Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к пониманию индивидуальной помощи в психолого-педагогической литературе




Индивидуальная помощь помогает индивиду решать трудности, создавать такие ситуации в воспитательных организациях, где самораскрытие личности является позитивным, повышается статус, уважение к самому себе, поощрение развития самой личности.

Индивидуальная помощь - это конкретные действия, которые помогут человеку прибрести знания, умения, необходимые для осуществления объективно обусловленного запроса личности в необходимых для существования благах; в развитии индивида как личности, в выборе личностью своей позиции, целей и осуществления в жизни потенциала личности; в преображении самооценки, своих поступков, уважение или неуважение к себе, основанном на объективных достоинствах и успехах индивида и в принятии самого себя таким, какой есть, со всеми минусами и плюсами; в улучшении универсальной операции мышления и в умении усваивать какое – либо качество по отношению к окружающим и себе, к конкретным, коллективным и общественным трудностям; в усовершенствовании чувства принадлежности к своей семье, социальной группе; в выработке плана приспособления и обособления в социуме. [Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса, Соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т. 1. - С. 267-330.]

Обучение не может быть успешным, если не брать во внимание индивидуальные особенности подростков, сложности, испытываемые каждым человеком, различия в степени и темпе усвоения материала. Устанавливается, что наряду с коллективными формами обучения можно применять и обучение, индивидуальное для каждого воспитанника. Одновременно с этим, важно достигнуть оптимального сочетания групповой и индивидуальной работы воспитуемых. Нововведение предшествующих лет связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу.

Рассматривая проблему индивидуальной помощи можно выделить такие подходы:

Возрастной подход – подход, направленный на создание условий для улучшения человека с использованием индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обу­словленных их половозрастным составом. [Мудрик В.А. Социальная педагогика]

Возрастной подход должен быть выстроен так, чтобы можно было разработать условия для оптимального разрешения возрастных задач. Для выработки решения естественно-культурных задач в возрас­тном подходе необходимо сначала создать индивидуальный режим ухода за индивидом в процессе онтогенеза; разработать систему материальных процессов, которые индивид воспринимает с помощью своих органов чувств и систему развития основных движений, найти решения трудностей компен­сации и реабилитации дефектов процесса созревания и изменений отдельных анатомо - физиологических систем организ­ма (особенно для каждого человека); разработка индивидом физического развития; развитие здорового, активного образа жизни на каждом возрастном этапе; прививать положительное отношение к своему телу, оптимальные и реальные идеалы женственности и му­жественности, адекватное восприятие сексуальности индивида.

Помощь индивиду в трудностях социально-психологических задач показывает продуктивным, когда в соответствии с возрастными возможностями и особенностями индивида, руководители-воспитатели направленно развивают рефлексию и обеспечение самоорганизации различных видов психической активности человека, создают условия и стимулируют верное познание себя, личностно-значимые и социально подходящие способы для реализации индивида.

Опираясь на сензитивные периоды человека, нужно научить воспитанника ставить перед собой цели, соответствующие его возрастным задачам и личностным данным, внося в них исправления связанные с изменением временных, объективных и субъективных обстоятельств, научить работать в группе, решать проблемы, выявлять и преодолевать конфликты.

Воспитательные организации имеют большое значение в решении социально - культурных задач, законом определено, что общество и госу­дарство требуют от системы социального воспитания формирование гражданина, который выполняет требования социального и государственного заказа, т.е. человека - труженика, потребителя. Выполняя эти заказы, формируются знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для разрешения социально - культур­ных задач в процессе онтогенеза человека, разрабатываются формы и методы приобщения к социально - культур­ных задачам, формирования отношений индивида к самому себе, к миру в процессе устройства жизне­деятельности разнообразных воспитательных организаций.

Помогая личности в разрешении социально - психологических задач требуется учитывать по возрасту возмож­ности и особенности индивида. Педагог целенаправленно развивает рефлексию и становит определенные показатели индивида, создает подходящие условия для лучшего познания личностью самого себя и подкрепляет стимулы индивида.

Выдающийся отечественный педагог К.Д.Ушинский подготовил крупную методику индивидуального подхода к детям. Одновременно с этим, он высказывает мнение о том, что трудность в процессе индивидуального подхода к ребенку состоит в подаче определенных советов, подчеркивая этим творческий характер разрешения трудностей.

С осторожностью используя наследие педагогики в дореволюционный период, Н.К.Крупская рассматривает развитие личностных качеств индивида как необходимость всестороннего воспитания индивида. «Советское воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность». [Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с] стр.5

Воспитание человека, указывала Н.К.Крупская, способствовало развитию нового направления в индивидуальном подходе к детям, она обращает особое внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыть его индивидуальные способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» [Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с] стр.6

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, -писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения…» [Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с] стр.6

В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» [Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11).] стр.19

 

 

32%-уникальности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.