и производителей инновационной продукции (услуг) в сферах образования и культуры, научно-технической, технологической и производственной деятельности;

• обеспечение равноправной интеграции национальной инновационной системы с международными инновационными структурами на основе международных систем качества, сертификации и оценки соответствия инновационной продукции (услуг).

Государственная политика в области развития национальной инновационной системы реализуется по следующим направлениям:

• совершенствование нормативно-правовой базы,

• введение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;

• развитие инфраструктуры национальной инновационной системы для содействия передаче результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор, подготовке производства и выводу на рынок инновационной продукции (услуг);

• совершенствование государственной поддержки реализации отечественных инновационных проектов.

Для развития нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, необходимо:

• совершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданную за счет средств федерального бюджета, базируясь на принципе закрепления прав на эти результаты за организациями-исполнителями;

• создать нормативно правовую базу для ускоренного развития инфраструктуры национальной инновационной системы;

• принять систему законодательных и иных нормативных npaвовых актов налогообложения, таможенного, тарифного и технического регулирования;

• определить правовые нормы, регламентирующие использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности.

В инфраструктуру национальной инновационной системы входят:

• центры трансфера технологий;

• инновационно-технологические центры;

• технопарки;

• инновационно-активные (в том числе технико-внедренческие) экономические зоны;

• фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• фонды стартового и венчурного финансирования;

• организации, входящие в состав государственной системы научно-технической информации,

• центры подготовки специализированных кадров по обеспечению инновационной деятельности;

• иные организации, содействующие инновационной деятельности.

Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы должно осуществляться при государственной поддержке и на долевой основе государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления организациями предпринимательского сектора экономики на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая технополисы, наукограды, академгородки, закрытые административно-территориальные образования.

Развитие инфраструктуры осуществляется также путем интеграции организаций и учреждений в научно-технической и образовательной деятельности, промышленного производства, а также путем ускорения обмена знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики.

Государственная поддержка реализации инновационных проектов осуществляется:

• путем координации федеральных, региональных, а также межведомственных и отраслевых инновационных проектов в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для их целевого финансирования

• путем перехода в рамках реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации к комплексному решению задач крупномасштабного инновационного развития регионов и наукоемких отраслей промышленности.

Основными механизмами реализации государственной политики в области развития национальной инновационной системы являются:

• закрепление в национальном законодательстве организационно-правовых актов регулирования инновационной деятельности,

• экономически эффективная защита прав и интересов государства, организаций-разработчиков, авторов и инвесторов на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в целях равноправного присутствия Российской Федерации на мировом рынке инновационной продукции (услуг);

• патентование отечественных результатов интеллектуальной деятельности за рубежом в целях их защиты при экспорте инновационной продукции (услуг);

• порядок передачи результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения в хозяйственный оборот, включая гражданско-правовые отношения российских и иностранных физических и юридических лиц в области инновационной деятельности;

Необходима координация федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых целевых программ, важнейших проектов социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития страны, включая ресурсное обеспечение инновационной деятельности в академиях, имеющих государственный статус, государственных научных центрах, федеральных центрах науки и высоких технологий, высших учебных заведениях страны.

Необходимо увеличивать доли внебюджетных ресурсов по мере продвижения интеллектуальной деятельности к реализации инновационных проектов на рынке, включая:

• создание институтов стартового финансирования;

• развитие и оптимизацию системы внебюджетных федеральных, региональных, отраслевых и межотраслевых фондов;

• формирование комплекса региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием, в том числе создание сети специализированных центров поддержки венчурного финансирования инновационной деятельности на территориях федеральных округов Российской Федерации;

Развитие внутреннего рынка наукоемкой продукции с глубокой степенью переработки должно происходить за счет:

• реализации государственного заказа на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и технологические разработки;

• осуществления мер государственного протекционизма в отношении отечественных производителей инновационной продукции (услуг), в том числе путем закупки их высокотехнологичной продукции для государственных нужд;

Регулирование бюджетных отношений (в том числе трансфертной политики) Российской Федерации имеет целью:

• определение источников расходов;

• создание инновационно-активных экономических зон, в которых определен специальный порядок ресурсного стимулирования инновационной деятельности, сохраняемый неизменным на среднесрочную перспективу;

• стимулирование развития инфраструктуры национальной инновационной системы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

• адресную ресурсную поддержку инновационной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства путем их привлечения к участию в федеральных и региональных целевых программах и инновационных проектах;

Мотивация предпринимательской деятельности частных инвесторов в высокотехнологичных отраслях экономики формируется за счет:

• создания гарантированного правового режима инновационной деятельности, обеспечения благоприятной налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики;

• обеспечения льготного доступа к заемным финансовым ресурсам;

• формирования первичного спроса за счет финансируемых государством программ фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• реализации заказа на удовлетворение государственных нужд в сфере промышленного производства и подготовки специализированных кадров;

• участия государства в развитии исследовательской, информационной, телекоммуникационной, транспортной инфраструктуры страны,

Основными мерами по реализации государственной политики в области развития национальной инновационной системы являются:

• разработка прогнозов инновационно-технологического развития экономики государства, организация мониторинга развития внутреннего и мирового рынков инновационной продукции (услуг);

• совершенствование системы бюджетной поддержки целевых исследований и разработок, включая гранты на проведение работ для доведения полученных результатов интеллектуальной деятельности до этапа создания инновационной продукции (услуг);

• реализация пилотных проектов и программ по отработке основных элементов национальной инновационной системы, механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в целях ускорения развития национальной инновационной системы в целом;

• развитие технического регулирования в области производства и выхода на рынок отечественной инновационной продукции (услуг);

• содействие созданию биржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий с целью повышения их ликвидности;

• организация торгов опционами на право приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности путем создания “электронных бирж высоких технологий”;

• формирование и развитие национальной системы учёта и контроля научно-технических результатов, включая проведение регулярной инвентаризации, каталогизации и статистического учета результатов научных исследований и технологических разработок, полученных за счет бюджетных средств;

• создание целостной системы статистической отчетности в инновационной сфере по основным показателям национальной инновационной системы;

• развитие государственной системы научно-технической и военно-технической информации в интересах информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности;

• формирование условий для осуществления долгосрочного кредитования и предоставления инвестиций высокотехнологичным компаниям, включая создание системы гарантий в виде залоговых резервов инвестиций в инновационные проекты;

• совершенствование системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования;

• государственная поддержка экспорта продукции с защищенными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе совершенствование порядка таможенно-тарифного регулирования, оформления и контроля экспорта и импорта научной и научно-технической продукции, научно-технологического оборудования;

• развитие многоуровневой системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации;

• государственный заказ на подготовку научных работников, преподавателей, высококвалифицированных рабочих и других категорий работников, финансирование подготовки специалистов профессионального образования и кадров высшей квалификации;

• создание единой системы научно-методического и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов и кадров высшей квалификации для инновационной деятельности в сфере образования, науки, промышленного производства и предпринимательства;

• повышение уровня инвестиционной и инновационной культуры исследователей и разработчиков инновационной продукции (услуг);

• стимулирование предпринимательской инвестиционно-инновационной инициативы путем пропаганды успехов и опыта работы в области инновационной деятельности в средствах массовой информации, включая поддержку проведения инновационных выставок и венчурных ярмарок в регионах Российской Федерации.

Реализация Основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года должна обеспечить следующие прогнозируемые показатели:

• доля инновационной продукции (услуг) России на мировом рынке 4,0 — 6,0 %;

• доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме продукции (услуг) на внутреннем рынке 25 — 30 %;

• доля отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, 25 — 30 %;

• доля нематериальных активов (результатов интеллектуальной деятельности), находящихся в хозяйственном обороте, — не менее 30%.

Решающими факторами повышения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации должны стать коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичную сферу и повышение конкурентоспособности отечественной промышленности.

Государственная инновационная политика направлена на создание условий для перехода знаний в материальные блага. Более конкретно — это создание технологического коридора для продвижения знаний на различные рынки. Объем работ по созданию инновационной экономики можно разбить на три основных этапа.

Первый этап — это расширенное воспроизводство знаний. Необходимо разделить две стороны этого процесса. Первый — это сохранение и развитие среды — фундаментальной науки, фундаментальный подход к образованию и то, что всегда отличало Россию от большинства стран — не прагматичный подход к фундаментальной науке. Задача получения немедленных материальных благ из новых знаний не ставилась. Конечно, это вело к определенному проигрышу на мировых рынках, но это должно привести сегодня к стратегическому выигрышу.

Одновременно с сохранением среды необходимо помнить о выборе приоритетов развития. Количество этих приоритетов должно быть ограничено. Если заниматься всем, то это равноценно тому, что мы не будем заниматься ничем, и не будем развивать ничего.

При воспроизводстве знаний необходимо разделять два этих направления работ: сохранение среды и выбор приоритетов развития. Очевидно, что сохранением среды и развитием приоритетов должны заниматься разные институты. И подходы к финансированию этих двух процессов тоже должны быть разные, а для каждого подхода должны быть свои инструменты. За эту часть инновационной политики должно отвечать государство.

Второй этап — это переход от знаний к материальной реализации этих знаний. Это то, что называют национальной инновационной системой. Национальную инновационную систему можно также разделить на две части: с одной стороны, это материальная часть (центры трансфера технологий, технопарки, инновационные центры, кластеры, территории освоения высоких технологий). С другой стороны, это нематериальная составляющая: законодательство, нормы. В первую очередь это нормы, связанные с проблемой интеллектуальной собственности. На сегодняшний день правительство однозначно выбрало либеральный путь, при котором интеллектуальная собственность должна бесплатно передаваться исполнителю. Так же, как и во всем мире, это единственная возможность мотивировать разработчиков, исполнителей, исследовательские институты на создание экономики, основанной на знаниях. Даже в этом случае далеко не просто добиться того, чтобы исследователи начали заниматься не только тем, что им интересно, но и тем, что им выгодно (а наряду с ними выгодно всей стране). Как показывает опыт других стран добиться этого можно.

Ответственность государства, правительства, исполнительной власти заключается в том, чтобы оказывать помощь в реализации пилотных проектов перехода от знаний к рынку, которые должны, доказать реальность инновационного пути развития России. С другой стороны, на основе пилотных проектов возможна отработка тех механизмов, тех инструментов, которые позволят создать единую национальную инновационную систему.

Третий этап также очень важен для России. Он связан с промышленной реализацией технологических решений и здесь на первое место должны ставиться экономические соображения. Когда говорим о промышленности и об инновационной экономике, то мы должны в первую очередь думать, насколько экономически эффективна работа нашей промышленности. Кейнс утверждал: “Для того чтобы добиться богатства страны, очень многое приходится превратить в руины”. Это утверждение верно и для нашей страны. Когда говорят о руинах, то говорят не о материальных руинах, а о том, что в руины приходится превращать многие из наших предыдущих представлений. И это самое сложное, но другого пути, к сожалению, нет. Значит, одна из принципиальных задач — это задача обеспечения адекватности задач, которые перед нами стоят, и тех институтов, тех структур, которые эти задачи реализуют.

Государственная часть промышленности России должна иметь два сектора. Один из них — это государственные предприятия, которые решают государственные задачи, не имеющие, в общем, к экономике прямого отношения. Это могут быть и социальные задачи, но, в первую очередь, это задачи, связанные с национальной безопасностью, с обороной страны. Другая часть государственной промышленности должна постепенно превращаться в хозяйствующие субъекты, через акционирование, первоначально, вероятно, со стопроцентным участием государства. Здесь крайне важна их приватизационная привлекательность. Чтобы их хотели приватизировать они должны быть интересны с точки зрения бизнеса.

Еще несколько слов о тех принципах, которые, должны быть заложены в любой государственной инновационной политике. Во-первых, государственная инновационная политика должна быть комплексной. Бессмысленно изменять научную составляющую, реформировать научные учреждения и не трогать промышленность, так как это приведет к тому, что необходимо будет дотировать науку и за счет имеющегося очень ограниченного резерва ресурсов поддерживать промышленность в других странах. Точно так же нельзя изменять промышленность, не отслеживая развитие науки. Во-вторых, у нас не должно быть двух разных экономик: оборонной и гражданской. Во всех частях промышленности должны действовать одинаковые правила и нормы: и в законодательстве, в частности в законодательстве в области интеллектуальной собственности, и в вопросах, связанных с приватизацией и организацией хозяйствующих субъектов, и в вопросах, связанных с поиском новых рынков и борьбой за новые рынки. Эти правила и нормы должны быть одни и те же.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.