КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика молодежной политики в системе социальной политики в РФ
Для того чтобы охарактеризовать роль молодежной политики в системе государства, необходимо обратиться к понятию «социальной политики», так как именно она является базой для выработки механизмов поддержки и развития молодежи. Социальная политика направлена на решение какой-то общественной проблемы, преодоление трудной жизненной ситуации, когда объективно нарушается жизнедеятельность граждан и они не могут преодолеть ее самостоятельно. Примеров подобных ситуаций много: инвалидность, болезнь, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, низкий уровень жизни и бедность, безработица, отсутствие определённого места жительства, низкий уровень образования и неграмотность, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и много другое. Здесь отчетливо прослеживаются две проблемы, связанные с социальным характером соответствующих услуг. Во-первых, человек испытывает трудности, которые обществом признаются как требующие решения. Во-вторых, для того, чтобы их преодолеть, ему необходима помощь со стороны государства. Социальная политика - это система практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленные на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств государственного бюджета. Известный немецкий исследователь Ю. Хабермас трактует социальную политику как «атрибут современной системы отношений, регулируемых демократическими нормами», указывая на важность процесса коллективных переговоров и социального партнерства, становление системы социального страхования, которые не затрагивают неравенства собственности, дохода и власти внутри социальной структуры общества. В настоящее время социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор формирования и развития человеческого капитала. Главными задачами социальной политики являются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В Российской Федерации с переходом на рыночную экономику социальная политика стала основываться на следующих принципах: 1) Всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения; 2) Активный характер социальной политики, усиление ее влияния на эффективность общественного производства; 3) Комплексность, целевой характер и адресность; 4) Гибкость; 5) Социальное партнерство; 6) Разграничение компетенций на федеральном и региональном уровнях; 7) Применение научно обоснованной нормативной базы. Целями социальной политики государства могут быть очень разнообразные направления работы, они могут изменяться на протяжении определенного промежутка времени. На современном этапе российские власти ставят в качестве среднесрочных целей социальной политики следующие: - Повысить уровень жизни населения и снизить социальное неравенство; - Обеспечить всеобщую доступность ключевых социальных благ, в первую очередь качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Но существуют и долгосрочные цели, достижение которых требует значительного времени, либо постоянной работы по совершенствованию. Так, среди них особо необходимо выделить следующие: а) Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте; б) Формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг. Сегодня российское государство собирается направить свои действия на решение целого комплекса социальных проблем, среди которых: 1. Высокий уровень бедности и значительная дифференциация населения; 2. Неблагоприятная демографическая ситуация, что ведет к убыли населения; 3. Широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей; 4. Недофинансирование организаций социально-культурной сферы. Объектом социальной политики являются люди, объединенные в социальные общности. Они дифференцируются с учетом деления населения на трудоспособное и нетрудоспособное, а также по уровню доходов. Государственная помощь должна оказываться нетрудоспособным, бедным и малообеспеченным людям и семьям. Субъектами социальной политики в России являются органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику. Субъектами реализации социальной политики государства выступают также учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения и социальной защиты, организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта и связи в части обслуживания населения. Таким образом, цели социальной политики, поставленные правительством страны, правильны, однако их реализация в реальной жизни остается неэффективной. Причиной этому служат трудности реализации социального государства в России. Теперь следует более внимательно изучить проблематику непосредственно молодежной политики. На сегодняшний день государственная молодежная политика представляет собой деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни. На реализацию целей государственной молодежной политики направлен целый комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - сюда относятся вопросы социальной защиты, проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и многое другое. Законодательство - важнейший элемент государственной молодежной политики. Впервые в России и в Советском Союзе система мер по реализации прав молодежи в обществе, и, с другой стороны, обязанности государства по защите этих прав, были закреплены в едином нормативно-правовом акте в 1991 году. Так, с 1 июля 1991 года был введен в действие Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».[3] Данным законом государство предоставляло определенный набор льгот молодым гражданам: в выделении участка земли, кредитовании жилищного строительства, обзаведения хозяйством, финансирование обучения. Формально Закон СССР является действующим в Российской Федерации, хотя изменившиеся правовые и социально-экономические условия лишили его реальной базы для претворения в жизнь. Сегодня аналогичного федерального закона пока не принято. В связи с этим можно констатировать, что довольно далеко еще до формирования зрелой, целостной, учитывающей всю национальную специфику государственной молодежной политики в России. Следует признать, что за последние годы российская молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создании стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться. Многое в последнее время говорилось о реализации молодежью права на образование. Несмотря на принимаемые всеми ветвями власти меры, в России продолжает сохраняться тенденция снижения возможностей реализации гражданами их конституционного права на образование. Это определяется и неудовлетворительным бюджетным финансированием системы образования, бесконтрольной коммерциализацией высшего и профессионального образования, а подчас и просто отсутствием у молодежи элементарных социально-бытовых условий для учебы. По-прежнему многие дети и подростки, не имея элементарных жизненных условий для обучения, покинули образовательные учреждения и ведут асоциальный, то есть антиобщественный образ жизни, постоянно подпитывая криминогенную среду, в последние годы вновь отмечается рост молодежной преступности. Государство недостаточно учитывает определяющее влияние образования на развитие интеллектуального и духовного потенциала российской молодежи, на формирование и судьбу нынешнего и будущего поколений граждан РФ. Также не созданы необходимые условия, обеспечивающие реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, но и для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста. Риск безработицы особенно опасен среди выпускников учреждений профессионального образования, что происходит, в том числе, из-за недостаточной ориентации системы образования на рынок труда, низкого уровня работы по профессиональной ориентации. Отсутствие в Российской Федерации механизма по обеспечению занятости молодежи провоцирует крайне негативные явления в самой молодежной среде, таких как преступность, наркоманию, пьянство.[4] Федеральные программы по борьбе с преступностью в основном исполняются правоохранительными органами. В этих программах не содержится в достаточном объеме профилактических мер, не заложено программ по предупреждению негативных явлений именно в молодежной среде. На сегодняшний день, подростки - это самая криминальная демографическая группа. Сложное социально-экономическое положение населения России, явные провалы в государственной молодежной политике последних лет привели к резкому снижению уровня здоровья, умственного и физического развития молодого поколения. Об этом много сказано и написано, известна печальная статистика резкого роста смертности в соответствующих возрастных группах, роста распространения социальных заболеваний, особо опасных инфекций. На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить один момент. Ни одна из перечисленных проблем не может быть решена на основе ведомственных подходов. МВД не сможет искоренить наркоманию, Минздрав не обуздает рост венерических заболеваний среди подростков и так далее. В государственной молодежной политике должна быть налажена широкая межведомственная координация во всех без исключения программах. Сегодня за такую координацию в системе федеральных органов исполнительной власти отвечает Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи. И у такого органа должно хватать ресурсов и полномочий для осуществления управленческих функций. Можно также затронуть такую отдельную проблему как контроль за исполнением законодательства. Вот данные обследований, полученные социологами из Российской Академии наук. Только 6% частных предприятий соблюдают нормы ТК РФ[5] относительно подростков и молодежи, а среди государственных учреждений и предприятий - 20-25%. Это означает, что государство сегодня практически не контролирует исполнение законов в отношении молодежи, что также необходимо учитывать при планировании мероприятий государственной молодежной политики. В настоящее время субъекты Российской Федерации, в лице их представительных органов, все больше внимания уделяют молодежной политике. Создаются молодежные парламенты, палаты, советы. Наряду с этим, в некоторых регионах молодёжные парламентские структуры полностью отсутствуют, а о Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (далее - Хартия), а также рекомендациях о развитии молодежного строя в субъектах Российской Федерации, предусматривающих различные организационно-правовые формы участия молодёжи в местных и региональных делах, вообще не знают. Согласно информации Центра развития молодёжного парламентаризма в России на региональном уровне молодежные парламентские структуры отсутствовали в таких областях как: Астраханская, Костромская, Московская, Тамбовская, Тульская, Нижегородская, Пензенская, в Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Карелия, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртская, а также в Ставропольском, Пермском, Камчатском краях.[6] При этом, во многих регионах, при наличии парламентской структуры на региональном уровне, аналогичные структуры отсутствовали на муниципальном уровне. В последнее время процесс развития молодежного парламентаризма носит достаточно прогрессивный характер. На федеральном уровне власти появилось стремление вовлечь молодежь в политику. Действует орган исполнительной власти, занимающийся вопросами молодёжи - Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Таким образом, молодёжная политика - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, которая в перспективе станет экономически активным населением.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |