КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Кафедра общей и педагогической психологии
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ
Кафедра общей и педагогической психологии
Айвазян Кристина Михайловна
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Выпускная квалификационная работа на присвоение степени бакалавр Направление подготовки: 030300.62- «Психология»
Научный руководитель: доцент, Эркенова М.М.
К защите в ГАК допускается Решение кафедры от __2015г. Протокол № ___ Заведующий кафедрой________
Пятигорск – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования. Заключается в том, что часто роль психологического здоровья самого работника психиатрической клиники недооценивается. Такого рода деятельность требует больших энергетических затрат и приводит психику в состояние истощения, выводит из равновесия общее состояния человека. Работа с психически больными людьми и в учреждениях, где оказывается помощь людям, очень специфична, и требования к профессиональности высокие. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. Существуют некоторые разногласия относительно понятия эмоционального выгорания. А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Изучением эмоционального выгорания занимались такие ученые, как психиатр Г. Фрейденбергер, А. М. Ричардсен, К. Маслач, К. Е. Джексон. Д. Г, Фрейденберг ввел понятие эмоционального выгорания. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. П. Торнтон обращается к выявлению связи между уровнем эмоционального выгорания и типом поведения преодоления. Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. С. Старченкова занимались изучением влияния стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик, на степень выраженности синдрома психического выгорания. Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. Все эти подходы разнятся количеством факторов, входящих в синдром эмоционального выгорания. Часто встречаясь с различными проявлениями психических заболеваний, сотрудники психиатрических учреждений страдают от чрезмерной нагрузки на работе, которую не всегда компенсирует пребывание в семейном кругу и на отдыхе. Находясь в таком длительном напряжении, психика начинает использовать различные защитные механизмы, она уже не способна поддерживать работоспособность достаточное время. Возникает ощущение физического утомления, тошнота и головокружение, бессонница, заметное снижение или увеличение веса, сердечные болезни, а также язвы и нарывы. Людьми овладевает одно из самых разрушительных чувств – чувство вины, что приводит к частым истерикам, рыданиям, подавленности, деперсонализации и глубокому ощущению одиночества. Выполнение работы не приносит удовольствия и поэтому происходит формально, без использования новых методов – это, в свою очередь, может ухудшить результативность работы самого учреждения. Если сотрудник психиатрической клиники не обладает сильной выносливой нервной системой и высокой стрессоустойчивостью, то риск эмоционального выгорания возрастает во много раз. Вопрос эмоционального выгорания требует дальнейшего изучения, так как сведений о выгорании сотрудников учреждений психиатрического профиля недостаточно для разработки программы снижения последствий данного синдрома. Цель исследования: выявить психологические условия развития структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля, и разработать на их основе систему эффективной профилактики эмоционального выгорания. Объект исследования: структуры интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. Предмет исследования: психологические условия развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля, средствами психологических профилактических мер. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обеспечение профилактики эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля будет более эффективным, если: - выявлены основные психологические условия, оптимизирующие процесс развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля; - научно обоснована структура и содержание теоретической модели и программы психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. Для доказательства выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить подходы к исследованию проблемы эмоционального выгорания в психологической науке. 2. Провести теоретический анализ условий, причин и этапов возникновения эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. 3. Эмпирически выявить специфику развития структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. 4. Разработать модель и программу психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля, обеспечивающего эффективную профилактику у них эмоционального выгорания. Теоретико-методологическая основа: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин), исследования эмоционального выгорания и эмоциональных реакций (В. В. Бойко, Л. М. Аболин, М. В. Барабанова, Н. Е. Водопьянова, Г. Селье, В. Е. Орел, Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова, Ильин Е. П.), исследования эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля (М. М. Авхименко). Методы исследования: общетеоретические - анализ, обобщение и интерпретация литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы, направленные на изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля (методика диагностики нейродинамического уровня интегральной индивидуальности Методика диагностики структуры (А. И. Щебетенко), методика исследования СЖО (Д. А. Леонтьева), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), методика исследования эмоционального выгорания (В. В. Бойко); математическая и статистическая обработка данных. Организация исследования: исследование проводилось в ГБУЗ СК «Кисловодская Психиатрическая Больница». В исследовании принимали участие 20 сотрудников (младший и средний персонал) и в МБЛПУ «Малокарачаевская центральная районная больница» Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской республики. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап включает работу с теоретическим материалом и литературой по теме эмоционального выгорания и экспериментальными данными других исследований, построение плана исследования, включая постановку цели, задач и гипотезы, определение методологической основы, а также изучение базы исследования. На втором этапе подбирался методический инструментарий и проводилось исследование трех уровней интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и сотрудников медицинского учреждения (общий профиль), проводилась обработка и анализ полученных данных. Также на данном этапе разрабатывалась теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. Третий этап включает обобщение и интерпретацию результатов исследования, формулировку выводов исследования, составление программы психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и оформление рукописи ВКР. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для улучшения работы сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля, так как на их основе могут быть созданы различные программы по снижению уровня и профилактике эмоционального выгорания. Также результаты данного исследования можно использовать в образовательной сфере – на семинарских или практических занятиях – и в деятельности психологической службы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют и расширяют знания в сфере профессиональной деятельности врачей-психиатров. Эта область является не достаточно изученной. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались комплексным применением апробированных в психологии методов исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; использованием математико-статистических процедур количественной обработки данных (t-критерий Стъюдента, корреляционный анализ); соблюдением основных методологических принципов психологической науки; интеграцией различных подходов к решению поставленных целей и задач; структурой, содержательной целостностью, логичностью изложения материала.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |