Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Методика анализа омонимичных и гибридных словоформ




II. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Речь идет в этом вопросе о принципах классификации слов 1-го структурно-семантического типа. В истории науки о языке известны следующие основ­ные подходы к классификации слов 1 типа:

1.Части речи - лексические категории слов - 111. Балли, в русистике Ю.М.Скребнов: «Части речи ~ это инвариант предметно-логического плана». Т.е. существительные - инварианты предметов, глаголы - действий и т.д. Не­возможность осуществления адекватной классификации по этому основанию очевидна, как только мы проанализируем лексическое значение таких сущест­вительных, как бег, краснота, боль и др.

2.Части речи - морфологические классы слов. - А.Б. Шапиро, A.M. Му­хин. До 1935 г. морфологическая классификация частей речи была представле­на в школьных учебниках. Наиболее четко этот принцип классификации пред­ставлен в пособии для преподавателей Петерсона М.Н. (1925).

Слова, имеющие формы словоизменения Не имеющие слово­изменения
  падежные Родовые личные
самостоя­тельные дом, крас­нота, бо­лезнь, пять, я, кто, ты, лето а) добр, ходил, брошен; б) храбрый, бегаю­щий, спящий, пер­вый, этот, который говорю, лежу нынче, нет, да, до­мой поздно, лучше, говоря, говорить, смеркается, ах, увы, кенгуру
несамо­стоя­тельные   Был буду на, с, под, и, но, а, то, вот, есть, не

 

Иллюстративный материал однозначно демонстрирует нежизнеспособ­ность подобной классификации в силу полного пренебрежения к характеру лексического значения слова. В.А. Богородицкий в «Общем курсе русской грамматике» (1935) понимал морфологический принцип несколько шире: «нужно иметь в виду как сторону значения их (частей речи), так и сторону сло­воизменения, а кроме того, необходимо обращать внимание на соподчинение одних частей речи другим».

Попытки морфологической классификации Л.В, Щерба охарактеризовал как «абсолютный тупик, в который заводит классификационная точка зрения».

3.Части речи - грамматические разряды слов (совокупность морфологиче­ских и синтаксических признаков) - А.А. Реформатский «Введение в языкозна­ние», действующие учебники под ред. А.Н. Тихонова и Н.М.Шанского В по­следних как самостоятельные части речи (без оригинальной аргументации) представлены причастия и деепричастия, сделана попытка разграничения меж­дометий и звукоподражательных слов.

4. Части речи - лексико-грамматические разряды слов, которые отличают­ся друг от друга не только рядом грамматических черт (изменяемость и неиз­меняемость, способ изменения, парадигматика, синтаксические способы связи с другими словами и синтаксическая функция), но и лексически.

Этот подход получил широкую известность благодаря трудам больших ученых: Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, J1.A. Булаховского, В.М. Жирмунского, А.И. Смирницкого, А.В. Исаченко и др. Эта точка зрения исходит из того бесспорного факта, что слово - явление чрезвычайно сложное и многогранное, и различными своими сторонами оно прямо связано со всеми ярусами языка, так что полностью про­является только в своих разносторонних связях. Кроме того, такой подход по­зволяет охарактеризовать части речи в неразрывном единстве плана содержа­ния и плана выражения. Слово - носитель лексического, категориального (классификационного), деривационного и грамматических значений. Ни одно из значений не существует в нем изолированно. Читаем у В.В. Виноградова: «В языках такого строя, как русский, нет лексических значений, которые не были бы грамматически оформлены и классифицированы»; «Лексические значения слова подводятся под грамматические категории. Слово представляет собой внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений. Определение лексических значений слова уже включает в себя указания на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения слова то сталкиваются, то сливаются с его лексическими значениями».

Лексическое значение - это индивидуальный признак слова. Выражается основой, иногда флексией (в случае лексикализации). Лексическое значение от­ражает предметы и явления реального мира. В этом смысле лексическим значе­нием обладают все слова. Номинативной же функцией не обладают местоиме­ния, предлоги, союзы и др. Служебные слова напоминают синкретичные мор­фемы, совмещающие в себе лексические и грамматические значения. Сущест­вование синонимов у «маленьких» слов служит доказательством наличия у них собственной лексической семантики - для, ради; когда, едва, разве, ли и т. п.

Классификационное (категориальное) значение - это общее для всех слов той или иной части речи значение. От лексического отличается тем, что не является ин­дивидуальным, а представляет собой обобщенное значение всех слов, входящих в один класс. Вещественное и категориальное значения могут совпадать и не совпа­дать: предмет и предметность, признак и признаковость, действие и процессность.

Деривационное или словообразовательное значение свойственно производ­ным словам и раскрывается мотивационными формулами, типа «тот, кто»; «но­ситель признака»; «признак по действию» и под.

Грамматическое значение - значение самых отвлеченных категорий - рода, числа, падежа, наклонения, времени, лица и под.

«... слово заключает в себе указание на известное содержание, свойствен­ное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматические категории»;«... нет формы, присутствие и функции коей узнавались бы иначе, как по смыслу, т.е. по связи с другими словами и с формами в речи и языке» (А. А. Потебня).

Итак, учет наличия в одной звуковой оболочке всех названных разнород­ных значений позволил выделить самый удобный и адекватный реальной жиз­ни языка принцип многопризнаковой основы классификации частей речих Заключается он в учете суммы нескольких признаков:

-общность категориального значения

-общность парадигматики (наличие одинаковых грамматических катего­рий одинакового характера, одинаковый набор форм словоизменения);

-общность первичных синтаксических функций.

Логично добавить к этому перечню и

-общность словообразовательных типов, различных у каждой части речи.

Кроме этих признаков, В.В. Виноградов выделяет ещё один - различие в спо­собе отражения действительности. Слова разных частей речи по-разному отража­ют одно и то же явление действительности. Ср.: белый снег, белизна снега, белеет снег, бело от снега-как предмет, как признак, как действие и состояние.

Важнейший из названных критериев - синтаксический (В.В. Виноградов называет его первым). Изменение синтаксической функции, закрепление вто­ричной функции в роли главной ведет к переходу слова из одной части речи в другую (напр., в категорию состояния), или в другой структурно- семантический тип (служебные слова, модальные, междометия).

От того, как отражается действительность в слове, зависит характер грамма­тических категорий, свойственных ему. Важно учитывать различия в природе тех соотносительных и соподчиненных категорий, которые связаны с той или иной частью речи. Чтобы слова связывались в тексте, нужны одинаковые или соотно­сительные категории, но проявляются они по-разному. Пример - род, число, па­деж существительных и подчиненные им те же категории прилагательных.

Абсолютизация любого из названных признаков приводит к классифика­ционному тупику.

Система частей речи распадается на две большие серии слов, отличающие­ся друг от друга степенью номинативной самостоятельности, системами грам­матических форм и характером синтаксического употребления (В.В. Виногра­дов). Это, с одной стороны, имена (существительное, прилагательное, числи­тельное, пережитки местоимений) и глагол, с другой - наречие, возникшее на базе слов первой серии. Движение имен в наречие очень активно и в наше вре­мя. Вторичный характер имеет и выделяемая Л.В. Щербой и В.В. Виноградовым новая часть речи - «категория состояния» (см. табл. на с. 41-42, изд. 1972 г.).

Все ли знаменательные слова войдут в эти классы? Л.В. Щерба замечает: «..нечего опасаться, что некоторые слова никуда не подойдут - значит, они действительно не подводятся нами ни под какую категорию».

5. Одна из новейших и наиболее гибких классификаций частей речи, пред­ставленная в структурно-семантическом направлении современной русистики, выделяет части речи на основе совокупности дифференциальных признаков, среди которых наиболее значимы следующие:

-категориальное значение;

-лексическое (если есть, в смысле вещественное);

-частные грамматические значения;

-морфемный состав; членимость;

-валентность;

-синтаксические функции;

-синонимическиеотношения

Полным набором дифференциальных признаков обладают не все разряды слое. Служебные слова имеют категориальное и не имеют лексического значения, место­имения занимают промежуточное положение между знаменательными и служебны­ми. У более «молодых» частей речи существенна синтаксическая функция.

Такой многоаспектный подход к классификации частей речи представлен в работах А. Я. Баудера, В.В. Бабайцевой. Части речи - это структурно-семантические классы слов, обладающие разным набором дифференциальных признаков, домини­рующим среди которых оказывается категориальное значение, свойственное всем без исключения типам слов. Эта классификация позволяет найти место всем сло­вам, в том числе и тем, которые объявляются «вне частей речи» типы слов, такие как коммуникативы, предикативы, релятивы и др. В этой класси­фикации наиболее полное отражение получили явления переходности. Эта класси­фикация очень привлекательна, хотя и наиболее сложная из всех. В ней воплотился, как представляется, один из заветов И.B. Щербы: «К сожалению, жизнь не проста, и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестает учить наблюдать жизнь и её факты, перестает учить вдумываться в ее факты. Важно не то, чтобы дети бойко и без ошибки, по старой или новой системе, классифицировали слова, а важно то, чтобы дети сами подмеча­ли существующие в языке категории, вдумывались в слова, в их смысл и связи».

III. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВ 2-го СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ТИПА

Служебные слова разграничиваются между собой на основе одного при­знака - функционального, то есть на основании той роли, которую они выпол­няют, обслуживая слова 1-го типа. А именно.

Предлог выражает зависимость имени существительного (местоимения) от других слов в пределах словосочетания. Предлог формирует словосочетание, являясь средством управления.

Союз связывает однородные члены, части сложного предложения и пред­ложения в тексте.

Частицы вносят различные оттенки значений в слово, словосочетание, предложение.

Гибридные слова: который, что, сколько, где и др. совмещают в себе при­знаки 1-го и 2-го структурно-семантических типов слов.

IV. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧАСТЬ РЕЧИ» И «СЛОВО»

Соотношение этих понятий очень важно в понимании проблемы классифика­ции двусторонних единиц языка. Н.М. Шанский отмечает, что «различные слова мо­гут быть словами в различной степени», имея в виду противоположность знамена­тельных и служебных слов. Признаки слова по Н.М. Шанскому; фонетическая оформленность (наличие не более одного ударения), семантическая валентность (со­четаемость с другими словами), лексико-грамматическая отнесенность (к той или иной части речи), структурная оформленность (непроницаемость, невозможность вставки другого слова). В число признаков не включено указание на функцию. Без учета этого критерия и предлог, и существительное - слова в одинаковой степени - они фонетически оформлены, не несут двух ударений, имеют значение, принадлежат к определенной группе и структурно непроницаемы. Однако различие типов слов с формальной и функциональной сторон не совпадает. Если в формальном отношении знаменательные и служебные слова сопоставимы и могут считаться словами, то в функциональном отношении между ними нет ничего общего. Служебные слова яв­ляются выразителями грамматических отношений и в этом смысле выполняют слу­жебную, вспомогательную функцию. Этим они сближаются со служебными морфе­мами (приставками, суффиксами, окончаниями), выражая словообразовательные и словоизменительные отношения. Ярче всего этот факт подтверждают формообра­зующие частицы (<самый, всего, более, то, нибудь, либо) и вспомогательный глагол быть, образующие единую грамматическую форму или слово. Что касается различий служебных слов и служебных морфем, то они связаны прежде всего с внешней, формальной стороной. Морфемы занимают строго определенное положение в слове, служебные слова - «подвижные морфемы». Налицо очевидное несоответствие, даже противоречие формально-структурного и функционального аспектов служебного слова. Большинство лингвистов исходит из структурного критерия и на этом основа­нии считают служебные слова словами, хотя с функцией, сходной с функцией мор­фем. Знаменательно, что в лексикологии эти «слова» не изучаются.

В функциональном отношении (для построения связной речи) различия знаменательных и служебных слов имеют первостепенное значение. В.В. Вино­градов неоднократно подчеркивал, что частями речи являются только знамена­тельные слова (1-ый тип), обладающие набором указанных признаков.

В школьных учебниках восприятие слова движется от недифференциро­ванного в начальных классах (наша речь состоит из слов, каждое слово - это часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог - это части речи), где прямолинейно соотнесены понятия слова и части речи, к диф­ференцированному, многоаспектному - в средних классах, где без излишнего усложнения терминологии вводится и выдерживается типология слов: знамена­тельные части речи, служебные части речи, особая часть речи - междометия. Принцип распределения внутри типов - многопризнаковая основа, три основ­ных признака: что обозначает? Как изменяется? Какую синтаксическую роль выполняет? (для знаменательных слов) и функциональный - для служебных.

Для полноты освещения вопроса отметим типы слов, которые часто объяв­ляются «вне частей речи». Естественно, термин «слово» здесь используется также нетерминологично. Это 1) слова да и нет, а также отдельные закончен­ные высказывания типа ага, ладно, точно, конечно, ни в коем случае, ни-ни, ис­ключено, мг (утверд.), мм (отриц.); 2) здравствуй(те), здорово, мое почтение, до свидания, прощай, пока, привет, спасибо, пожалуйста, на здоровье, благо­дарствую, спокойной (доброй) ночи, с добрым утром, приятного аппетита, ни пуха ни пера и под.; 3) Смирно! Вольно! Марш! Кругом! Направо! Огонь! Товсь! Майна! Вира! 4) если не ошибаюсь, по обычаям того времени, иль это только снится мне? По-видимому, собственно говоря, знать, чего доброго, стало быть, во-первых, во-вторых, мало того и др., к сожалению, к счастью.

Новые подходы к классификации частей речи намечены в работах Е.С.Кубряковой, М.В. Панова, М.Ф. Лукина.

 

 

V. ЯВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОСТИ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕ­НИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Сравним примеры: Любоваться ночью и Приехать ночью. Во втором приме­ре главным стала не предметность, а признак действия - время. Однако и пред­метность утратилась не полностью, о чем свидетельствует возможность подста­новки прилагательного - поздней. Таким образом, во втором употреблении со­вмещены дифференциальные признаки разных частей речи ~ существительного и наречия. То же в следующих примерах: Я долго смотрел ему вслед (наречие- предлог); Врачи не разрешали ему курить, он же курил (частица - союз); Погода и вправду испортилась (наречие - модальное слово). То же в союзных словах, при­частиях, перешедших в прилагательное и существительное, наречиях, соединяю­щих однородные члены (затем, потом) и др. Большое количество таких примеров находим в книге В.В. Виноградова, в работах В.В. Бабайцевой.

Постепенно накапливаясь и закрепляясь в употреблении, становясь час­тотными, количественные изменения (употребление в другой роли) переходят в качественные — приобретение признаков другого типа слов.

ПРИЧИНЫ явления переходности:

По мнению А.Я. Баудера, основная причина - экстралингвистическая. Ес­ли бы каждому вновь возникающему понятию, оттенку, признаку надо было найти новое слово, то словарь языка разбух бы неимоверно, утратилась бы коммуникативная сущность языка. «Каждый звуковой комплекс, функциони­рующий в языке как слово, способен служить материальной оболочкой не од­ному, а нескольким понятиям, которые реализуются в языке в форме значений слова», - так формулирует В.И. Дегтярев известный принцип асимметрического дуализма языкового знака. Переосмысление языковых средств в силу разных ассоциативных связей для выражения разнообразных оттенков мысли - вот ос­новной экстралингвистический фактор движения слова из одного разряда в другой. Эта причина действует с самого момента возникновения языка.

Предпосылки этого явления - семантические. Ведь не все слова переходят из одного разряда в другой, а лишь отдельные, предрасположенные к переходу. Эти предпосылки - многозначность, абстрагированность значения, регуляр­ность употребления в новой роли, переходящая в узуальность. Переходят в другие разряды слова, которые в процессе регулярного употребления развива­ют многозначность, сопровождающуюся абстрагированием значения. Далее то, что было окказиональным, становится узуальным, обычным. Привычные нам примеры: столовая, учащиеся, несмотря на.

СЛЕДСТВИЯ Следствием накопления количественных изменений в резуль­тате нового употребления является другой набор дифференциальных признаков или их деформация. Два разных явления возникают как следствие процесса пе­реходности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОМОНИМИЯ Функциональными омонимами становят­ся разные лексемы, имеющие одинаковый графический состав, но различный набор дифференциальных признаков в каждом конкретном употреблении, а именно: неодинаковый морфемный состав, неодинаковые парадигмы, совпа­дающие в начальной форме, разный набор грамматических категорий, разные синтаксические функции, неодинаковую сочетаемость. Таковы печь (глагол и сущ.,) зло (кр. прилаг., сущ., наречие), вокруг (наречие и предлог) и под. Ср.:

Поражение было явно (кр. прилаг.);

Два подхода различаются явно (наречие);

Он явно был балованный слуга ленивого барина (Л.) - мод. сл.

СИНКРЕТИЗМ. В результате синкретического совмещения в одной слово­форме дифференциальных признаков разных разрядов слов возникают гибрид­ные слова. Например: В лесу я остался один (числит, и наречие одновременно). Часто один и тот же звуковой комплекс может быть и омонимом и гибридным словом. Несколько примеров:

Новое платье легко, нарядно (кр. прилаг.);

Он танцует легко (наречие);

Тебе легко поверить (катег. сост.);

Работать с тобой легко - синкретичное слово, обозначающее признак предмета (инфинитив с предметной функцией) и признак действия (работать как?). У слова легко три основных положения и одно промежуточное.

Направление процессов переходности «вправо», от слов знаменательных к служебным, модальным и междометиям. Обратного перехода нет. Употребле­ние служебных слов, междометий в позиции подлежащего или дополнения (Надоело твое НО, Далече грянуло ура) это лишь функциональная подмена без приобретения новых дифференциальных признаков.

Зная фиксированный набор дифференциальных признаков основных час­тей речи и проецируя его на конкретное употребление той или иной словофор­мы, можно с достаточной долей достоверности определять принадлежность её к тому или иному разряду или промежуточное положение (гибридность). Рассу­ждение может быть построено по следующему плану:

-номинативная функция (можно ли задать смысловой вопрос?);

-синтаксическая роль (является ли членом предложения? Или для чего

служит?);

-валентность (вид связи с другими словами или отсутствие такового);

-изменяемость;

-членимость;

-возможность синонимической замены (каким словом или словоформой, статус которых бесспорен, можно заменить данное?);

-вывод.

ОБРАЗЕЦ

1.Держался он просто, был умен, начитан.

2.Она не просто пришла, явно с какой-то целью.

3.Решение задачи просто.

4.Это просто утверждать, да не просто сделать.

5.Вася просто плакал от огорчения.

6.Нет в этом мире мелочей, просто есть люди внимательные и растяпы.

I. - обозначает признак действия (держался как?),

-обстоятельство образа действия,

-примыкает к глаголу,

-не изменяется,

-имеет словообразоват. суффикс -о,

-признак несуществен,

-наречие образа действия.

II. - обозначает признак действия (пришла зачем?)

-обстоятельство цели,

-примыкает к глаголу,

-не изменяется,

-суффикс -о,

-наречие цели.

III. - обозначает признак предмета (решение каково?),

-именная часть сказуемого в двусост. предп.,

-согласуется с подл еж. в роде и числе,

-изменяется по родам и числам,

-вычленяет окончание -о,

-можно заменить полной формой,

-краткое прилагательное.

IV. - обозначает состояние (каково?),

-главный член безличного предл.,

-независимо,

-не изменяется,

-не членится,

-признак несуществен,

-слово категории состояния.

V. - нет номинативной функции и смыслового вопроса, | не член предложения, вносит усилит, оттенок,

-не вступает в связи с др. словами,

-не изменяется,

-не членится,

-даже,

-частица усилительная.

VI. - нет номинативной функции,

- не член предложения, вносит дополнит, оттенок и связывает два про­стых предложения,

-не вступает в связи с др. словами,

-не изменяется,

-не членится, заменяется противит. союзами но, однако,

-частица-союз

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.