КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Методика анализа омонимичных и гибридных словоформ
II. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Речь идет в этом вопросе о принципах классификации слов 1-го структурно-семантического типа. В истории науки о языке известны следующие основные подходы к классификации слов 1 типа: 1.Части речи - лексические категории слов - 111. Балли, в русистике Ю.М.Скребнов: «Части речи ~ это инвариант предметно-логического плана». Т.е. существительные - инварианты предметов, глаголы - действий и т.д. Невозможность осуществления адекватной классификации по этому основанию очевидна, как только мы проанализируем лексическое значение таких существительных, как бег, краснота, боль и др. 2.Части речи - морфологические классы слов. - А.Б. Шапиро, A.M. Мухин. До 1935 г. морфологическая классификация частей речи была представлена в школьных учебниках. Наиболее четко этот принцип классификации представлен в пособии для преподавателей Петерсона М.Н. (1925).
Иллюстративный материал однозначно демонстрирует нежизнеспособность подобной классификации в силу полного пренебрежения к характеру лексического значения слова. В.А. Богородицкий в «Общем курсе русской грамматике» (1935) понимал морфологический принцип несколько шире: «нужно иметь в виду как сторону значения их (частей речи), так и сторону словоизменения, а кроме того, необходимо обращать внимание на соподчинение одних частей речи другим». Попытки морфологической классификации Л.В, Щерба охарактеризовал как «абсолютный тупик, в который заводит классификационная точка зрения». 3.Части речи - грамматические разряды слов (совокупность морфологических и синтаксических признаков) - А.А. Реформатский «Введение в языкознание», действующие учебники под ред. А.Н. Тихонова и Н.М.Шанского В последних как самостоятельные части речи (без оригинальной аргументации) представлены причастия и деепричастия, сделана попытка разграничения междометий и звукоподражательных слов. 4. Части речи - лексико-грамматические разряды слов, которые отличаются друг от друга не только рядом грамматических черт (изменяемость и неизменяемость, способ изменения, парадигматика, синтаксические способы связи с другими словами и синтаксическая функция), но и лексически. Этот подход получил широкую известность благодаря трудам больших ученых: Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, J1.A. Булаховского, В.М. Жирмунского, А.И. Смирницкого, А.В. Исаченко и др. Эта точка зрения исходит из того бесспорного факта, что слово - явление чрезвычайно сложное и многогранное, и различными своими сторонами оно прямо связано со всеми ярусами языка, так что полностью проявляется только в своих разносторонних связях. Кроме того, такой подход позволяет охарактеризовать части речи в неразрывном единстве плана содержания и плана выражения. Слово - носитель лексического, категориального (классификационного), деривационного и грамматических значений. Ни одно из значений не существует в нем изолированно. Читаем у В.В. Виноградова: «В языках такого строя, как русский, нет лексических значений, которые не были бы грамматически оформлены и классифицированы»; «Лексические значения слова подводятся под грамматические категории. Слово представляет собой внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений. Определение лексических значений слова уже включает в себя указания на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения слова то сталкиваются, то сливаются с его лексическими значениями». Лексическое значение - это индивидуальный признак слова. Выражается основой, иногда флексией (в случае лексикализации). Лексическое значение отражает предметы и явления реального мира. В этом смысле лексическим значением обладают все слова. Номинативной же функцией не обладают местоимения, предлоги, союзы и др. Служебные слова напоминают синкретичные морфемы, совмещающие в себе лексические и грамматические значения. Существование синонимов у «маленьких» слов служит доказательством наличия у них собственной лексической семантики - для, ради; когда, едва, разве, ли и т. п. Классификационное (категориальное) значение - это общее для всех слов той или иной части речи значение. От лексического отличается тем, что не является индивидуальным, а представляет собой обобщенное значение всех слов, входящих в один класс. Вещественное и категориальное значения могут совпадать и не совпадать: предмет и предметность, признак и признаковость, действие и процессность. Деривационное или словообразовательное значение свойственно производным словам и раскрывается мотивационными формулами, типа «тот, кто»; «носитель признака»; «признак по действию» и под. Грамматическое значение - значение самых отвлеченных категорий - рода, числа, падежа, наклонения, времени, лица и под. «... слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматические категории»;«... нет формы, присутствие и функции коей узнавались бы иначе, как по смыслу, т.е. по связи с другими словами и с формами в речи и языке» (А. А. Потебня). Итак, учет наличия в одной звуковой оболочке всех названных разнородных значений позволил выделить самый удобный и адекватный реальной жизни языка принцип многопризнаковой основы классификации частей речих Заключается он в учете суммы нескольких признаков: -общность категориального значения -общность парадигматики (наличие одинаковых грамматических категорий одинакового характера, одинаковый набор форм словоизменения); -общность первичных синтаксических функций. Логично добавить к этому перечню и -общность словообразовательных типов, различных у каждой части речи. Кроме этих признаков, В.В. Виноградов выделяет ещё один - различие в способе отражения действительности. Слова разных частей речи по-разному отражают одно и то же явление действительности. Ср.: белый снег, белизна снега, белеет снег, бело от снега-как предмет, как признак, как действие и состояние. Важнейший из названных критериев - синтаксический (В.В. Виноградов называет его первым). Изменение синтаксической функции, закрепление вторичной функции в роли главной ведет к переходу слова из одной части речи в другую (напр., в категорию состояния), или в другой структурно- семантический тип (служебные слова, модальные, междометия). От того, как отражается действительность в слове, зависит характер грамматических категорий, свойственных ему. Важно учитывать различия в природе тех соотносительных и соподчиненных категорий, которые связаны с той или иной частью речи. Чтобы слова связывались в тексте, нужны одинаковые или соотносительные категории, но проявляются они по-разному. Пример - род, число, падеж существительных и подчиненные им те же категории прилагательных. Абсолютизация любого из названных признаков приводит к классификационному тупику. Система частей речи распадается на две большие серии слов, отличающиеся друг от друга степенью номинативной самостоятельности, системами грамматических форм и характером синтаксического употребления (В.В. Виноградов). Это, с одной стороны, имена (существительное, прилагательное, числительное, пережитки местоимений) и глагол, с другой - наречие, возникшее на базе слов первой серии. Движение имен в наречие очень активно и в наше время. Вторичный характер имеет и выделяемая Л.В. Щербой и В.В. Виноградовым новая часть речи - «категория состояния» (см. табл. на с. 41-42, изд. 1972 г.). Все ли знаменательные слова войдут в эти классы? Л.В. Щерба замечает: «..нечего опасаться, что некоторые слова никуда не подойдут - значит, они действительно не подводятся нами ни под какую категорию». 5. Одна из новейших и наиболее гибких классификаций частей речи, представленная в структурно-семантическом направлении современной русистики, выделяет части речи на основе совокупности дифференциальных признаков, среди которых наиболее значимы следующие: -категориальное значение; -лексическое (если есть, в смысле вещественное); -частные грамматические значения; -морфемный состав; членимость; -валентность; -синтаксические функции; -синонимическиеотношения Полным набором дифференциальных признаков обладают не все разряды слое. Служебные слова имеют категориальное и не имеют лексического значения, местоимения занимают промежуточное положение между знаменательными и служебными. У более «молодых» частей речи существенна синтаксическая функция. Такой многоаспектный подход к классификации частей речи представлен в работах А. Я. Баудера, В.В. Бабайцевой. Части речи - это структурно-семантические классы слов, обладающие разным набором дифференциальных признаков, доминирующим среди которых оказывается категориальное значение, свойственное всем без исключения типам слов. Эта классификация позволяет найти место всем словам, в том числе и тем, которые объявляются «вне частей речи» типы слов, такие как коммуникативы, предикативы, релятивы и др. В этой классификации наиболее полное отражение получили явления переходности. Эта классификация очень привлекательна, хотя и наиболее сложная из всех. В ней воплотился, как представляется, один из заветов И.B. Щербы: «К сожалению, жизнь не проста, и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестает учить наблюдать жизнь и её факты, перестает учить вдумываться в ее факты. Важно не то, чтобы дети бойко и без ошибки, по старой или новой системе, классифицировали слова, а важно то, чтобы дети сами подмечали существующие в языке категории, вдумывались в слова, в их смысл и связи». III. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВ 2-го СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ТИПА Служебные слова разграничиваются между собой на основе одного признака - функционального, то есть на основании той роли, которую они выполняют, обслуживая слова 1-го типа. А именно. Предлог выражает зависимость имени существительного (местоимения) от других слов в пределах словосочетания. Предлог формирует словосочетание, являясь средством управления. Союз связывает однородные члены, части сложного предложения и предложения в тексте. Частицы вносят различные оттенки значений в слово, словосочетание, предложение. Гибридные слова: который, что, сколько, где и др. совмещают в себе признаки 1-го и 2-го структурно-семантических типов слов. IV. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧАСТЬ РЕЧИ» И «СЛОВО» Соотношение этих понятий очень важно в понимании проблемы классификации двусторонних единиц языка. Н.М. Шанский отмечает, что «различные слова могут быть словами в различной степени», имея в виду противоположность знаменательных и служебных слов. Признаки слова по Н.М. Шанскому; фонетическая оформленность (наличие не более одного ударения), семантическая валентность (сочетаемость с другими словами), лексико-грамматическая отнесенность (к той или иной части речи), структурная оформленность (непроницаемость, невозможность вставки другого слова). В число признаков не включено указание на функцию. Без учета этого критерия и предлог, и существительное - слова в одинаковой степени - они фонетически оформлены, не несут двух ударений, имеют значение, принадлежат к определенной группе и структурно непроницаемы. Однако различие типов слов с формальной и функциональной сторон не совпадает. Если в формальном отношении знаменательные и служебные слова сопоставимы и могут считаться словами, то в функциональном отношении между ними нет ничего общего. Служебные слова являются выразителями грамматических отношений и в этом смысле выполняют служебную, вспомогательную функцию. Этим они сближаются со служебными морфемами (приставками, суффиксами, окончаниями), выражая словообразовательные и словоизменительные отношения. Ярче всего этот факт подтверждают формообразующие частицы (<самый, всего, более, то, нибудь, либо) и вспомогательный глагол быть, образующие единую грамматическую форму или слово. Что касается различий служебных слов и служебных морфем, то они связаны прежде всего с внешней, формальной стороной. Морфемы занимают строго определенное положение в слове, служебные слова - «подвижные морфемы». Налицо очевидное несоответствие, даже противоречие формально-структурного и функционального аспектов служебного слова. Большинство лингвистов исходит из структурного критерия и на этом основании считают служебные слова словами, хотя с функцией, сходной с функцией морфем. Знаменательно, что в лексикологии эти «слова» не изучаются. В функциональном отношении (для построения связной речи) различия знаменательных и служебных слов имеют первостепенное значение. В.В. Виноградов неоднократно подчеркивал, что частями речи являются только знаменательные слова (1-ый тип), обладающие набором указанных признаков. В школьных учебниках восприятие слова движется от недифференцированного в начальных классах (наша речь состоит из слов, каждое слово - это часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог - это части речи), где прямолинейно соотнесены понятия слова и части речи, к дифференцированному, многоаспектному - в средних классах, где без излишнего усложнения терминологии вводится и выдерживается типология слов: знаменательные части речи, служебные части речи, особая часть речи - междометия. Принцип распределения внутри типов - многопризнаковая основа, три основных признака: что обозначает? Как изменяется? Какую синтаксическую роль выполняет? (для знаменательных слов) и функциональный - для служебных. Для полноты освещения вопроса отметим типы слов, которые часто объявляются «вне частей речи». Естественно, термин «слово» здесь используется также нетерминологично. Это 1) слова да и нет, а также отдельные законченные высказывания типа ага, ладно, точно, конечно, ни в коем случае, ни-ни, исключено, мг (утверд.), мм (отриц.); 2) здравствуй(те), здорово, мое почтение, до свидания, прощай, пока, привет, спасибо, пожалуйста, на здоровье, благодарствую, спокойной (доброй) ночи, с добрым утром, приятного аппетита, ни пуха ни пера и под.; 3) Смирно! Вольно! Марш! Кругом! Направо! Огонь! Товсь! Майна! Вира! 4) если не ошибаюсь, по обычаям того времени, иль это только снится мне? По-видимому, собственно говоря, знать, чего доброго, стало быть, во-первых, во-вторых, мало того и др., к сожалению, к счастью. Новые подходы к классификации частей речи намечены в работах Е.С.Кубряковой, М.В. Панова, М.Ф. Лукина.
V. ЯВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОСТИ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Сравним примеры: Любоваться ночью и Приехать ночью. Во втором примере главным стала не предметность, а признак действия - время. Однако и предметность утратилась не полностью, о чем свидетельствует возможность подстановки прилагательного - поздней. Таким образом, во втором употреблении совмещены дифференциальные признаки разных частей речи ~ существительного и наречия. То же в следующих примерах: Я долго смотрел ему вслед (наречие- предлог); Врачи не разрешали ему курить, он же курил (частица - союз); Погода и вправду испортилась (наречие - модальное слово). То же в союзных словах, причастиях, перешедших в прилагательное и существительное, наречиях, соединяющих однородные члены (затем, потом) и др. Большое количество таких примеров находим в книге В.В. Виноградова, в работах В.В. Бабайцевой. Постепенно накапливаясь и закрепляясь в употреблении, становясь частотными, количественные изменения (употребление в другой роли) переходят в качественные — приобретение признаков другого типа слов. ПРИЧИНЫ явления переходности: По мнению А.Я. Баудера, основная причина - экстралингвистическая. Если бы каждому вновь возникающему понятию, оттенку, признаку надо было найти новое слово, то словарь языка разбух бы неимоверно, утратилась бы коммуникативная сущность языка. «Каждый звуковой комплекс, функционирующий в языке как слово, способен служить материальной оболочкой не одному, а нескольким понятиям, которые реализуются в языке в форме значений слова», - так формулирует В.И. Дегтярев известный принцип асимметрического дуализма языкового знака. Переосмысление языковых средств в силу разных ассоциативных связей для выражения разнообразных оттенков мысли - вот основной экстралингвистический фактор движения слова из одного разряда в другой. Эта причина действует с самого момента возникновения языка. Предпосылки этого явления - семантические. Ведь не все слова переходят из одного разряда в другой, а лишь отдельные, предрасположенные к переходу. Эти предпосылки - многозначность, абстрагированность значения, регулярность употребления в новой роли, переходящая в узуальность. Переходят в другие разряды слова, которые в процессе регулярного употребления развивают многозначность, сопровождающуюся абстрагированием значения. Далее то, что было окказиональным, становится узуальным, обычным. Привычные нам примеры: столовая, учащиеся, несмотря на. СЛЕДСТВИЯ Следствием накопления количественных изменений в результате нового употребления является другой набор дифференциальных признаков или их деформация. Два разных явления возникают как следствие процесса переходности. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОМОНИМИЯ Функциональными омонимами становятся разные лексемы, имеющие одинаковый графический состав, но различный набор дифференциальных признаков в каждом конкретном употреблении, а именно: неодинаковый морфемный состав, неодинаковые парадигмы, совпадающие в начальной форме, разный набор грамматических категорий, разные синтаксические функции, неодинаковую сочетаемость. Таковы печь (глагол и сущ.,) зло (кр. прилаг., сущ., наречие), вокруг (наречие и предлог) и под. Ср.: Поражение было явно (кр. прилаг.); Два подхода различаются явно (наречие); Он явно был балованный слуга ленивого барина (Л.) - мод. сл. СИНКРЕТИЗМ. В результате синкретического совмещения в одной словоформе дифференциальных признаков разных разрядов слов возникают гибридные слова. Например: В лесу я остался один (числит, и наречие одновременно). Часто один и тот же звуковой комплекс может быть и омонимом и гибридным словом. Несколько примеров: Новое платье легко, нарядно (кр. прилаг.); Он танцует легко (наречие); Тебе легко поверить (катег. сост.); Работать с тобой легко - синкретичное слово, обозначающее признак предмета (инфинитив с предметной функцией) и признак действия (работать как?). У слова легко три основных положения и одно промежуточное. Направление процессов переходности «вправо», от слов знаменательных к служебным, модальным и междометиям. Обратного перехода нет. Употребление служебных слов, междометий в позиции подлежащего или дополнения (Надоело твое НО, Далече грянуло ура) это лишь функциональная подмена без приобретения новых дифференциальных признаков. Зная фиксированный набор дифференциальных признаков основных частей речи и проецируя его на конкретное употребление той или иной словоформы, можно с достаточной долей достоверности определять принадлежность её к тому или иному разряду или промежуточное положение (гибридность). Рассуждение может быть построено по следующему плану: -номинативная функция (можно ли задать смысловой вопрос?); -синтаксическая роль (является ли членом предложения? Или для чего служит?); -валентность (вид связи с другими словами или отсутствие такового); -изменяемость; -членимость; -возможность синонимической замены (каким словом или словоформой, статус которых бесспорен, можно заменить данное?); -вывод. ОБРАЗЕЦ 1.Держался он просто, был умен, начитан. 2.Она не просто пришла, явно с какой-то целью. 3.Решение задачи просто. 4.Это просто утверждать, да не просто сделать. 5.Вася просто плакал от огорчения. 6.Нет в этом мире мелочей, просто есть люди внимательные и растяпы. I. - обозначает признак действия (держался как?), -обстоятельство образа действия, -примыкает к глаголу, -не изменяется, -имеет словообразоват. суффикс -о, -признак несуществен, -наречие образа действия. II. - обозначает признак действия (пришла зачем?) -обстоятельство цели, -примыкает к глаголу, -не изменяется, -суффикс -о, -наречие цели. III. - обозначает признак предмета (решение каково?), -именная часть сказуемого в двусост. предп., -согласуется с подл еж. в роде и числе, -изменяется по родам и числам, -вычленяет окончание -о, -можно заменить полной формой, -краткое прилагательное. IV. - обозначает состояние (каково?), -главный член безличного предл., -независимо, -не изменяется, -не членится, -признак несуществен, -слово категории состояния. V. - нет номинативной функции и смыслового вопроса, | не член предложения, вносит усилит, оттенок, -не вступает в связи с др. словами, -не изменяется, -не членится, -даже, -частица усилительная. VI. - нет номинативной функции, - не член предложения, вносит дополнит, оттенок и связывает два простых предложения, -не вступает в связи с др. словами, -не изменяется, -не членится, заменяется противит. союзами но, однако, -частица-союз
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |