КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по оказанию социальных услуг семьям «группы риска»
Анализ работы отделы семьи КЦСОН КГО. Выявление и дифференцированный учет семей и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в оказании помощи социального, психологического, педагогического или иного характера. Оказание социальной помощи в виде: - продуктовых и санитарно-гигиенических наборов; - Школьных принадлежностей - материальной помощи; - одежда, обувь б/у; Оказание консультативной помощи: - психолога; - социального педагога; - специалиста по социальной работе Оказание помощи в социально-правовом направлении: -содействие в оформлении жилищной субсидии, детских пособий и социальной группы в дошкольное учреждение; - содействие в восстановлении и оформлении документов Оказание помощи в медико-социальном направлении: - кодирование от алкогольной зависимости; - организация оздоровления и отдыха детей из семей, находящихся на учёте в отделении помощи семье и детям; - контрацепция (ВМС) Так же на базе отделения открыта «Школа семейного воспитания». В школу входит несколько классов: Класс - «Искусство быть родителями», где проводятся занятия: - по правам и обязанностям родителей по воспитанию и образованию по профилактике не желательной беременности; - о взаимоотношениях в семье. Класс - «За здоровый образ жизни», где проводятся беседы: - по профилактике алкоголизма; - по профилактике наркомании; - по профилактике табакокурения Организована работа Клуба «Школярики» и Клуба «Сказка» - для занятий с дошкольниками и подростками. Если мы имеем дело с семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие виды помощи семье и детям: - наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения - оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным её членам - дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе - вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.) - консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов - приглашение на родительские собрания специалистов - организация родительских собраний «на дому» - консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения - работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь: - ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН. Если мы имеем дело с семьёй после развода или во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи: - наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей-предметников. - привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях - консультационная помощь психолога и психотерапевта - дополнительная помощь в выполнении домашнего задания в учёбе - постановка ребёнка на учёт (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу - помощь ребёнку со стороны его окружения - помощь ребёнку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя) - привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям - использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода) Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь: - психолог, социальный педагог, учителя - предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса. Если мы имеем дело с неполными семьями, то необходимо им оказывать такую помощь: - привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка - привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы - наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи) - активная деятельность классного руководителя по вовлечению ребёнка в систему внеклассной и внешкольной работы - проведение родительского лектория, тематического родительского собрания - обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов - постановка на учёт в учреждение и органы социальной защиты - оказание материальной помощи малоимущей неполной семье Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь: - классный руководитель, социальный педагог, психолог, отдел социальной защиты, Дом творчества, ЦКРОиР. Если мы имеем дело с опекунской семьёй, в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь: - вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы - консультации психолога образовательного учреждения для опекунов - индивидуальная работа психолога с ребёнком - помощь педагогов школы ребёнку в учёбе - консультации психиатра - возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.) - направление ребёнка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь: - учитель-предметник, психолог, психиатр, отдел охраны детства и попечительства, социальный педагог, руководитель кружков, секций, ПМПК. Если мы имеем дело с семьёй, у которой недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, то ей оказывается такая помощь: - наблюдение и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога - помощь психотерапевта семье и ребёнку - проведение семинаров, бесед, терапевтических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов - вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции
Вывод по второй главе: Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей). Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей «группы риска», можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье. Семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.). Проведенное нами исследование показало, что своевременная помощь со стороны может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в «семье группы риска». Итоги реализации разработанной нами Программы деятельности социального работника «Семья группы риска» позволили сделать выводы: во-первых, путь решения комплекса проблем семей «группы риска» - разработка Программы, учитывающей комплекс диагностических, преобразующих, коррекционных и просветительских мер; во-вторых, на основе Программы «Семья группы риска» можно разработать «Индивидуальный маршрут социально-педагогической поддержки» для каждой конкретной семьи. Если при подведении итогов реализации программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с учета. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме, повысился статус в детском коллективе Основными направлениями работы социального работника с семьей «группы риска» являются: 1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска». 2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию. 3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности. 4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи. Таким образом, эффективность повышения воспитательного потенциала семьи обеспечивается, если: родители участвуют в реализации Программы «Семья группы риска», поддерживают тесную связь со школой; родители знают основные педагогические требования и создают необходимые условия для воспитания ребенка в семье; родители постоянно приобретают и расширяют свои педагогические знания и умения, учатся искусству воспитания, заимствуют лучший опыт воспитания детей. Правильная организация социально-педагогической деятельности на основе Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка. Таким образом, данная программа и является решением проблем семей «группы риска», что способствует достижению цели дипломной работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2005. – 123 c. 2. Бабкин Н.И.Социальная педагогика. Методические рекомендации. – М., 1998. – 43 c. 3. Бареева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2005.- 18-24 c. 4. Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе: методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. – Арзамас, 2005. – 194 с. 5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с. 6. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 284 с. 7. Вестник социальной работы. № 1-2, 2005. – Ярославль, 2005. – 47 c. 8. Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. – Саранск, 2005. 9. Государственная семейная политика. – М.,2005.- 15c. 10. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2005. – 164 с. 10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. – М.: «Генезис», 2005. – 232 с. 11. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с. 12. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2005. -42c. 13. За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. – Арзамас, 1999.- 12 c. 14. Закон о защите детства (зак-во РФ о защите прав ребёнка). Сборник-справочник. – М., 1994. -24c. 15. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c. 16. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). – М.: «Эдиториал УРСС», 1998. – 176 с. 17. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с. 18. Изменение социально-экономического положения семей 1993-1997гг.- Москва, 1998 – 21c. 19. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. – М., 2005. – 164 с. 20. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб., 2005.-132c. 21. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М., 2005. – 89c. 22. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 395 с. 23. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с. 24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 476 с. 25. Памятка для несовершеннолетних: имею право. – Арзамас, 2005-34c. 26. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. – 76с. 27. Правовые гарантии социальной защиты семьи. Женщин и детей.- М.: Луч, 1993 – 56c. 28. Проблема сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991- 69c.Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006. – 169 с. 29. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2005. -234 с. 30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2005. – 64 с. 31. Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c. 32. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. – 107 с. 33. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальное основание социально-педагогической виктомологии образования: Монография. – Кемерова: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 330 с. 34. Савинов Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2005. – 113 c. 35. Саралиева З.М. и др. Многодетные семьи в Нижегородской области. Н.Новгород, 2006. - 55 с. 36. Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». Ч. 1. – Н.Н.: НИСОЦ, 2005. – 646 с. 37. Сборник «Проблемы исследования социальных процессов в современной России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c. 38. Семейная воспитательная группа. Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.- Москва, 2005 – 39 c. 39. Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 632 с. 40. Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред. Г.И. Климантовой. – М.: Издательство РГСУ, 2006. – 335 с. 41. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. – 583 с. 42. Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе и дома. – Н.Н., 2005. 115 с. 43. Социальная политика Швеции.- М.: «Социальная работа», 1999 – 54 c. 44. Социальная работа в Германии.- Ульяновск, 1996 – 67 c. 45. Социальная работа: история и современность (региональный аспект): коллективная монография/ Под ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск. 46. Становление брачно-семейных отношений.- М.,1989 – 231 c. 47. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 13-15c. 48. Современная воспитательная группы. Пособие для сотрудников социальных учреждений – Москва 2007 – 39 с. 49. Социальный педагог №8: Народное образования, 2009 – 64 с. 50. Социальный педагог №1: Народное образование, 2010- 17 с. 51. Социальный педагог №3: Народное образование, 2010- 134 с. 52. Социальный педагог №6: Народное образование, 2009- 21 с.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |