Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль Пушкина в развитии языка




Роль Ломоносова в развитии языка.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – великий деятель русской культуры, поэт и учёный, решивший в области языка важнейшую задачу своего времени: задачу установления разумного соотношения средств книжной и разговорной речи в различных жанрах русской письменности.

В теоретических трудах и в литературно-художественных произведениях М.В.Ломоносова преодолевается архаичность речевых средств литературной традиции, закладываются основы системы литературных норм, которая ориентируется на выразительные средства языка русского народа. Устное и книжное слово возводится Ломоносовым в ранг словесного искусства. «Российская грамматика» (наставления о человеческом слове вообще, о чтении и правописании Российском, о имени, о глаголе и другие) и руководства по красноречию реализуют теоретические позиции Ломоносова и содействуют упрочению литературно-нормированной речи.

В лингвистических трудах Ломоносова поучает теоретическое обоснование истинное направление в развитии речевой культуры русского народа. Учитывая наметившееся к началу 18 века противопоставление высокого («красного», риторического) и низкого («подлого») в различных жанрах письменности, он выдвигает знаменитое учение о «трёх стилях».

Стилистическая теория Ломоносова строится на основе речи русского народа: книжно-риторическое, обиходно-разговорное, нейтральное, просторечное как разновидности средств выражения обретают стилистическую значимость в контекстах жанрово-маркированных подсистем (стилей) русского литературного языка.

Стилистическая система М.В.Ломоносова устраняла противопоставление прежних типов литературного языка (славянизированного, церковнокнижного и обиходного, разговорного), а также содействовала осознанию стилевых контекстов как экспрессивно значимых форм единой русской речи.

Язык поэтических произведений М.В.Л. даёт наглядное представление о своеобразии речевых средств, присущих высокому(ода, трагедия, эпопея), среднему и низкому(басня, комедия, сатира) стилям литературного языка эпохи классицизма (идея рационализма, произведение строится на основе строгих канонов).

А.С.Пушкин (1799-1837) – родоначальник русской классической литературы, основоположник СРЛЯ.

В языке его нашли наиболее полное выражение характерные свойства русского языка как национально-культурного достояния русского народа.

В сферу литературно-художественного творчества вовлекаются жизнеспособные и наиболее выразительные средства разговорной, простонародной (крестьянской, мещанской) и книжной речи, поэтому литературный язык в произведениях Пушкина обретает истинно русский облик, - естественную живость, гибкость, благозвучность и удивительную изобразительность.

В языке произведений А.С.Пушкина нашли своё разрешение все противоречия, имевшие место в развитии РЛЯ на рубеже 18-19 столетий. В языке его произведений удачно сочетаются, гармонично объединяются лексические и грамматические средства, которые в языке писателей предшествующего времени рассматривались как несовместимые: высокие и низкие, риторические и обиходно-бытовые, поэтические и прозаические.

Средства языка книжно-славянской письменности квалифицируются как необходимая составная часть литературной речи; при этом они весьма осторожно вводятся в различные типы литературного повествования.

Живая, разговорная речь широких слоев русского народа становится важным источником обогащения различных форм литературно-художественного выражения. Общерусские слова и обороты речи, обладающие предметно смысловой определенностью и яркостью, включаются в общелитературный контекст и удачно смешиваются с элементами книжной речи. Выразительные средства русской, обиходно-бытовой речи получают доступ в сферу литературно-художественной речи и тем самым оказывают благотворное воздействие на все стороны сложного процесса, предопределяющего более высокий уровень демократизации литературного языка.

В языке произведений А.С.П. формируется новая система стилей литературного языка, опирающаяся на систему литературных норм национальной речи: как письменной, так и устной, разговорной.

Пушкин обратил внимание на важность литературной обработки языка науки, политики, философии, то есть функциональных разновидностей общелитературного языка. Язык науки, философии, публицистики подвергнется дальнейшей обработке в произведениях Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского и мастеров художественного и публицистического слова второй половины 19 века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.