КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Постоянными заказчиками являются: РАО «Газпром»,РАО «ЕЭС России», ФГУП ВЭО «Технопромэкспорт», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «Юкос», ОАО «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «Транснефть», ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Московский метрополитен». А также другие предприятия нефтегазовой промышленности и энергетики. Маркетинговая политика ЗАО «ЧЭАЗ» строится на основе индивидуального подхода к каждому клиенту и предоставления максимального полного комплекса услуг, стабильных партнёрских отношений и формирования приверженности клиента фирме. Конкуренты: ООО «ЧЗЭМИ», ЗАО «ЭНЕРГОМАШ», ГУП УЧРЕЖДЕНИЯ УЮ-400/2 ГУИН МИНЮСТА РОССИИ, ООО НПФ ЭНЕРГОКОМПЛЕКС, НЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОЩИТ» (ОАО), ООО «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОЕ УПП ВОС», ООО «ФИРМА «РИКОМ» и т.д. Партнеры-поставщики: ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы», ЗАО «Мосэлектрощит», ЗАО «Дивногорский завод низковольтных автоматов», ЗАО «АЛТТРАНС», ЗАО «УЭТМ-УГМ», ЗАО «Шнейдер Электрик», ЗАО «ЭлеСи», ООО «РОСЭНЕРГОТРАНС», ЗАО «Электроприбор», ООО «Матик-электро», ООО «Энергомера Плюс», ООО «НПП «Измерительные технологии СПб»и т.д. Партнеры-потребители: Филиал ЗАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго», ЗАО «Дагэнерго»,ЗАО «Янтарьэнерго», ЗАО «Нурэнерго», ЗАО «Иркутскэнерго», ЗАО «Кубаньэнерго», ЗАО «Чувашская генерирующая компания», ЗАО «Ульяновскэнерго» и т.д. Конкуренты ЗАО «ЧЭАЗ». Фирма «АВВ Реле – Чебоксары» - это растущий конкурент ЗАО «ЧЭАЗ», сотрудничество с которым в области новых разработок исключено. Но эта фирма имеет собственные недостатки: отсутствие активной стратегии продаж и способной для этого команды продавцов. По релейной защите позиция ЗАО «ЧЭАЗ» ухудшилась вследствие деятельности фирмы «АВВ Реле – Чебоксары». Фирма увеличила поставки SPAC 801 до 200 штук в квартал для нефтегазовой отрасли, Самарскому и Московскому «Электрощиту». Это привело к уменьшению заказов на реле защиты и комплекты защиты производства ЗАО «ЧЭАЗ».
Кроме того, РАО «ЕЭС России» рекомендовало всем своим подразделениям закупать оборудование у таких фирм как «АВВ», «Siemens», «Мехатроника» (г. Санкт-Петербург), которые являются пока основными производителями микропроцессорной релейной защиты. Фирма «Мехатроника» – новый производитель электротехнической продукции, представляет достаточно большую угрозу для сбыта релейной защиты ЗАО «ЧЭАЗ». В случае агрессивной сбытовой политики, интенсивного продвижения товара на рынок, она очень быстро займет позиции ЗАО «ЧЭАЗ» на российском рынке. Все это неизбежно ведет к тому, что продукция завода в скором будущем останется невостребованной. Рисунок 2.1- Многоугольник конкурентоспособности Из проведенного анализа видно, что ЗАО «ЧЭАЗ» занимает довольно крепкую позицию на рынке, хотя и уступает своим конкурентам по отдельным позициям.
Осуществление внешнеэкономической деятельности на ЗАО «ЧЭАЗ» находится в ведении фирмы «ОЛИМП-ВЭС». Внутризаводская фирма «ОЛИМП-ВЭС» является структурным подразделением ЗАО «ЧЭАЗ». Фирма осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и ЧР, Уставом ЗАО «ЧЭАЗ», Положением о фирме, приказами и распоряжениями руководства ЗАО «ЧЭАЗ». Фирма непосредственно подчиняется генеральному директору ЗАО «ЧЭАЗ». Директор фирмы представляет интересы вверенной ему фирмы в отношении заключения сделок со сторонними предприятиями и организациями, действует от имени ЗАО «ЧЭАЗ» на основании предоставленных ему полномочий. Фирма может быть реорганизована, либо ликвидирована решением Правления ЗАО «ЧЭАЗ». Основные задачи фирмы Олимп-Вэс: - увеличение объема продаж продукции ЗАО «ЧЭАЗ» на экспорт и получение прибыли; - Развитие экспорта товаров и услуг, улучшение его структуры, расширение номенклатуры, повышение качества, - Содействие участию ЗАО в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях, а также принятие непосредственного участия в разработке предложений и подготовке соответствующих документов посовершенствованию экономического и научно - технического сотрудничества (совместных проектах с привлечением иностранных инвестиций). Функции: - Проведение маркетинговых работ с целью успешного продвижения товаров и услуг ЗАО «ЧЭАЗ» на внешний рынок, осуществление внешнеэкономической деятельности ЗАО; - Изучение конъюнктуры товарных рынков по номенклатуре общества и проведение сопоставимых анализов экспортируемой и аналогичной зарубежной продукции; - Выполнение работ, обеспечивающих проведение переговоров и прием иностранных специалистов на ЗАО «ЧЭАЗ»; - Организация и обеспечение делового протокола и этикета при проведении переговоров; - Обеспечение перевода корреспонденции, поступающей в адрес фирмы и руководства ЗАО «ЧЭАЗ». Обеспечение синхронным переводом переговоров с участием иностранных фирм. Перечень зарубежных объектов, на которые поставлялось оборудование ЗАО «ЧЭАЗ» представлено в таблице 1.
Таблица 2.1-Перечень зарубежных объектов, на которые поставлялось оборудование ЗАО «ЧЭАЗ»
В области производства контакторов в СНГ кроме ЗАО «ЧЭАЗ» существует еще один производитель контакторов Каменец – Подольский электромеханический завод (Украина), который оказывает большое влияние на объем продаж вышеназванных изделий ЗАО «ЧЭАЗ». Таблица 2.2-Показатели эффективности использования трудовых ресурсов «ЗАО «ЧЭАЗ» за 2011-2013 года (тыс.руб)
В 2013 году выручка от продаж составила 2848595,00 тыс. руб., себестоимость – 2119591,00 тыс. руб., при наличии трудовых ресурсов в 2578 человек производительность труда составила 982,61тыс. руб., среднемесячная заработная плата по предприятию составила 15 239,00руб. Доля оплаты труда составила 0,69% от выручки и 0,99% от себестоимости.
В 2014 году пo cpaвнeнию c 2013 гoдoм выpучкa пpeдпpиятия увeличилacь нa 420797,00 тыc. pуб. или нa 1,15, ceбecтoимocть увеличилась нa 383642,00 тыc. pуб. или нa 1,18%, тpудoвыe pecуpcы увeличилиcь нa 18 чeлoвeк или нa 0,99%, чтo пpивeлo к увeличeнию зaтpaт нa oплaту тpудa нa 90 699,00 тыc. pуб. или нa 0,38%, и к увeличeнию cpeднeмecячнoй зapaбoтнoй плaты paбoтникoв нa 2 769,00 тыc. pуб. или нa 0,85%, a cpeднeмecячнaя зapaбoтнaя плaтa нa oднoгo paбoтникa увeличилacь нa 1,65 тыc. pуб. или нa 0,85%, a пpoизвoдитeльнocть тpудa выpocлa нa 27,53 тыc. pуб. или нa 0,97%. Пpи этoм дoля oплaты тpудa увeличилacь в выpучкe нa 0,09%, a в ceбecтoимocти нa 0,19%. На любой субъект хозяйственной деятельности оказывает влияние экономическая ситуация в стране. В сложившихся социально-экономических условиях ЗАО «ЧЭАЗ» в точности повторило все этапы развития производственно-хозяйственных отношений страны. За последние три года положение предприятия характеризуется ростом объемов производства и реализации, увеличением объемов прибыли и изменением структуры ее использования (большая часть чистой прибыли стала капитализироваться). Рост объемов промышленного производства сказался на повышении себестоимости произведенной продукции как в 2014, так и в 2013 году, при этом темп ее роста (как и темп роста производства) был значительным в 2014 году и составил 114,8 %; в 2013 году по сравнению с 2012 годом темп снизился до 94 %. Другим немаловажным фактором, повлиявшим на увеличение себестоимости товарной продукции, явилось повышение цен на материалы и комплектующие изделия. Превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выпуска отразилось на снижении рентабельности произведенной продукции. Наряду с этим произошло увеличение затрат на оплату труда и отчислений. Доля затрат на оплату труда увеличилась в связи со следующими факторами: 1) недостаточной работой по анализу и сокращению относительно избыточных работников; 2) образованием новых подразделений общехозяйственного назначения, таких как Инженерно-технический центр, Конструкторско-испытательный центр и ряд других конструкторских разделов по другим направлениям, целью создания которых явилась необходимость обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширения позиций общества путём создания новых современных изделий; 3) изменениями в системе оплаты труда. Увеличение суммы амортизационных отчислений объясняется вводом в эксплуатацию основных средств в 2012 г. в сумме 36 026 тыс. руб. и в 2013 г. в сумме 68 017 тыс. руб. с высокой нормой амортизации. Вследствие перечисленных выше факторов затраты на 1 рубль произведённой продукции в 2012 г. увеличилось на 3,18% (составили 80,79 коп.), а в 2013 г. – на 0,78% (81,42 коп.). В 2014 году величина прибыли, находящейся в распоряжении предприятия, возросла по сравнению с 2013 на 47,84 % и составила 195399 тыс. руб. Основным фактором послужил рост выручки от реализации на 14,7 %, который был обеспечен увеличением физического объема реализованной продукции на и повышением цен на изделия. В таблице 2.3 представлены показатели эффективности использования основных средств за 2014-2013 гг. Наиболее распространённым общим показателем использования капитала является фондоотдача, рассчитываемая по формуле: Фондоотдача = Объем всей выпущенной продукции / Среднегодовая стоимость основных фондов (1) Фондоотдача показывает, сколько готового продукта приходится на 1 рубль основных фондов. Т.е чем значение фондоотдачи выше, тем эффективнее используются на предприятии его основные средства. Соответственно, увеличение показателя в динамике расценивается положительно. Если же имеет место обратная ситуация — это серьезный повод задуматься о причинах нерационального использования имеющегося оборудования. Ведь со временем проблемы могут привести само предприятие к значительным убыткам. Таблица 2.3-Показатели эффективности использования основных средств ЗАО «ЧЭАЗ» за 2013-2014 гг., (тыс. руб.)
Эффективность использования основных фондов определяют также отношением одного из показателей прибыли предприятия (прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, валовая прибыль, чистая прибыль) к средней за год стоимости основных фондов. Этот показатель называют фондорентабельностью. Он отражает величину прибыли, получаемую от использования единицы стоимости основного капитала. Исходя из приведённых в таблице данных можно сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение основного капитала, приходящегося на единицу продаж, рентабельность снижается. Финансовое состояние характеризуется в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия. Рассмотрим сравнительный аналитический баланс ЗАО «ЧЭАЗ» за 2014 – 2013 гг. Главной целью финансовой политики ЗАО «ЧЭАЗ» в анализируемый период являлась реализация инвестиционной программы и улучшение финансового состояния общества, основанное на более эффективном распределении и использовании всех ресурсов предприятия. Из табл. 2.3 видно, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. объем реализации продукции снизился на 6% из-за уменьшения производства и каналов сбыта. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. выручка увеличилась на 15 %, при этом себестоимость в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 2,3 %, а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 18 %. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. прибыль от продаж уменьшилась на 67,2 %, за счет того, что выручка уменьшилась на 6%, а себестоимость увеличилась на 2,3%, в 2014 г.по сравнению с 2013 г. наблюдается увеличение прибыли от продаж на 14 %, что является положительным моментом. Рост себестоимости в 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается за счет увеличении расходов на заработную плату, т.е. повышения среднемесячной заработной платы на 8,2 % и также увеличения цен на поступившие товары от поставщиков. Среднесписочная численность в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилась на 4,7 %, за счет сокращения производственных работников, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшение составляет 18,4%. Производительность труда в 2014 г. увеличилась на 20,7 % и составила сумму 220,12 тыс.руб. за счет совершенствования мотивации трудовой деятельности, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается уменьшение на 8,2 % и составляет сумму 834,4 тыс.руб. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. наблюдается увеличение заработной платы на 8,2 %, а увеличение производительности труда на 20,7%, что является положительным моментов в деятельности предприятия. Рисунок 2.1 Изменение показателей ЗАО "ЧЭАЗ" за 2012-2014 г.г. На рисунке 1показано, как изменялись выручка, себестоимость прибыль от продаж за 2012-2014 годы. Таким образом, в целом можно отметить, что в 2014 г. по сравнению с 2013 г. ЗАО «ЧЭАЗ» вело эффективную финансово-хозяйственную деятельность, так как объем производства в 2013 г. увеличился на 15,8 %. За 2013 г. среднесписочная численность работников возросла на 42 человек, что свидетельствует о том, что ЗАО «ЧЭАЗ» имеет потенциальные возможности для создания рабочих мест. Доля собственного капитала больше доли заемного в валюте баланса, что свидетельствует о финансовой независимости предприятия. Рисунок 2.2- Изменение выручки от реализации и чистой прибыли ЗАО «ЧЭАЗ» Таблица 2.4 - Показатели эффективности использования оборотных средств ЗAO «ЧЭAЗ» зa 2012-2014 гoдa (тыc. pуб.)
Пo cpaвнeнию c 2013 гoдoм cуммa oбopoтныx cpeдcтв умeньшилacь нa 407 192,33 тыc. pуб. или нa 0,22%, гoдoвaя выpучкa увeличилacь нa 89 148,60 тыc. pуб. или нa 0,04%, oднoднeвнaя выpучкa увeличилacь нa 909,21 тыc. pуб., paзмep oбopoтныx cpeдcтв умeньшилcя нa 1 115,6 дня или нa 0,22%, пoкaзaтeль днeвнoй oбopaчивaeмocти умeньшилcя нa 1 414,07 дня и увeличилcя в paзax в 0,46 paзa или нa 0,29% и 0,33% cooтвeтcтвeннo.
Таблица 2.5-Показатели финансовой устойчивости ЗАО «ЧЭАЗ» в 2012-2014 гг.
ЗАО «ЧЭАЗ» обладает достаточной финансовой независимостью, коэффициент автономии за отчетный год увеличился с 0,601 до 0,705, он значительно превышает минимальное пороговое значение 0,05. За отчетный год увеличился коэффициент маневренности собственного капитала с 0,503 до 0,514, превысив рекомендуемое значение 0,15.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |