КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современное состояние, тенденции и факторы развития миграционных процессов между Россией и ЕС
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЕС В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАИЦИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Для выделения тенденций развития миграционных процессов между Россией и Европейским Союзом необходимо провести комплексный анализ статистических данных по основным показателям миграции. Согласно данным Госкомстата, в период 2000-2012 года эмиграция из России в ЕС сократилась в пять раз - с 45 тысяч человек в 2000 году до 8 606 человек в 2012 году.[66] В относительном выражении доля эмигрантов ЕС в общей численности российских эмигрантов сократилась с 31% до 8% (см. приложение 10). Эмиграция россиян в Европейский Союз в последние 12 лет демонстрировала чёткий понижательный тренд, однако с 2006 года имело место значительное замедление темпов сокращения числа эмигрантов, а уже в 2011 году - прирост их численности (см. приложение 10). Эмиграция в страны СНГ всё прошедшее десятилетие превышала по объёмам эмиграцию в ЕС, однако и по этому направлению наблюдалось ежегодное сокращение численности мигрантов. За последние десять лет изменился состав основных принимающих российских мигрантов европейских стран. В начале XX века наибольшее число эмигрантов из России приходилось на Германию (40 443), Финляндию (1142), Латвию (365), Литву (376), Эстонию (385), а также Грецию (314), Италию (273) и Чехию (234). К 2012 году основными принимающими странами стали Германия (4239), Эстония (613), Латвия (431), Франция (447), Испания (405), Италия (365 – см. приложение 19). Таким образом, на фоне общего сокращения численности эмигрантов в восточно- (Польша, Словакия, Словения, Румыния, Венгрия) и североевропейских (Швеция, Финляндия, Дания) странах, наблюдалось увеличение их присутствия в Западной (Великобритания, Франция, Бельгия) и Южной (Испания, Италия) Европе (см. приложение 19). Основными мотивами эмиграции россиян в ЕС являются получение более высокооплачиваемой работы, бегство из зон конфликтов или от опасности, личные амбиции, бегство от плохих условий жизни и стремление получить образование.[67] При этом, как отмечается в последнем докладе МОТ, мотивы эмиграции из России в ЕС также претерпели некоторые изменения: если в 1990-х и в начале 2000-х гг. в качестве основного push фактора преобладал бегство плохих условий жизни, от опасности и из зон конфликта (велика была доля эмигрантов с Северного Кавказа), то в настоящее время на первый план выходят экономический мотив и получение образования.[68] Данные структурные сдвиги в характере эмиграции обусловлены экономическим ростом и стабилизацией политической ситуации в России. В ретроспективе последнего десятилетия иммиграция из Европейского Союза в Россию в период до 2009 года изменялась в интервале от 4,5 до 6,5 тысяч человек, однако после данного рубежа наблюдался значительный рост количества иммигрантов (см. приложение 12). Динамика иммиграции из стран СНГ отличалась большей нестабильностью: за последние двенадцать лет имели место три резких сокращения иммиграции (в 2000, 2002, 2009 годах – см. приложение 12) и три таких же увеличения (2005, 2007, 20011 годы). Основными экспортёрами рабочей силы в Россию, по данным на 2012 год, являются такие европейские страны как Германия (4234 чел.), Эстония (1537), Латвия (1427), Литва (770), Греция (835), а также Франция (326), Финляндия (342), Италия (365) и Болгария (353).[69] За последнее десятилетие происходило увеличение количества иммигрантов из малых высокоразвитых европейских государств (Австрия, Бельгия, Нидерланды), некоторых стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария), а также в Эстонии и Финляндии. Однако наибольший рост иммиграции был характерен для Германии, Франции, Греции, Испании и Италии. Несмотря на относительную географическую близость, такие восточноевропейские страны, как Румыния, Словакия и Словения демонстрировали очень слабый прирост эмиграции в Россию, а Латвия и Литва - отрицательный.[70] Таким образом, в период 2000-2012 гг. увеличиваются иммиграционный поток из тех западно- и южноевропейских стран, с которыми шло активное налаживание внешнеторговых экспортно-импортных операций, в то время как рост иммиграции из стран-соседей осуществлялся замедленными темпами. Согласно данным Госкомстата, численность беженцев и вынужденных переселенцев в России с 2000 года неуклонно сокращается (см. приложение 12). Среди лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища в России преобладают выходцы из стран СНГ (Грузии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Белоруссии и т.д.). Граждан ЕС (за исключением латышей, литовцев и эстонцев) среди них нет (см. приложение 13). При рассмотрении миграционных потоков между Россией и ближним зарубежьем, формируется восприятие её как страны преимущественной иммиграции, а при анализе миграционных потоков с дальним зарубежьем Россию характеризуют как страну эмиграции. С 1994 года МОМ в своих докладах отмечает использование мигрантами из стран Азии, Африки и Ближнего Востока территории России для транзита в Европейский Союз. Оценить масштабы транзитной миграции достаточно трудно – приблизительная оценка, которую даёт МОМ для России с 90-х гг. по настоящее время – около 300 тысяч мигрантов из Афганистана, Китая, Анголы, Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Эфиопии. Возможность транзитного перемещения мигрантов через территорию России стала возможна по нескольким причинам. Границы между странами СНГ, в силу длительного существования миграционного поля в рамках СССР, и в настоящее время остаются достаточно прозрачными, а в рамках Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана отсутствуют совсем. Одновременно с этим сохраняется определённая либеральность пограничного контроля между странами на постсоветском пространстве. Существуют также проблемы в сфере контроля за прибывшими мигрантами и правого регулирования статуса беженцев, что позволяет оставаться на территории РФ лицам, заявления которых о предоставлении убежища необоснованны. Можно выделить следующие особенности транзита мигрантов через территорию России в ЕС: - многочисленность и большое разнообразие маршрутов по направлениям (см. приложение 14); - нерегулярный характер транзитной миграции, что означает усиление транзитных миграционных потоков в условиях политической нестабильности в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока; - формирование хорошо организованной сетевой криминальной структуры, обеспечивающей мигрантов необходимыми документами, организующими их перемещение.[71] В последних исследовательских работах по миграции на постсоветском пространстве отмечается тенденция становления России в качестве регионального евразийского центра иммиграции со всех стран СНГ.[72] Поэтому сотрудничество с ЕС в сфере регулирования международной миграции необходимо России не только для формирования сбалансированных миграционных потоков между РФ и данной интеграционной группировкой. Будучи мировым центром притяжения рабочей силы, ЕС уже имеет определенный опыт в регулировании трудовой миграции, который необходимо учитывать и России при разработке своей миграционной политики. Действительно, среди всех стран СНГ и Прибалтики только Россия и Казахстан демонстрируют превышение иммиграции над эмиграцией (для России эта разница составляет 12 раз, для Казахстана 44 – см. приложение 14). Однако по абсолютным значениям основных показателей Россия является лидеров (иммиграция в РФ в 28 раз, а эмиграция – в 108 раз больше соответствующих показателей для Казахстана). Формирование России в качестве евразийского центра притяжения рабочей силы связано, в первую очередь, с размером её национального рынка труда, экономическим потенциалом и политическим лидерством на постсоветском пространстве. Таким образом, на основе анализа статистических данных можно выделить следующие тенденции миграционных процессов между Россией и ЕС: - сокращение эмиграции россиян в Европейский Союз, что соответствует общему уменьшению числа российских эмигрантов; - изменение в составе принимающих европейских стран: сокращение численности эмигрантов в восточно- и североевропейских странах, и увеличение их присутствия в Западной и Южной Европе; - преобладание не push – факторов, связанных с плохими условиями жизни и труда, а pull-факторов, таких как получение образования и высокооплачиваемой работы; - стабильность объёмов иммиграции; - изменение в составе европейских стран-экспортёров рабочей силы: увеличение числа иммигрантов из Германии, Франции, Испании, Италии, а также малых высокоразвитых государств Европы, при одновременном сокращении иммиграции из восточноевропейских и прибалтийских стран; - обострение проблемы транзитной миграции в Европейский Союз через территорию России. Введение Европейским Союзом санкций в отношении России не могло не отразиться на миграционных процессах, происходящих между ними. Несмотря на то, что за год подвести какие-либо статистические итоги трудно, приблизительно оценить изменение в миграции можно. Действие наложенных на Россию санкций в сфере миграции проявилось, в первую очередь, в запрете для отдельных российских депутатов ГД (Жириновский В., Журова С., Лебедев И., и др.), сенаторов (Матвиенко В., Клишас А. и др.), высших чинов российской армии (генерал-полковник ФСБ Беседа С., Зам.начальника Генштаба Боглановский Н., командующий войсками ЮВО Галкин А. и др.), губернаторов (Кадыров Р., Ткачёв А.), бизнесменов (президент РЖД Якунин В., президент «Роснефти» Сечин И.) на въезд на территорию ЕС. Санкции были также введены в отношении крупных российских компаний, ведущих свою деятельность преимущественно в нефтегазовом секторе («Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Новатэк» и др), в оборонно-промышленном комплексе России («Алмаз-Антей», концерн «Калашников», машиностроительный завод им. Калинина и др.), а также инвестиционных компаний («Аброс», «Волга Груп»). Запрет на въезд в Европейский Союз представителей российских компаний негативно скажется на дальнейшем сотрудничестве России и ЕС: сокращение объёмов взаимного торгового оборота, а также числа совместных инвестиционных проектов, ухудшение условий для сотрудничества в научной сфере. В условиях введённых в отношении России санкций, существенно выросла эмиграция: только за период январь-август 2014г. число российских эмигрантов, по данным агентства Bloomberg составило 203 659 человек, что является самым большим показателем с начала 2000–х гг. Данное увеличение оттока населения связано также с падением цен на нефть и ослаблением российской валюты – ухудшение условий жизни и труда создаёт дополнительные push -факторы, стимулирующие эмиграцию россиян за границу, и в первую очередь, в Европейский Союз. При этом наблюдается усиление оттока представителей бизнес-структур и IT -технологий, так как, в связи с закрытием доступа российским банкам на европейский рынок капитала, возникают трудности с финансированием новых проектов. Среди наиболее ярких представителей продюсер анимационной студии «Toonbox» Мутнян П., разработчик социальной сети «вконтакте» Дуров П. О своём намеренении перенести бизнес в Европу заявляет и руководство компании по созданию игр для мобильных телефонов «Game Insight», а также компании «Luxoft», работающей в сфере разработки программного обеспечения. Возможно перенесёт свой офис из России в Литву и «Alternativaplatform» - разработчик многопользовательских он-лайн игр и сервисов.[73] Таким образом, санкции усилили отток квалифицированных специалистов из России в Европейский Союз. Значительное влияние оказывают санкции также на иммигрантов из стран СНГ. Ослабление рубля на фоне падения цен на нефть приводит к сокращению в долларовом эквиваленте суммы, переводимой мигрантами на родину. Как отмечают эксперты ЕББР, за 1 квартал 2014 года трансферты мигрантов в страны Юго – Восточной Азии из России снизились впервые с 2009 года.[74] По их мнению, дальнейшее уменьшение объёмов денежных переводов будет ослаблять платёжеспособный спрос в странах-экспортёрах рабочей силы. Так как экономический мотив является основным для миграции из бывших советских республик на территорию России, то в условиях снижения объёмов переводимых сумм, следует ожидать сокращения числа иммигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Армении и т.д. Санкции на ввоз продовольственных товаров из Европы проявились в росте потребительских импортных товаров, что снижает платёжеспособный спрос как среди резидентов РФ, так и среди иммигрантов. Так как мигранты из Юго-Восточной Азии, питаясь некачественной пищей и плохо одеваясь, стремятся больше экономить, чтобы отослать большую сумму своим родственникам на родину, то рост цен на продовольствие также отразится в снижении денежных сумм переводов мигрантов.[75] В становом масштабе данная тенденция будет означать сокращение ВВП тех стран-экспортёров рабочей силы в Россию, которые в наибольшей степени зависят от денежных переводов мигрантов (в Киргизии переводы мигрантов из России составляют 30 % ВВП, а в Таджикистане - 50 % ВВП). Кроме того, национальные валюты и цены уже отреагировали на падение рубля инфляцией: в Бишкеке за последние 12 месяцев цены на продукцию выросли на 20-25 %. [76] По данным МВФ, инфляция в Киргизии в 2014 году составила 8%, её ожидаемый уровень на 2015 год – 8,9%, что превышает показатели 2013 года – 6%.[77] В результате будет наблюдаться уменьшение располагаемых доходов населения в этих странах, что может спровоцировать рост социальной напряженности и развитие криминогенной ситуации. Санкции также отразятся на дальнейшем диалоге России и ЕС по вопросам безопасности в Европе, связанной как с борьбой с международным терроризмом, организованными преступлениями и поддержанием ядерной безопасности, так и предупреждением нелегальной миграции. Подобную позицию в своих заявлениях неоднократно обосновывал министр иностранных дел России Сергей Лавров.[78] Это означает, что уже достигнутые к настоящему моменту договорённости нескоро получат дальнейшее развитие. Например, санкции делают невозможным дальнейший диалог об отмене визового режима для краткосрочных деловых и туристических поездок между Россией и ЕС. Таким образом, санкции Европейского Союза в отношении России уже успели отразиться на двусторонних миграционных процессах, обострив проблему эмиграции из России квалифицированных трудовых ресурсов, а также сократив деловую миграцию. Кроме того, их негативное действие проявилось в затруднении дальнейшего диалоге между двумя сторонами по ключевым вопросам миграционной политики и безопасности в Европе. Комплексное влияние санкций, падения цен на нефть и российской валюты проявилось в отношении миграционных поток в Россию из стран СНГ. Зависимые от экспорта трудовых ресурсов в Россию, бывшие советские республики демонстрируют сокращение доходов от переводов мигрантов, рост инфляции и цен.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |