Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы, современная динамика и тенденции развития миграционных процессов на территории ЕС




ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК МИРОВОЙ ЦЕНТР ПРИЯТЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Исследование вопросов миграции на территории Европейского Союза напрямую связано с историческим аспектом миграционных процессов как внутриевропейского, так и общемирового масштаба. Направления и динамика перемещений трудовых ресурсов в ЕС, а также их тенденции и перспективы исторически обусловлены экономическими, политическими, технологическими и социо-культурными событиями Европы и мира. Поэтому выделение этапов развития миграционных процессов на территории ЕС возможно лишь с учётом ретроспективы как комплексного анализа разных аспектов исторического развития данной территории.

С этой точки зрения, можно выделить следующие этапы в развитии миграционных процессов на территории Европейского Союза:

1 этап: конец XIX века – начало Первой мировой войны. В это время концентрация капитала в наиболее развитых странах (Великобритания, США и др.) стимулирует иммиграционный поток из наименее развитых стран - преобладают выходцы из Австро-Венгрии и стран Балканского полуострова.

2 этап: период между двумя мировыми войнами (1918-1939гг.). В это время наблюдалось сокращение миграционного оборота на территории Европы, обусловленное восстановлением экономик воюющих стран и высоким внутренним спросом на рабочую силу в каждой из них. Перечень основных стран-экспортёров трудовых ресурсов этого периода, кроме Австро-Венгрии и стран Балканского полуострова, дополняют США и Российская империя. Превращение Соединённых Штатов из традиционного центра притяжения рабочей силы в главного её экспортёра было связано с негативными социально-экономическими последствиями Великой депрессии 1929-1933гг. - высокий уровень безработицы, нестабильность экономики и падение уровня жизни сыграли роль «выталкивающих факторов», которые способствовали миграции значительного количества американцев на историческую родину. Две революции и гражданская война в рамках смены политического режима и формирования нового государства – СССР обусловили несколько волн эмиграции с территории бывшей Российской империи. Основными принимающими странами выступили Франция (около 200 тысяч человек), Турция (300 тысяч человек), Югославия, Латвия, Чехословакия, Болгария, Греция (по 30-40 тысяч человек).

3 этап: 1939-1950гг. В годы Второй мировой войны внутриевропейская миграция преобладала над внешней. Наряду с традиционным миграционным потоком с территории Восточной Европы в западноевропейские страны, появляется новая тенденция, напрямую обусловленная военными событиями – массовое переселение немцев. После поражения фашистской Германии на историческую родину принудительно были депортированы немцы из Венгрии, Чехословакии, Польши и Советского Союза – всего около 12 – 14 млн. человек.[34] В послевоенный период миграционные потоки в Европе определялись направлениями репатриации населения из бывших колоний Франции, Великобритании, Нидерландов. Например, из Алжира во Францию вернулись более 1 млн. человек, из Индонезии в Нидерланды около 300 тысяч. В целом за послевоенное десятилетие на территории Европы были депортированы или добровольно вернулись на родину около 40 млн. человек.

4 этап: 1950 г. – настоящее время. В этот период происходит становление Европейского Союза как современного мирового центра притяжения рабочей силы. После Венгерской революции 1956 года из страны в Западную Европу эмигрировало около 200 тысяч человек,[35] а после «Пражской весны» 1968 года в Чехословакии – ещё 100 тысяч.[36] 70-е годы отмечены быстрым ростом потока беженцев с других континентов (основные страны-доноры – Аргентина, Чили, Уругвай), и к концу XX века Европа становится крупнейшим центром приёма людей, преследуемых по религиозным, расовым и политическим причинам. Одновременно начавшиеся с создания ЕОУС в 1951 году интеграционные процессы в самой Европе способствовали формированию единого рынка труда и повышению мобильности населения, за счёт чего миграционные потоки внутри ЕЭС, а затем ЕС увеличились, однако направление их, главным образом, осталось прежним - доминирует миграция из стран Восточной Европы на запад, что обусловлено разницей в уровне жизни.

Одним из важнейших аспектов в вопросе изучения международного перемещения рабочей силы является выделение тенденций развития миграции. Для понимания основных миграционных процессов, происходящих на территории Европейского Союза, и выделения тенденций их развития необходим комплексный анализ статистических данных, затрагивающий не только динамику изменения основных показателей миграции, но также изменения в половозрастном составе мигрантов, уровне из деловой активности.

В период до 2008 года наблюдалось увеличение миграционного оттока населения из ЕС-25 (см. приложение 1), однако в 2009 году число эмигрантов резко сократилось. Высокий уровень безработицы, снижение уровня жизни и сложная экономическая ситуация сократили число эмигрантов в два раза, однако не переломили повышательного тренда эмиграции.

В то же время, несмотря на общую тенденцию снижения эмиграции, страны ЕС демонстрируют разные темпы и направления изменения данного показателя. После 2008 года значительный отток населения наблюдается в Испании, Польше, Чехии, Венгрии и Франции. Всплеск эмиграции в 2008-2010 гг. имел место и в Латвии, Литве, Эстонии, Словении и Словакии, однако позднее этот показатель возвращается к уровню 2007 года (см. приложение 1). Ростом численности эмигрантов ответили на трудные экономические условия Австрия, Финляндия и Норвегия, хотя и не таким резким как в восточноевропейских и прибалтийских странах. С другой стороны, сокращение эмигрантов в период 2007-2012 гг. наблюдалось в Германии, Дании и Бельгии (см. приложение 2).

Таким образом, в период экономических потрясений усилилась эмиграция из стран Восточной Европы, Прибалтики и Средиземноморья в более развитые государства Северной и Центральной Европы. Для большинства европейских стран уже в 2012 году показатель эмиграции вернулся к уровню 2007 года, но для отдельных территорий (Германия, Испания, Италия, Польша, Венгрия, Франция) повышательный тренд (а для Германии – понижательный) сохраняется.

Согласно данным на 2012 год, в абсолютном значении основными странами-экспортёрами рабочей силы являются Испания, Германия, Италия, Нидерланды, Швейцария, Бельгия – на эти страны приходится 70% всех эмигрантов- европейцев (см. приложение 2). В то же время при расчёте эмиграции с учётом масштабов стран, получим, что наибольший отток населения наблюдается не только в перечисленных выше странах (за исключением Германии и Италии), но также в Латвии, Литве и Дании.

Небольшая часть европейцев-эмигрантов покидает границы Европейского Союза, однако преобладает эмиграция внутри самого ЕС (68 % всех эмигрантов). К основным поставщикам рабочей силы на внутренние иностранные рынки относятся: Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Болгария, Словакия – более 80% всех эмигрантов остаются в границах ЕС. В то время как жители Германии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Нидерландов и Австрии преимущественно выбирают в качестве страны пребывания государства за пределами Европы.

Внутриевропейские потоки организованы по принципу соседства:

- обмен мигрантами между странами Северной Европы (Дания-Швеция-Финляндия);

- приток населения из прибалтийских стран преимущественно в страны Северной Европы;

- миграционные потоки между странами Северо-Западной Европы (Великобритания – Нидерланды - Бельгия - Дания);

- двусторонний обмен мигрантами Германия – Польша;

- миграционное движение по линии Франция – Люксембург, Швейцария, Бельгия;

- миграционные потоки из Германии разнонаправлены – Дания, Великобритания, Австрия, Швейцария.

- мигранты из Южной Европы (Италия, Испания, Португалия, Греция) выбирают в качестве места жительства и работы своих северных соседей – Швейцарию, Германию, Бельгию).

- миграционные потоки между восточноевропейскими странами (в Венгрию из Словакии и Румынии, в Словению из Болгарии, в Словакию из Чехии, Венгрии, Польши, Румынии);

- миграционное движение из стран Восточной Европы в Германию, Австрию.[37]

Таким образом, существуют устойчивые миграционные потоки между высокоразвитыми странами Северной и Западной Европы, между государствами Восточной Европы. Эмигранты из Прибалтики, южно- и восточноевропейских стран направляются в более северные и развитые страны, а сами Испания, Латвия, Словения и др. в основном, принимают эмигрантов с территорий, не входящих в Европейских Союз.

По данным на 1 января 2013 года на территории ЕС-27 проживали 20,4 млн. иммигрантов, имеющих гражданство иностранных государств, и 13, 7 млн. иммигрантов-граждан ЕС.[38] Значительное (в 1,5 раза) превышение числа внешних иммигрантов по отношению к внутриевропейскому иммиграционному потоку, при условии отсутствия барьеров для перемещения рабочей силы на территории данного интеграционного объединения, свидетельствует о привлекательности ЕС для иммигрантов-не граждан ЕС.

Однако реальное число иностранных иммигрантов, пребывающих на территории ЕС, значительно больше и составляет, по данным на 1 января 2013 года 33, 5 млн. Такая разница в статистических показателях вызвана тем, что часть лиц, пересекающих границу ЕС, либо не предъявляют документов о гражданстве, либо таких документов не имеют. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении иммигрантов из других стран-членов ЕС – помимо 13, 7 млн. иммигрантов ещё 2,6 млн. человек эмигрировали из одной страны в другую не имея на руках документов о гражданстве.[39]

В абсолютном значении наибольшее число иммигрантов из стран- не членов ЕС проживают в Германии (6,6 млн. человек), Франции (5,5 млн.), Великобритании (5,2 млн.), Испании (4,1 млн.) и Италии (3,9 млн.) Именно эти государства ежегодно принимают наибольшее число иностранной рабочей силы. В то же время для этих крупных по численности населения стран относительная доля иностранных мигрантов (в среднем 8%) будет ниже, чем в небольших европейских государствах таких как Эстония (14%), Кипр (10%), Литва (12,4%), Люксембург (10,1%), Словения (10,3%). Что касается малых высокоразвитых европейских государств, доля иностранцев-не граждан ЕС также составляет значительную часть общей численности населения: Швейцария (10,1%), Австрия и Бельгия (8,3%), Нидерланды (8,6%), Дания (6,6%). Достаточно велика доля иностранных мигрантов в населении южноевропейских государств: Греции (8,3) и Италии (6,5%). В восточноевропейских странах (Польша, Словакия, Болгария, Чехия, Венгрия) этот показатель достигает максимум 2% (см. приложение 3).

География иммиграции в ЕС достаточно широка. В структуре иммигрантов восточноевропейских и прибалтийских государств преобладают выходцы из стран СНГ (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан), а также Турции и центральноевропейских государств, не входящих в ЕС (Босния и Герцеговина, Сербия, Албания). Наибольшее число иммигрантов из Южной Америки (Эквадор, Колумбия, Бразилия) и Китая приходится на южноевропейские государства (Испания, Италия, Португалия). Иммиграционные потоки из африканских и ближневосточных стран также однонаправлены, что способствует формированию значительных по масштабам диаспор иностранных мигрантов в европейских государствах (Германия и Дания – турки, Нидерланды – турки, марроканцы, индонезийцы, Швеция – сомалийцы, иракцы, Польша – вьетнамцы и т.д.).[40]

Одновременно с этим растёт количество поданных заявлений на получение гражданства ЕС – в 2012 году их число превысило 817 тысяч, что на 4,3 % больше, чем в 2011 году (см. приложение 3). За последнее десятилетие 2002-2012 год это самый крупный показатель.

Подавляющее большинство заявлений поступают от лиц, не являющихся гражданами какого-либо государства-члена (86% всех заявлений, что в абсолютном выражении составляет 709 тысяч). Новыми гражданами ЕС становятся выходцы из Африки (25% всех выданных паспортов), Азии (25%) и других европейских стран, не входящих в Европейский Союз (20%), получившие гражданство преимущественно Германии, Франции, Великобритании и Испании.

Среднестатистический иммигрант из страны –не члена ЕС – это мужчина в возрасте от 25 до 35 лет, доля мужчин иммигрантов больше, чем женщин (52 и 48 % соответственно). За счёт притока иностранных работников (средний возраст которых 30 лет –см. приложение 4) происходит значительное омоложение структуры национальных трудовых ресурсов (средний возраст работника-резидента – 50 лет – приложение 4).

В последние несколько лет наблюдается увеличение числа беженцев. При этом наибольшее число заявлений о предоставлении убежища за 2014 год было подано в Германии (202 815), Швеции (81 325), Италии (64 625), Франции (62 735), Венгрии (42 775) и Великобритании (31 625). Малые высокоразвитые страны ЕС – Дания, Швейцария, Бельгия со средним показателем 16 тысяч заявлений занимают промежуточное место (см. приложение 4). Наименее привлекательны для беженцев восточноевропейские страны, где число поданных заявлений на предоставление убежище колеблется от 11 080 в Польше до 385 в Словении, а также страны на юге Европы – Греция (9 435), Испания (5 515) и Португалия (445). Наибольшее количество беженцев прибывает из Сирии (в 2012 году – 12% всех беженцев), России, Сербии, Пакистана, Афганистана и Косово.[41]

При пересечении таможенной границы органы таможенного контроля вправе отказать нерезидентам во въезде на территорию ЕС. Основными причинами отказа служат отсутствие действующей визы или оправданных условий для посещения и пребывания в европейской стране. Значительное большинство таких отказов приходится на Испанию и Польшу (см. приложение 6). Для остальных стран этот показатель составляет максимум 3-4 % (Франция, Великобритания). Такая разница обусловлена географическим положениям стран и особенностями миграционной политики. В абсолютном выражении число таких отказов на всей территории ЕС-28 сократилось в период с 2008 по 2013 год с 620 до 330 тысяч человек, и только в Греции и Польше этот показатель увеличился, что свидетельствует об отсутствии реального ужесточения таможенного контроля на границах Европейского Союза (см. приложение 6).

Таможенный контроль на внешних воздушных и водных границах Европейского Союза менее организованный и эффективный, в сравнении контролем на сухопутных границах. 80 % всех отказов во въезде на территорию ЕС приходятся на лиц, пересекающих границу по суше. Существующие несовершенства воздушного и водного таможенного контроля расширяют возможности нелегальной иммиграции.

На 2013 год число нелегальных иммигрантов на территории ЕС из неевропейских стран составило около 429 тысяч человек, что на 30 % меньше, чем в 2008 году.[42] Однако это свидетельствует скорее не о сокращении потока нелегальных мигрантов, а о разнице в миграционной политике стран. Данный нисходящий тренд не характерен для Швеции, Австрии, Германии, где, наоборот, наблюдалось увеличение числа задержанных нелегальных иммигрантов, прибывших из стран, не входящих в ЕС (см. приложение 10). В целом по данному показателю первое место занимает Германия (86 305), далее следуют Великобритания, Испания, Греция и Франция с 40 тыс. задержанных нелегальных иммигрантов. Австрия (25 960), Швеция (24 400), Италия (23 945), Бельгия (15 745) занимают средние позиции по данному показателю, а восточноевропейские и прибалтийские страны, где число задержанных нелегальных эмигрантов не превысило в 2013 году 10 тысяч человек, замыкают этот список.

Нелегальная иммиграция в ЕС отличается широкой географией (см. приложение 7). Среди мигрантов, прибывающих из стран Ближнего Востока преобладают афганцы, пакистанцы, иранцы, иракцы и турки. Мигранты из Северной (Марокко, Тунис, Алжир и Египет) и Центральной (Нигерия, Эритрея, Сомали) Африки также составляют существенную долю среди нелегальных иммигрантов. Географическая близость стран СНГ обуславливает значительную долю мигрантов с постсоветского пространства (Россия, Украина, Грузия). Современные системы транспорта и связи расширяют число мигрантов из стран Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Вьетнам, Китай) и Латинской Америки (Боливия, Бразилия). В докладе Европейской Комиссии отмечается значительный рост нелегальной иммиграции из Сирии, вызванный военным конфликтом.

Наибольший поток нелегальных иммигрантов из Северной и Центральной Африки, пересекая Средиземное море, высаживаются на берегах Испании, Италии и Греции. По данным на 2013 год, ежемесячно пограничные службы Италии задерживали около 8,6 тысяч нелегальных мигрантов.[43]

Также значительное число нелегальных мигрантов проникает в Шенгенскую зону через такие пункты пропуска как Канарские острова, Гибралтарский пролив, Сицилия, пролив Отранто, Западная Фракия.[44]

Мигранты значительно влияют на предложение рабочей силы на национальном рынке труда – они могут занимать высокооплачиваемые должности в наукоёмких отраслях или быть занятыми в сфере низкоквалифицированного труда, куда резиденты не хотят наниматься на работу. Положительный эффект от мигрантов на рынке труда проявляется, прежде всего в том, что они обеспечивают дополнительный спрос на продукцию национальной промышленности, расширяя тем самым объём внутреннего рынка, а также обеспечивают дополнительное предложение рабочей силы в период экономического подъёма.

Рассматривая уровень экономической активности мигрантов как базовый показатель включённости их в национальный рынок труда, отметим, что степень адаптированности иностранных работников из стран –не членов ЕС в ретроспективе снижалась (см. приложение 7). Одновременно с этим наблюдалось увеличение экономической активности резидентов и иммигрантов из других стран Европейского Союза. Данный разрыв в уровне занятости можно обосновать высокой безработицей в странах ЕС после 2008 года, в условиях которой, с одной стороны, увольняли в первую очередь иностранных работников, а с другой стороны не работающие, но трудоспособные граждане ЕС стали выходить на рынок труда в поисках дополнительного заработка. В то же время ряд исследований на эту тему показали, что уволенные резиденты не желали наниматься на низкооплачиваемую работу, на которой в основном трудились иммигранты, поэтому иностранные работники смогли сохранить за собой рабочие места.[45]

При анализе сложившихся диспропорций в занятости резидентов и иммигрантов в страновом аспекте, можно выделить несколько характерных особенностей: уровень экономической активности среди иммигрантов из стран- не членов ЕС выше уровня экономической активности резидентов в средиземноморских государствах, в Восточной Европе и Прибалтике, в то время как в Швеции, Германии, Франции и малых высокоразвитых странах Европы наблюдается обратная зависимость (см. приложение 8). Одновременно с этим занятость иммигрантов из других стран Европейского Союза остаётся достаточно высокой для всех стран ЕС.

Уровень экономической активности иммигранта коррелирует не только со страной пребывания, но изменяется также в зависимости от пола. В целом, уровень экономической активности мужчин-иммигрантов из стран-не членов ЕС на 24,3 % выше, чем у женщин, в то время как для внутриевропейских миграционных потоков такой большой разрыв в занятости по гендерному признаку не наблюдается. Достаточно низкая занятость среди иммигрантов- женщин имеет свою географическую специфику (см. приложение 8) – в наиболее развитых и стабильных европейских государствах (Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Австрия) разрыв в занятости женщин-резидентов и иммигранток из неевропейских стран наиболее велик, т.е. около 40% приезжающих женщин не планируют трудоустраиваться в принимающей стране вовсе. В Восточной Европе (Чехия, Польша), доля работающих женщин-иммигранток растёт, а в среднеземноморских государствах она даже превышает число занятых женщин резидентов.

Из приведённых статистических данных следует вывод о том, что внешняя иммиграция в Европейском Союзе постепенно утрачивает характер трудовой миграции, в то время как внутренние иммиграционные потоки сохраняют трудовой характер.

Этот вывод подтверждают и последние данные по безработице и занятости среди иностранных иммигрантов (см. приложение 9). Для большинства европейских стран (кроме Чехии, Ирландии и Кипра) безработица среди иммигрантов из стран-не членов ЕС намного выше данного показателя среди резидентов, в то время как соотношение безработных резидентов и иммигрантов из других стран Европейского Союза приблизительно одинаково. За последние семь лет численность молодых иммигрантов (возраст от 15 до 29 лет) из третьих стран возросла в два раза (с 16% в 2007 году до 31 % в 2013 году), что означает, что фактически треть молодёжи, которая иммигрирует в ЕС остаётся незанятой.[46] В целом уровень занятости среди иммигрантов из стран не членов ЕС (56%) ниже занятости среди резидентов (68,9 %) и европейских мигрантов (70%).[47]

На основе проанализированных статистических данных, можно выделить следующие тенденции миграционных процессов в Европейском Союзе:

- повышение уровня мобильности населения внутри границ Европейского Союза. Несмотря на резкое сокращение эмиграции в 2008 году – в условиях неопределённости экономические агенты воздерживались от серьёзных перемен, связанных со сменой места жительства и работы - в 2009 году наблюдалось возобновление роста эмиграции, что свидетельствует об устойчивости внутриевопейских миграционных процессов. Значительные колебания в показателях эмиграции по отдельным странам демонстрируют быструю реакцию взаимосвязанных национальных рынков труда на временные кризисные явления. Таким, образом снятие всевозможных ограничений для перемещения рабочей силы внутри ЕС дало свой положительный эффект – дополнительный спрос на рабочую силу в отдельных европейских странах (Германия, Швеция, Австрия) был удовлетворён за счёт оказавшихся безработными европейцев из стран Южной и Восточной Европы.

- формирование устойчивых миграционных потоков на территории ЕС- во -первых, обмен мигрантами по направлению Северная – Западная Европа, во-вторых, между восточноевропейскими государствами, в-третьих, из стран Южной и Восточной Европы в западно- и северо -европейские государства. Таким образом, внутри целостной интеграционной группировки происходит чёткое разделение стран на принимающих и экспортирующих рабочую силу. В период экономических потрясений эта миграция, основанная на экономическом принципе, усиливается.

- иммиграция в ЕС из третьих стран приобретает устойчивый, стабильный характер. Если ранее, как это было показано в первом пункте настоящей главы, потоки иммиграции в Европу носили временный характер и были обусловлены либо политическими катаклизмами в других странах (что провоцировало иммиграцию беженцев), либо недостатком рабочей силы в самой Европе (как после обеих мировых войн), то теперь иммиграция в ЕС стала явлением постоянным, не подвергающимся серьёзным изменениям даже во время экономических кризисов.

- иммиграционные потоки из стран - не членов ЕС утрачивают трудовой характер. Об этом свидетельствует отсутствие существенного сокращения внешней иммиграции после 2008 года, а также увеличение объёмов нелегальной миграции и количества поданных о предоставлении гражданства заявлений. Сокращение уровня занятости мигрантов, равно как и их общей деловой активности также обращают внимание изменение в характере иммиграции.

- становление ЕС как мирового центра приёма беженцев. При этом число принятых беженцев различается по странам (наибольшее количество – в Германии и малых высокоразвитых европейских странах, наименьшее – в восточноевропейских и прибалтийских). Это свидетельствует о том, что значительная часть беженцев прибывает в Европейский Союз не с целью укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным признакам, а с целью улучшения условий жизни.

- обострение проблемы нелегальной иммиграции. Численность нелегальных иммигрантов из третьих стран в последние годы всё время увеличивается. При этом особое иммиграционное давление испытывают страны Южной и Восточной Европы.

Таким образом, становление Европейского Союза в качестве основного экспортёра рабочей силы, а затем мирового центра притяжения иностранных работников было обусловлено историческими событиями, а также темпами экономического и культурного развития самой европейской цивилизации. Высокий уровень жизни и экономического развития ЕС обуславливают значительный приток иностранной рабочей силы. В последнее время среди положительных тенденций роста внутриевропейской мобильности населения, проявляются определенные негативные явления, связанные с нелегальной миграцией, регулированием возросшего потока беженцев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.