КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Целевой блок
Теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля Психологические условия эффективной профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля Исследование индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля Несмотря на то, что морально-этические аспекты психиатрической деятельности являются крайне сложными и не всегда очевидными, а обучение им представляет большие трудности, важно понимать, что ядром морально-этического аспекта в психиатрии остается ценность жизни, которая включает врачебный долг, справедливость, следование принципу «не навреди», сохранение врачебной тайны. Из сказанного следует вывод, что работа в психиатрии в силу специфики обусловливает необходимость в таких качествах сотрудников, как эмоциональная и психическая устойчивость, терпимость, сострадание, гуманность, сопереживание, которые отдельными авторами выделяются как совершенно необходимые профессионально-важные качества. В соответствии с исторически сложившейся традицией российский врач-психиатр, который в отличие от своих зарубежных коллег является центральной фигурой в диагностическом и терапевтическом процессе, обязан работать не только с самим больным, его близкими и иным окружением, но и представителями многих государственных организаций, учреждений, общественных объединений и др. При этом необходимо заметить, что в силу недостаточного развития в нашей стране системы социальной помощи и поддержки психически больных подавляющее число психиатров до сих пор вынуждены оказывать своим подопечным многие виды социальной помощи. В связи с этим успешность решения многих этических, правовых, социальных проблем, возникающих у больных и членов их семей, вопросов предоставления льгот, восстановления трудового статуса больных, преодоления их стигматизации в обществе и др., во многом определяется уровнем компетенции психиатра в смежных с психиатрией дисциплинах (юриспруденция, трудовое и иное законодательство, социология и др. Особенности работы медицинского психолога в психиатрии связаны в первую очередь с организационной составляющей. При организации медико-психологической помощи в настоящее время используются две основные модели. В первом, более традиционном, случае медицинские психологи включены в коллективы разных подразделений психиатрических стационаров и диспансеров и подчиняются руководителям этих подразделений. Положительной стороной подобной организации работы медицинских психологов является возможность проявления более глубокого внимания к специфике того или иного подразделения и находящемуся в нем контингенту больных, более тесному контакту с врачами. Однако основным недостатком этой модели является то, что в указанном случае задачи психолога часто сводятся к выполнению лишь диагностических задач и редкому привлечению медицинского психолога ко всему комплексу терапевтических и реабилитационных мероприятий. При таком подходе практически невозможной становится разработка общих принципов проведения лечения с учетом психологических требований. Второй моделью организации работы медицинских психологов в психиатрическом учреждении является создание специального психологического подразделения — отделения клинической (медицинской) психологии или лаборатории клинической (медицинской) психологии. При такой модели организации основной, наиболее существенный недостаток связан со сложностью интеграции медицинского психолога в работу того или иного подразделения психиатрического учреждения. В современной системе психиатрической помощи решение многих социальных проблем больных возложено на социальных работников разного уровня. Перед работниками данной категории стоит широкий круг задач по организации в психиатрических стационарах терапевтической среды, режима открытых дверей, системы домашних отпусков, решению многих социальных, правовых, этических проблем больных и членов их семей. В их обязанности также входит работа по интеграции больных в общество, изменению общественного мнения о психически больных и психиатрии, привлечению внимания государственных, общественных и иных структур к нуждам и запросам больных. Важной составной частью работы сотрудников этого реабилитационного звена помощи должно быть вселение в больного надежды, оптимистичного настроя, который позволяет ему в течение длительного времени поддерживать уверенность в благоприятном исходе лечения. Одно из центральных мест в деятельности психиатрического коллектива, которому многие известные отечественные клиницисты всегда придавали большое значение, занимает работа медицинской сестры. Медицинская сестра любого психиатрического учреждения — специалист, который находится в постоянном контакте с пациентами в течение достаточно продолжительного времени. Наряду со своими прямыми обязанностями по выполнению врачебных назначений, наблюдению за больными, ведению сестринской документации, медсестра ведет огромную работу по созданию комфортной для пациентов атмосферы, поддержанию контакта с другими специалистами, родственниками и окружением больного, обеспечению своевременного и качественного обследования и комплексного лечения и др. Медицинская сестра является своего рода проводником врачебной тактики ведения больных. В зарубежной практике рамки профессиональной деятельности медицинских сестер в психиатрии по сравнению с отечественными традициями в значительной мере расширены. Медсестра является реальным помощником врача-психиатра или иного специалиста с высшим образованием, принимает активное участие в диагностическом и лечебном процессе, выполняет роль специалиста, разделяющего ответственность за создание атмосферы, в которой вся деятельность и поведение направлены на терапевтический уход за пациентом, выступает в роли консультанта или педагога, защитника и представителя прав и интересов пациента, просветителя, выполняющего образовательную работу с пациентами и членами их семей, участника исследовательского процесса и лица, внедряющего результаты исследований в практику. При наличии соответствующей подготовки медицинские сестры исполняют обязанности администраторов служб охраны психического здоровья, специальных психиатрических программ, педагогов, обучающих и воспитывающих менее опытных медицинских сестер, другой персонал и проч. Необходимо заметить, что в последнее время функции медицинских сестер в отечественной психиатрии также значительно расширены. Например, в Калининградской городской психиатрической больнице была выделена группа медицинских работников, которые занимаются организацией досуга и занятости больных. Медсестрами по реабилитации осуществляется ведение группы пациентов из 5—8 человек с наиболее выраженными психическими расстройствами. В их функциональные обязанности входит осуществление квалифицированного медицинского наблюдения за особенностями поведения пациентов и ранними признаками изменения в их состоянии; применение приемов психокоррекционной и психотерапевтической работы во вверенной группе пациентов в групповой и индивидуальной форме; обучение пациентов навыкам и приемам бытового самообслуживания, выполнения санитарно-гигиенических требований, элементарной трудовой деятельности; формирование социально направленных интересов, стимуляции расширения общего кругозора пациентов и повышение их общеобразовательного уровня. Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами-психиатрами и медицинскими сестрами имеют особый статус, который наиболее отчетливо проявляется в рамках стационарных учреждений и при лечении лиц с серьезными психическими расстройствами, когда врач и медсестра являются доминантной парой, влияющей на другие междисциплинарные взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что в работе медсестер существует круг проблем, связанных с возникновением ощущения профессиональной нереализованности, чрезмерной нагрузкой, недостаточной статусностью профессии, отсутствием специализированного обучения для работы в психиатрии и др. Изучение индивидуально-психологических аспектов личности специалиста, работающего в психиатрии, актуально в связи с широким внедрением в психиатрическую практику психологического и психотерапевтического методов, в соответствии с которыми важно не только использование специальных техник и методик в работе с пациентами, но и личностные характеристики специалиста. В отдельных работах приводится список характеристик, присущих «хорошему доктору» или «идеальной медицинской сестре». Так В.А. Ташлыков отмечает, что для пациентов с невротическими расстройствами «идеальным врачом» является доктор со следующими качествами: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора. По мнению других специалистов, значимыми характеристиками являются теплота, доброжелательность, надежность, искренность, дружелюбие, общительность, вежливость, жизнерадостность, терпеливость, ответственность, аккуратность и др. Вместе с тем, очевидно, что в психиатрии для обеспечения взаимопонимания, доверительных отношений с психически больными, осуществления возможности планирования и реализации поставленных задач с их родственниками и др. необходимо развитие такой способности, как коммуникативная компетентность. По мнению Б.Д. Карвасарского, она включает следующие характеристики: эмпатию, как психологическое качество, обеспечивающее адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «специалист—пациент»; аффилиацию, обозначающую потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними; эмоциональную стабильность, уравновешенность, которая помогает во взаимоотношениях с больными избегать психологических срывов, конфликтов; сенситивность к отвержению, которая характеризуется способностью воспринимать негативное отношение окружающих, в частности пациентов, могущее возникать на определенных этапах лечения. Кроме того, автором выделяются и психологические особенности, которые снижают коммуникативную компетентность: тревожность, депрессивность, интровертированность. В практической работе врачей-психиатров и медицинских психологов особое внимание уделяется способности к рефлексии, которая обозначает внимание к реальному субъективному миру больного, стремление понять, вникнуть в него, постичь истоки и психические механизмы болезненных переживаний, что и позволяет воспринимать больного как личность. По мнению С.Б. Семичова, с помощью рефлексии у специалиста появляется возможность выявления таких вненозологических факторов у своего пациента, которые способны определять течение и исход заболевания, иногда в большей мере, чем присущие болезни биологические закономерности. Такое умение понять мир переживаний больного и их истоки является важной задачей в дополнение к традиционному клиническому анализу и дает возможность направленной лечебной и профилактической коррекции внутренней картины болезни, морбидного сознания больного. Важно также учитывать, что в лечебном процессе возникают предметно-рефлексивные отношения между врачом и пациентом, которые влияют как на терапевтическую деятельность врача, так и процесс лечения пациента. Известно, что одним из наиболее дискуссионных вопросов врачебной практики является феномен интуиции, который вызывает большие дискуссии среди не только врачей, но и представителей других дисциплин. Тем не менее большинство авторов настаивают на необходимости ее использования в медицинской практике, поскольку с помощью интуиции можно постичь то, что отличает одного больного от других, способствует формированию представления о его индивидуальности. Такую постановку вопроса, видимо, в равной мере можно использовать и в психиатрической практике. Профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует развития клинического мышления. Это понятие включает умение видеть, оценивать, определять лечебно-диагностическую проблему, учитывать все многообразие клинической картины, прогнозировать дальнейшее течение заболевания, предвосхищая возможные варианты развития болезни и др. Для работающих в психиатрических учреждениях сотрудников, вне зависимости от их профиля и специализации, актуальным является и вопрос темперамента, определяемого отдельными авторами как «общая активность», которая предполагает взаимодействие человека с окружающей физической и социальной средой. Очевидно, что работа в условиях повышенных физических и психических нагрузок требует хорошей личностной выносливости. Работающие в психиатрии специалисты для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности должны обладать высокой активностью в течение всего рабочего дня, осуществлять контроль за происходящими вокруг событиями, гибко реагировать на различного рода изменения, которые происходят в окружении психически больных и среди коллег по работе. Проявления темперамента в моторной сфере приобретают решающее значение для среднего и младшего медицинского персонала, как правило, имеющего повышенные физические и психические нагрузки. К этим проявлениям относятся темп, быстрота, ритм и общее количество совершаемых движений. В отдельных работах, посвященных определению профессионально значимых качеств в структуре субъектных свойств врача, к важным проявлениям эмоциональной стороны темперамента отнесена эмоциональная толерантность. При этом имеется в виду способность специалиста в условиях принятия ответственных решений, кризисных ситуаций владеть собственными эмоциями, проявлять уравновешенность, сохранять уверенность, контроль за своими реакциями, поведением и др. Применительно к врачебной практике выделяется понятие коммуникативной толерантности, т.е. способности врача переносить субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, чуждые стерео-типы мышления. Одним из важнейших качеств врача-психиатра является характеристика его личности. Согласно А.Г. Асмолову, быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ. К.К. Платонов в рамках типологических особенностей врача особо выделяет его профессиональную направленность, отмечая, что к его наиболее типичным жизненным позициям можно отнести следующие: врач, как личность социально активная, инициативная, энергичная, в коллективе выступает как лидер, успешно выполняет основные социальные роли; врач добросовестно работает, нравственно воспитан, ориентирован на профессиональную деятельность, но в силу отсутствия ряда характеристик своей личности беспомощен в реализации других социальных ролей; врач с конформистской направленностью, который находится во власти стереотипов и догматического мышления, работает «постольку-поскольку»; врач с преобладанием потребительской направленности, ориентированный на ориентацию материально-бытовых ценностей в ущерб духовным. В характеристике личности врача большое значение придается его нравственно-психологическим особенностям с учетом ценностных ориентаций. Личностные особенности врача-психиатра оказывают существенное влияние на создание эффективного взаимодействия в диаде «врач—пациент», являются основой возникновения доверия между врачом и боль-ным. Согласно L. Mosher и L. Burti, для успешной работы психиатру требуется сильное чувство «Я» (способность сохранять душевное равновесие в ситуации неопределенности), отсутствие предубежденности (позиция принятия и неосуждения), терпеливость и ненавязчивость, ориентация на решение проблем, гибкость, эмпатия, оптимизм, твердость, чувство юмора, скромность. Процесс лечения, его стратегия, динамика, результат во многом, определяются системой представлений врача-психиатра о нормах и ценностях жизни человека. В психотерапевтическом процессе важной является личная позиция врача, его трудности, личные потребности и проблемы, собственный образ, которые становятся одним из «терапевтических инструментов» лечения. Интересный аспект личности специалиста в психиатрии может быть представлен в контексте книги известного историка Л. Гумилева, в которой многие действия и поступки отдельных лиц объяснены с позиций пассионарной теории этногенеза. Согласно автору, личность может рассматриваться как отражение общественных тенденций (экономические, политические, социальные), как индикатор состояния общества в целом (репрессивное нравственное, безнравственное), с другой стороны, эта же личность может оказывать определенное влияние на само общество. Руководствуясь в своей профессиональной деятельности законами этики и деонтологии, работающий в психиатрии специалист способствует развитию гуманности общества в целом, так как развивает способность к сопереживанию, оказанию помощи, поддержке нуждающимся людям. Указанный подход, оценивающий вклад личности в общий прогресс, развитие государства, общества и цивилизации, имеет важнейшее значение для всей психиатрии. В качестве профессионально важных качеств сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля выделяются индивидуальные способности, характер, темперамент и иные личностные качества, имеющие большое значение для организации эффективной профессиональной деятельности. Вместе с тем сведения по этой проблеме представляют собой, главным образом, набор фрагментарных характеристик, среди которых невозможно выделить основные, типичные для какой-то конкретной профессиональной группы или универсальные для всей категории работающих в психиатрии специалистов. Значительное место в характеристике профессиональной деятельности врача-психиатра отводится социальным факторам. При принятии тех или иных решений психиатры должны учитывать текущие события и условия социальной среды. Социальные представления психиатров заключены во взглядах, привитых им в процессе профессиональной подготовки, по каналам государственной политики, в соответствии с теоретическими представлениями, научным восприятием своей профессии, экономическими и организационными рамками практической деятельности. Вопросы анализа образа сотрудника психиатрической службы в условиях определенного социального контекста возникают в соответствии с тем, что врач, осуществляя свою профессиональную деятельность, имеет дело с социально функционирующей личностью, и подчас ему приходится решать не только врачебные, но, как уже отмечалось в других разделах этой работы, и социальные вопросы. Необходимо отметить, что сотрудник психиатрической службы в своей деятельности не только находится под воздействием социальной среды, но он сам оказывает на нее влияние. В работе Л.Я. Серебрийской, исследовавшей факторы стигматизации психических больных, указывается на то, что врачи-психиатры, обладающие наибольшими, по сравнению со всем остальным населением, знаниями в области психиатрии, нередко сами выступают стигматизаторами. В контексте сказанного важными являются данные S. Lawrie, который выявил жалобы пациентов психиатрического стационара на то, что врачи стигматизируют их в большей степени, чем представители какой-либо другой социальной группы. Как следует из упоминавшегося выше Кодекса профессиональной этики психиатра, утвержденного в 1993 г. Российским обществом психиатров, профессиональная этика требует от психиатра определенной социальной ответственности при вынесении заключений о состоянии психического здоровья обследуемых лиц, так как в психиатрии врач имеет дело с социально функционирующей личностью, в понятие патологии которой входят ее деформированные социальные отношения, а диагноз психического расстройства несет негативную социально-этическую нагрузку. Говоря об анализе социальных аспектов в деятельности работника психиатрической службы, следует еще раз подчеркнуть, что эта проблема крайне актуальна для всех категорий работающих в психиатрии специалистов, в связи с чем требует дальнейшего изучения и углубленного анализа. Не меньшее значение в характеристике деятельности специалиста современной психиатрической службы имеют экономические аспекты. В последнее время стало очевидным, что в современном обществе проблемы экономического характера все больше интегрируются во все сферы деятельности человека, учреждений, государства и общества. В этих условиях деятельность современных психиатрических служб, учреждений и их работников также не может полноценно функционировать без учета новых экономических отношений. В серии работ сотрудников Центра по изучению систем поддержки психического здоровья Научного центра психического здоровья РАМН доказана важность развития нового направления в психиатрии — экономики психического здоровья, в соответствии с которой разработана методика определения масштаба урона, прямых и косвенных потерь, обусловленных различными видами психической патологии, определен оптимальный объем финансирования психиатрических служб, намечены пути снижения бремени последствий психических заболеваний. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие профессионально важные качества работника медицинского учреждения психиатрического профиля: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора, умение видеть, оценивать, определять лечебно-диагностическую проблему, учитывать все многообразие клинической картины, прогнозировать дальнейшее течение заболевания, предвосхищая возможные варианты развития болезни, высокая активность в течение всего рабочего дня, коммуникативная компетентность (включает эмпатию, аффилиацию, эмоциональную стабильность, сенситивность к отвержению). По мнению других специалистов, значимыми характеристиками являются теплота, доброжелательность, надежность, искренность, дружелюбие, общительность, вежливость, жизнерадостность, терпеливость, ответственность, аккуратность и др. Качествами, мешающими освоению данной профессии, являются интровертированность, высокая тревожность и депрессивность. Согласно профессиограмме профессиональными вредностями являются: большая ответственность за здоровье и состояние больных, сильное эмоциональное напряжение. Когда эмоциональное выгорание достигает высокого уровня, наблюдаются следующие профессиональные деформации: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких; навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации); консультирование окружающих; принятие роли «учителя»; излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности; Idea fixe — «работа над собой»; рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту; пресыщение общением; эмоциональная холодность; цинизм. Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, условно можно разделить на две группы: индивидуальные и организационные (внешние). К индивидуальным (внутренним) факторам относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность. Организационные (внешние) факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), включают в себя: рабочие перегрузки, дефицит времени, большое число пациентов, неадекватное руководство, отсутствие профессиональной и личной поддержки, недостаточная профессиональная подготовка. Существуют определенные личностные свойства, которые относятся к профессионально важным качествам для сотрудников психиатрической клиники. К примеру, ответственность, коммуникабельность, терпеливость, умение поддерживать высокую работоспособность в течение всего рабочего дня. На эмоциональное выгорание влияют факторы как межличностного, так и экономического и организационного характера. Выделяются также и профессиональные вредности, такие, как высокая ответственность за больных и высокая эмоциональная нагрузка.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Как показал проведенный анализ, вопрос об эмоциональном выгорании работников социальных сфер, в особенности психиатрической и медицинской, остро стоит перед исследователями. Профилактика эмоционального выгорания может быть первичной и вторичной. Первичная направлена на предупреждение развития выгорания, вторичная – на проведение мероприятий по как можно более раннему выявлению этого процесса и ограничению дальнейшего его развития. К сожалению, профилактических программ, содержащих необходимые методики и упражнения, недостаточно. Можно выделить следующие пункты профилактической работы с медицинским персоналом: 1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации. 2. Создание комнат “психологической разгрузки” в лечебных учреждениях для медперсонала. 3. Организация работы клинического психолога. 4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. 5. Организация наставничества. 6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги. 7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем. 8. Проведение групповых методов работы – тренингов, антистрессовых программ. 9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов. 10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение. 11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний. Среди условий успешного применения профилактики эмоционального выгорания выделяются: - своевременное выявление симптомов выгорания. Это позволит не просто снизить последствия, но и предупредить дальнейшее развитие. Среди таких симптомов можно выделить: чувство «загнанности в клетку», расширение сферы экономии эмоций, тревога и депрессия, неадекватное эмоциональное реагирование, личностная отстраненность и психосоматические нарушения. Если наблюдаются вышеописанные симптомы, то можно говорить о наличие эмоционального выгорания на определенной фазе. Для своевременного выявления необходим мониторинг психоэмоционального состояния сотрудников учреждения. - адекватно подобранный диагностический инструментарий. Мониторинг должен быть основан на методическом инструментарии, соответствующем конкретной цели – выявление наличия и уровня эмоционального выгорания работников. Показателем к проведению исследования будет присутствие критериев, описанных нами в предыдущем пункте. - выработка ответственного отношения к собственному психическому состоянию и информирование о возможных негативных последствиях работы в конкретной области. Это условие является одним из самых главных, поскольку работники часто не рассчитывают свои силы, работают на износ и не замечают, как постепенно работа перестает приносить удовольствие и работоспособность снижается, возникают конфликты между сотрудниками, «не хватает сил» поддерживать терапевтический контакт с пациентами. Информирование о том, как правильно распределять свое рабочее и свободное время, организовать рабочую обстановку и о причинах, факторах, фазах и последствиях эмоционального выгорания поможет снизить риск его развития и сохранить психическое равновесие сотрудников медицинского учреждения. - учет особенностей каждой профессии и взаимодействия между ними в рамках психиатрической клиники. В структуре учреждения работают разные специалисты – младший, средний и старший медицинский персонал. Специфика деятельности каждого существенно различается – по уровню ответственности, требований к личности и образованию, а также рабочими обязанностями. На этой почве часто возникают конфликты, которые также играю не последнюю роль в развитии выгорания, поэтому этот фактор нужно учитывать. - систематичность в профилактике эмоционального выгорания. Постоянный мониторинг и систематическое проведение профилактической работы по снижению и предупреждению выгорания, сплочению рабочего коллектива, подключению психических ресурсов – главные условия профилактики, так как без систематичности не будет никаких результатов, подобные мероприятия будут вызывать у персонала пренебрежительное негативное отношение. - использование научно обоснованных методов и форм психокоррекционного воздействия. Надежность, валидность и стандартизованность – главные характеристики методик. Каждая методика должна соответствовать этим трем свойствам, иначе она не только не принесет пользу, но может причинить вред. Все условия взаимосвязаны, без соблюдения какого-либо из них значительно снижает результативность профилактической программы. Например, неадекватно подобранный инструментарий не принесет ожидаемых результатов, даже если персонал нацелен на поддержание здоровой атмосферы на работе и на свое психическое благополучие. Таким образом, мы рассмотрели причины, факторы, фазы и последствия эмоционального выгорания, профессионально важные качества сотрудников медицинского учреждения психиатрического и общего профиля, а также условия профилактики выгорания и теперь можем перейти к непосредственной программе профилактики. Теоретическая модель психологического сопровождения разрабатывается для обобщения теоретических знаний по определенной теме и их сочетанием с практическими целями. Создание теоретической модели является эффективным средством, позволяющим проверить истинность и полноту теоретических представлений в различных сферах знаний. Данная теоретическая модель содержит основные компоненты психологического сопровождения: цели, принципы, набор методов реализации и содержания сопровождения. Теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля состоит из трех блоков: целевой юлок раскрывает цель и методологические принципы; содержательный блок включает субъектов взаимодействия, направления психологического сопровождения и программу психологической профилактики эмоционального выгорания; технологический компонент отражает формы, методы и средства практической реализации психологического сопровождения. Цель: организация психологического сопровождения по нормализации разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. В качестве методологического обоснования модели выделяются психологические принципы. Таковыми являются принципы: гуманизма, системности, субъект-субъектных отношений, комплексности методов психологического воздействия, добровольности, субъектно-деятельного подхода. Принцип гуманизма заключается в отношении к человеку как к самоценности, творческому и стремящемуся к самоактуализации и самовыражению субъекту. С ним тесно связан принцип системности, так как он предполагает рассмотрение человеческой психики во всей ее многосложности и полноте, взаимосвязанности компонентов и многочисленности их связей. Принцип комплексности обеспечивает использование всего разнообразия психологических методов для более эффективной работы с сотрудниками медицинского учреждения психиатрического профиля. Принцип добровольности подразумевает предоставление свободы решений и самостоятельности субъектов в созидании собственной жизни. Субъектно-деятельностный принцип имеет две стороны: первая относится к личности, ответственной за свое психическое и физическое здоровье, вторая – ориентирование на конкретную деятельность, актуальную для субъекта.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |