КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - период завершения детства (с 10-11 до 14-15 лет), период перехода от детства к взрослости. В этом возрасте происходит формирование в учебном процессе у школьников средних классов способности к обращению внимания на самого себя и на своё сознание, на результаты собственной активности. Школьник сравнивая себя со взрослыми и детьми, младшего возраста приходит к выводу, что он уже не ребенок, а почти взрослый. Признавая себя взрослым, подросток хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основными потребностями подростка, с психологической точки зрения, являются: желание общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, потеря различного рода зависимостей от взрослых, признание своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости, с точки зрения психологии, - реакция человека, приходящаяся на период вступления в подростковый период. [Шаповаленко И.В. Возрастная психология] По Эльконину Д.Б., чувство взрослости – новообразование сознания, где подросток отождествляет себя с товарищами и взрослыми, находит эталоны для основного пути обретения индивидом общественно-исторического опыта, выстраивает взаимоотношения с другими людьми, переосмысливает свою деятельность. Изменение материальных процессов и явлений, которые человек воспринимает с помощью своих органов чувств; изменения, относящиеся к физиологии человека; изменения в поведении человека; появление либидо (сексуальное влечение, по З. Фрейду) делают этот период очень важным и сложным и для окружающих, и для самого подростка. К.Левин говорил, что подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не способен вступить в круг взрослых, сталкиваясь с трудностями со стороны действительности, что вызывает у подростков неопределенность ориентиров, планов и целей. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Иногда, подростковый период обозначают как период кризиса, период нормального отклонения, выделяя его сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, подростковый период рассматривает как прочный период во взрослении и выделяет критические периоды (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). В подростковый возраст как ступень психического развития включается выход ребенка на новую позицию в социуме, относящуюся к поиску своего места в обществе. Высокие требования не всегда имеют реалистичное представление о возможностях подростка, что в итоге, приводит к различным конфликтам между подростком и родителями, подростком и учителями. Основным противоречием во взаимоотношениях подростка со взрослыми является отсутствие возможности утвердить себя среди них. Развитие мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового периода заключает в себя: желание быть в среде сверстников; желание занять определенное место в коллективе; стремление к поиску ценностей собственной личности. Во взаимоотношениях со сверстниками происходит повторение разных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к взаимопониманию. В основе ухудшения успеваемости зачастую лежит нарушение общения со сверстниками. В подростковом возрасте, ребенок снимает напряженность в общении с другими детьми, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости. Д.И. Фельдштейну считает, что главным значением в психическом развитии подростков является деятельность, полезная для общества, признаваемая и одобряемая социумом. Общественно полезная деятельность имеется и в младшем возрасте, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется, в 9-10 лет у ребенка появляется стремление к утверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для детей 10-11 лет - получить у других людей оценку своих возможностей. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности дает потребность детям 12-13 лет в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет ребенок уже стремится проявить свои возможности, занять определенную позицию в социуме, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание различных форм общения, здесь с высшая форма общения детей со взрослыми, на основе морального сотрудничества. Стремление подростка занять удобное положение в группе сверстников сопровождается повышенной способностью подстраиваться под нормы поведения и ценности референтной группы, что опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста. Собственно подростковыепсихологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период. Критериями патологичностиповеденческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы ситуации и микрогрупп, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, так как они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия. Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей.Некоторые из них закладываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом возрасте они изменяются, наполняются новым «смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего разнообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способырешения трудностей направлены на активное изменение ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем. Неконструктивные стратегииповедения направлены не на причину проблемы, которая «отодвигается» на задний план, а представляют из себя многообразные формы успокоения и расхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. Считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Стремление противопоставить себя взрослому, выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Современные данные говорят, что отношение подростка к взрослому трудное и имеет несколько смыслов. Ребенок в подростковом возрасте желает признания на равенство между собой и взрослым, и имеет трудности в индивидуальной помощи, защите и поддержке, в оценке подростка. Взрослый имеет большой смысл для ребенка в этом возрасте, так как подросток способен на осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания по отношению ко взрослому, но подросток не принимает сохранения в практической деятельности воспитания детских форм контроля, требований выполнения обязанностей, выраженной опеки. Проблемы с родителями, конфликты с учителями - обычное явление для ребенка 10-15 лет, но сила, резкость проявлений трудностей и конфликтов зависят во многом от взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать тактику по отношению к поведению подростка. Обязательным и необходимым условием хороших взаимоотношений подростка со взрослым является создание в их жизни содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |