В юнгианстве слово "душа" принято употреблять как научный термин, синоним слова "психика". Обычно душой называют психическую структуру личности, когда хотят подчеркнуть ее бесконечное многообразие, изменчивость, неуловимость, предельную субъективность индивидуального опыта мироощущения и понимания основ бытия, Метафизический, иррациональный оттенок этого слова хорошо передает "тонкую материю" души, легкое дыхание явлений душевной жизни. Названия юнговских статей "Душа и миф", "Современный человек в поисках души", "Структура души" точно отражают их сущность. С другой стороны, "психика" более уместна в контексте изложения результатов научного исследования и более привычна отечественному читателю. Ведь понятие души в отечественной традиции так долго пребывало вне рамок научной психологии, что попытки описания и исследования души, ее структуры и проявлений не могут не выглядеть одиозно. Тем не менее, поскольку в аналитической психологии душа (Анима) является одним из основных понятий, а в нынешние времена не усматривают особой крамолы в существовании души и жизни духа, обратимся к исследованию этого явления, дабы понять тонкую связь, существующую между душой и снами. Душа (Soul, Seele) в аналитической психологии не является непостижимой трансцендентальной сущностью, а понимается как определенный, обособленный функциональный комплекс. Душа — важная часть личности, ее основа, имеющая сложную структуру. "Душа представляет собой гораздо более обширную и непонятную область опыта, чем строго ограниченный световой конус сознания" (64, с. 136). Поначалу Юнг выделял в структуре души две основные составляющие — как бы внешнюю душу (Персону), приспособительную систему, обусловленную окружающими обстоятельствами, и внутреннюю душу (Аниму) — автономную творческую сущность. Душа-персона занята главным образом отношениями с внешней реальностью и представляет собой совокупность объектных установок. Хорошо приспособленная персона является гибкой и эффективной, слабая страдает "слепотой" — плохой связью с реальностью, неосмотрительностью, опрометчивостью. Внутренняя душа обращена к бессознательному и, как указывал Юнг, часто полностью противоположна внешней. Отношения между ними дополнительны, "душа обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка" (65, с.512). В ранних работах Юнг описывает душу-аниму как совокупность сознаваемых свойств и качеств, акцентируя их фемининную (у мужчин) или маскулинную (у женщин) природу. По мере развития представлений о душе все больше подчеркивается ее бессознательная, архетипическая природа и компенсаторные функции по отношению к установке сознания. В работе "Душа и земля" внутренняя душа описана как скрытый в глубине фундамент сознательной души, ее корни, опущенные в окружающий мир. Подчеркивается хтоническая (земная) природа бессознательного, его связь с почвой, архаическое происхождение. Здесь впервые Юнг говорит о специфике психических реакций, обусловленных архетипами, указывая на их силу, внезапность, необъяснимость. Сильная эмоциональная вовлеченность, странные поступки, упорство в совершении действий без малейшего желания обнаружить их мотивы — вот признаки вторжения архетипа. Позднее более детальную картину внедрения архетипических образов в индивидуальную и коллективную психику он даст в работах "Вотан" и "Современность и будущее". Структура психики, человеческой души представлена сознанием и бессознательным (индивидуальным и коллективным) Сознание и бессознательное — исходные противоположности душевной жизни, они находятся в компенсаторных отношениях друг с другом. Юнг считал сознание вторичным, менее существенным аспектом психики по сравнению с бессознательным. Хотя психология считает себя наукой о сознании, на самом деле она больше занята изучением продуктов бессознательной психики Бессознательная душа определяет гораздо больше в человеческой жизни, чем принято считать. Сознание подобно тонкой пленке, прикрывающей неведомые глубины бессознательного, малейшее расстройство сознания повергает личность в мрачные бездны древних инстинктов, отдает во власть могущественных архетипических сил. По различным подсчетам, одна пятая, одна треть или даже половина человеческой жизни протекает в бессознательном состоянии Под сознанием в аналитической психологии принято понимать отнесенность психических содержаний к Я (эго), которое ощущает эту отнесенность, сознает ее Сознание — это функция или деятельность, поддерживающая связь между психическими содержаниями и самосознанием личности. Сознание является продуктом восприятия и ориентации во внешнем мире. Обретение сознания есть результат вникания в психический опыт, обдумывания и запоминания его. что позволяет индивиду сочетать его с тем. чему он научился, эмоционально переживать этот опыт и оценивать его значение для своей жизни "В действительности, — говорил Юнг, — наше сознание не создает само себя — оно проистекает из неведомых глубин В детстве оно постепенно пробуждается и затем в течение всей жизни каждое утро выходит из дремотных глубин бессознательного состояния. Подобно младенцу, оно ежедневно рождается из первобытного чрева бессознательного" (57,с.378). Аналитическая психология придает бессознательном большее значение, обоснованно полагая, что сознание есть лишь вторичный психический феномен, сравнительно поздно появившийся в процессе филогенеза человеческого рода. Первоначально существование человека в окружающем мире было полностью бессознательным, и лишь постепенно определенные впечатления, повторявшиеся вновь и вновь, сформировали канву бытия. Наиболее сильные и запоминающиеся сюжеты и мотивы впечатались в самую глубину психической жизни, образовали своеобразный рельеф, озера и русла, по которым потекли впоследствии все другие впечатления. Так возникли бессознательные архетипы, универсальные формообразующие структуры психики, составившие основу дальнейшего развития сознательной картины мира. Бессознательное, по Юнгу — явление психологическое, а не философское или метафизическое. Это "предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы, которые не осознаются т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго" (65, с.503). К идее бессознательного Юнг пришел от практики, работая с невротиками и психотиками, в душе которых обнаруживаются многочисленные и обширные комплексы неосознаваемых содержаний и впечатлений. Психические содержания теряют часть своей энергии и становятся бессознательными в процессе забывания или активного вытеснения. То же самое происходит при раздвоении личности, при разложении целостности сознания вследствие сильного аффекта или в результате нервного шока, или же при шизофрении. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные тягостные впечатления, подпороговые (сублиминальные) восприятия, незначительные умозаключения и т.п. "Все, о чем я знаю, но в данный момент не думаю; все, что хоть однажды я осознавал, но забыл теперь; все, что воспринималось моим органами чувств, но проходило мимо моего сознания, все то, что я невольно, сам того не замечая, чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все, что грядет, что берет начало и форму во мне и способно однажды прорваться в сознание — все это и есть содержание бессознательного" (57, с.371). Единицей индивидуального бессознательного является комплекс — самостоятельная, автономная сущность в личной психике, отколовшееся психическое образование, нагруженное эмоциями. "Ах! Две души в моей живут груди!" — восклицал поэт. На самом деле их бывает много больше, и каждая, раздираемая своими страстями, требует от человека определенных действий и поступков. В силу своей аффективной природы комплексы влияют на поведение, они являются основными "творцами" сновидений. Обнаруживаются комплексы в ассоциациативном эксперименте — специальной методике исследования бессознательного, разработанной Юнгом в начале своей научной карьеры. Комплекс является связующим звеном между личным и коллективным бессознательным, это своего рода индивидуальная проблема человека в связи с архетипом. Юнгианство придает большое значение исследованию комплексов, особенно в практическом лечении больных. Ученица и сподвижница К.Г.Юнга Тони Вульф даже предлагала название "комплексная психология" вместо "аналитическая". Пример юношеского сновидения, обусловленного комплексом: Я сижу с другом у реки, река быстрая, широкая, через нее тянется мост и железная дорога. Мост мощный, стратегического назначения. У меня в руках веревка, я пытаюсь удержать корабль, который сносит к другому берегу. Еле удерживаю его, но чувствую, что сил не хватает. Друг говорит мне: да хватит, брось! Я возражаю и продолжаю его удерживать, но силы кончаются, и я его отпускаю. Тут же сидят молодые люди, с виду бандиты, они смеются и разговаривают между собой. Я расслышал фразу: "В гостинице мест нет, все места заняты". В сновидении мы видим эго, стремящееся "удержать" отщепленную часть личности (корабль), плывущий по течению реки (бессознательное). Сил явно не хватает, сознание, поддерживаемое Персоной (друг), предлагает "бросить", прекратить изматывающее занятие. Мост и железная дорога относятся к сознательной установке — мощной "стратегического назначения". Успешная интеграция комплекса позволила бы обрести средство для взаимодействия с бессознательной психикой (корабль, плывущий по реке). Однако сил у эго сновидца для этого не хватает Возможно, необходимый ресурс имеется у Тени (сильные, жизнерадостные бандиты), однако они сидят в стороне, и сновидец не может вступить с ними в контакт. "Места в гостинице заняты", сознательная установка пока не способна вместить силу и энергию Тени Сон показывает так же, что Персона влияет на принятие решений и препятствует встрече с Тенью — начальному этапу индивидуации Коллективное бессознательное отделено от личного и является абсолютно всеобщим, а потому его содержания могут быть найдены повсюду "Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и никогда таким образом не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию' (67, с. 10). Юнг полагал, что изначальные образы, "предсуществующие формы" бессознательного обусловлены структурами мозга и возникают независимо от исторической и культурной традиции Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами и инстинкта ми. Инстинкты понимаются как побуждения или влечения основными считают инстинкт жизни и инстинкт смерти Понятие архетипа, чрезвычайно важное для толкования сновидений, мы подробно рассмотрим в следующем параграфе Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию является компенсаторным В аналитической психологии понятие компенсации играет чрезвычайно важную роль в функционировании сознания и бессознательного в единой системе психики Их взаимно дополняющие отношения необразованному человеку могут показаться антагонистическими в то время как Юнг считал ИУ функциональным уравновешиванием способом саморегуляции психического аппарата. Мы позволим себе привести довольно большую цитату, ибо в ней содержится ряд ключевых для анализа сновидений положений: "Лишь немногие содержания могут одновременно достигать высшей степени сознательности и лишь ограниченное число содержаний может находиться одновременно в поле сознания. Деятельность сознания есть деятельность селективная, выбирающая. А выбор требует направления. Направление же требует исключения всего иррелевантного (несопринадлежащего). Отсюда в каждом данном случае должна возникать известная односторонность в ориентировании сознания. Содержания, исключенные намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное, но благодаря своей действенной наличности они образуют все же противовес сознательному ориентированию, который усиливается от возрастания сознательной односторонности и, наконец, приводит к заметной напряженности. Эта напряженность обозначает известную задержку (Hemmung) в сознательной деятельности, которую, однако, вначале можно преодолеть повышенным сознательным усилием. Но с течением времени напряженность настолько возрастает, что задержанные бессознательные содержания все же сообщаются сознанию, притом через сновидения и свободно возникающие образы (подчеркнуто нами — прим. авт.). Чем больше односторонность сознательной установки, тем противоположней бывают содержания, возникающие из бессознательного, так что можно говорить о настоящем контрасте между сознанием и бессознательным. В этом случае компенсация принимает форму контрастирующей функции. Это, конечно, крайний случай. Обыкновенно же компенсация через бессознательное бывает не контрастом, а уравновешением или восполнением сознательной ориентировки. Бессознательное выявляет, например, в сновидении все те содержания, подходящие к сознательной ситуации, но задержанные сознательным выбором, познание которых было бы безусловно необходимо сознанию для полного приспособления" (65, с.531-532). Отсюда ясно, какую роль и значение для психического равновесия и душевного здоровья личности могут иметь сновидения. Фактически, сон — это недостающая, жизненно важная для человека информация о его внутреннем мире, предоставляемая тем полнее и быстрее, чем насущнее нуждается в ней сознание. Толкование сновидений является одним из основных аспектов работы с бессознательным в юнгианстве, впервые постулировавшем его позитивный смысл и значение для человека. Психоаналитическая трактовка бессознательного была преимущественно негативной, Ид — темной и мерзко пахнущей клоакой, вместилищем порочных мыслей и извращенных желаний. Именно работы Юнга показали, что для психического, ментального здоровья необходимо согласованное функционирование обеих частей психики, сознания и бессознательного, подобно тому, как для здоровья телесного нужны две здоровые руки, две ноги, два глаза, две почки и т.д. История цивилизации (по крайней мере, европейской) сложилась так, что человек утратил контакт с бессознательным очень давно. Он забыл его язык и разучился слушать его голос. Ситуации, в которых бессознательное выступало на первый план и брало на себя управление жизненным процессом, стали рассматриваться как патологические, опасные или сверхъестественные. Однако, подобно тому, как человек, которому с рождения привязали одну руку за спину и запретили ею пользоваться, внушив, что она есть некий демон, вырастет калекой, так и человек с развитым сознанием, изолированный от бессознательного предрассудками и страхом, обречен на дисгармоническое развитие и душевный разлад. Юнгианский анализ сновидений всегда конкретен и опирается на учет индивидуальных и типологических свойств личности сновидца. Типология личности основывается на учете общего типа сознательной и бессознательной установки (экстравертированного или интровертированного), а также динамического соотношения функций экзо- и эндопсихики. В своей практической работе с нервными и психическими больными Юнг заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических особенностей. Прежде всего выделяются два различных типа, которые он назвал интровертным и экстравертным. "Первый тип установки — в норме — характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в стороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип — в норме — характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором — объект" (56, с. 77-78). Обе эти установки редко наблюдаются в чистом виде, они изменчивы, переходят друг в друга, так что часто определить тип бывает нелегко. Тем не менее для человека с общим типом экстравертированной установки сознания характерна готовность мыслить, чувствовать, действовать так, чтобы это непосредственно соответствовало объективным условиям и их требованиям. Он сосредоточен на внешнем мире и не предвидит возможности натолкнуться внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы. Его моральные нормы и правила соответствуют общепринятым требованиям общества, он прекрасно адаптируется и производит впечатление нормального, хорошо социализированного индивида. Установка бессознательного, успешно восполняющая сознательную экстравертную установку, имеет своего рода интровертный характер. Бессознательное сосредоточивается на субъективном моменте, т.е. на всех потребностях и притязаниях, подавленных или вытесненных благодаря слишком экстравертированной установке сознания. Исходя из свойственной для всей глубинной психологии энергетической метафоры психики, Юнг считает, что бессознательные притязания экстраверта* (Термины "экстраверт" и "интроверт" употребляются всюду в юнговском смысле, существенно отличном от того значения, которое они приобрели в дальнейшем — напр., в работах Г.Ю.Айзенка и т.п.) имеют примитивный и инфантильный эгоцентрический характер. Это связано с общим регрессивным характером вытеснения, в результате которого они сводятся к инстинктам, обладающим мощным энергетическим потенциалом в сочетании с архаическими формами удовлетворения Чем совершеннее сознательная экстравертная установка, тем инфантильнее и архаичнее установка бессознательного "Но если дело доходит до преувеличения сознательной точки зрения, то бессознательное обнаруживается симптоматически, т.е. бессознательный эгоизм, инфантилизм и архаизм теряет свой первоначальный характер компенсации и становится в более или менее явную оппозицию по отношению к сознательной установке" (65, с 413) Это характерная особенность бессознательных тенденций — они приобретают деструктивный характер по мере того, как сознательное непризнание отнимает у них энергию Такая утрата компенсаторной функции происходит в случае, если бессознательные влечения и желания достигают глубины, соответствующей тому культурному уровню, который абсолютно несовместим с нашим. С этого момента они образуют сплоченную силу, во всех отношениях противоположную, а не дополнительную сознательной установке, и существование данной силы ведет к внутриличностным конфликтам, нервным срывам или психическим заболеваниям. Описанные выше процессы в той или иной степени знакомы почти каждому и, безусловно, находят свое отражение в сновидениях. Это относится к снам, в которых происходят события и действуют персонажи, полностью противоположные всему образу жизни сновидца, его поведению, нравственным установкам и ценностям Часто такие сновидения выглядят особенно загадочными, сновидец недоумевает, почему человеку, столь далекому от каких-либо крайностей, снятся такие смущающие ум и со весть картины, В качестве примера приведем сновидение с ярко выраженными элементами антисоциальности, насилия, агрессии, приснившееся вполне миролюбивому и законопослушному юноше Б., скромному и вежливому Я в нашей квартире, курю анашу со своей учительницей (!) В дверь звонят, я иду открывать и вижу в глазок, что пришли два пожилых милиционера, в форме. Я беру палку и открываю дверь, начинаю их сильно бить, наконец, убиваю. Когда все закончилось, то я увидел, что на месте трупов валяются две мертвые, окровавленные собаки. ОНИ разрублены на куски, лежат в луже крови. Картина жуткая, ужасная, я начинаю кричать и просыпаюсь. Здесь эпизод с употреблением наркотиков компенсирует чрезмерную "положительность" сновидца, его стремление всюду и всегда соблюдать социальные нормы и правила. Инстинктивное стремление к спонтанности, острым ощущениям и релаксации сновидение доводит до абсурда. Внешне благовоспитанный юноша употребляет марихуану не с кем-либо, а с учительницей — эталоном социальной желательности, образцом для подражания. Скрытые в глубинах бессознательного стремления Б. к свободе, раскрепощенности, вседозволенности сновидение выражает в гротескной форме (наркомания, убийство). Милиционеры символизирует порядок и закон, опору и устойчивость окружающего мира, а во сне Б. убивает их (с жестокостью), а затем видит на их месте собачьи трупы. От зрелища разрезанных на куски собак веет архаикой жертвоприношения. Закрепощенность социальными стандартами вызывает глубоко деструктивную реакцию, далекую от нормальной компенсации. Вместо информации о том, что сновидец ведет слишком уж правильный образ жизни, не во всем соответствующий его глубинной, бессознательной сущности, сон фактически создает картину чудовищного кошмара, способного лишь испугать (а не скорректировать) гипертрофированную сознательную установку. Этот конфликт выражается заключительным эпизодом — страхом, криком о помощи и пробуждением. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Оно руководствуется преимущественно субъективным фактором восприятия и познания. В нормальном случае интровертная установка сознания следует той, в принципе наследственно данной, психологической структуре, которая является присущей субъекту от рождения. Однако ее не следует отождествлять с эго субъекта — это психологическая структура до всякого развития эго. С другой стороны, преобладание субъективного фактора в сознании означает некоторую недооценку объективного фактора, так что бессознательная установка в качестве компенсации будет у данного типа экстравертивной: "Несмотря на иногда прямо-таки судорожное усилие, направленное на то, чтобы обеспечить за эго преобладание, объект и объективно данное оказывают слишком сильное влияние, которое оказывается тем более непобедимым, что оно овладевает индивидом и вследствие этого навязывается сознанию с непреодолимой силой" (65, с.461). Установка бессознательного у интроверта выглядит как безусловная и не поддающаяся подавлению привязанность к объекту. В крайних случаях она оборачивается рабской зависимостью от него, объект принимает ужасающие размеры, наделяется магической силой и могуществом, вызывает страх и трепет. Сновидения-кошмары, в которых фигурируют громадные, часто одушевленные и наделенные собственной волей предметы, являются следствием такой бессознательной установки. Вот классическое сновидение с гипертрофией объекта: Я (сновидец — 17-летний юноша) нахожусь в своем родном городе. Он выглядит заброшенным, здания разрушаются и пустуют, людей мало. Произошло это из-за того, что в городе появились монстры. Это чудовища, похожие на слонов (у них большие, громадные уши и хобот), но ходят они прямо. Вот что они делают с людьми (я вижу это как бы со стороны, разговаривая со знакомым Вдруг появляется такой монстр, я успеваю спрятаться, а приятель нет, и все это происходит с ним): медленной, плавной походкой монстр подходит к человеку. Его движения как бы даже красивы, они грациозны, нежны, вызывают приятное ощущение. Человек же, которого заметил монстр, цепенеет и не может сдвинуться с места Монстр подходит вплотную и обнимает жертву своими огромными ушами. Когда он их отпускает, человек оказывается без рук. Это в первый раз так, а если попадешься во второй, то монстр хоботом срывает у безрукого голову, кровь течет ручьем и человек гибнет на месте. Я понимаю, что нужно бежать, нахожу видавший виды автомобиль, загружаю в него продовольствие, одеяла — все, что может понадобиться. Нас уже трое — я, мужчина средних лет и 12-летний мальчик. Мужчина садится за руль, мальчик рядом с ним, а я устраиваюсь сзади, чтобы наблюдать за дорогой. Мы едем, но недостаточно быстро, и мне тревожно. Вдалеке я замечаю монстра и начинаю прикидывать — может ли он нас догнать. И тут вдруг вижу большой бронетранспортер — мощный, три пары колес, длинный ствол орудия (как в танке), он движется быстро и начинает преследовать монстра. Монстр бежит и оказывается между нашей машиной и бронетранспортером. Мы вынуждены свернуть на обочину, чтобы этот монстр не раздавил нашу машину. Я вижу, какой он огромный, но бронетранспортер еще больше, и движется быстрее. Думаю: ну, слава Богу, наконец-то что-то придумали против этих чудищ. В данном сновидении объектом является женщина (в широком смысле), женская природа, а главное чувство — страх сновидца перед таинственной силой женщин, их привлекательностью и коварством. Фемининный объект представлен монстром, чудищем, против которого невозможно устоять слабому эго сновидца. Монструозная женственность наделяется выраженной нуминозностью, она одновременно угрожающе-обольстительна, чарующа и смертоносна. В сновидении монстр фактически парализует жертву, поглощает ее и лишает активности (руки), а затем сознания и жизни (отрывает голову). Экспозиция сновидения изображает безмятежную страну детства, подвергнувшуюся нападению существ чуждой (женской) природы. Это соответствует взрослению мальчика, которому нужно научиться строить свои отношения с женщинами. Мальчик и зрелый мужчина — различные возрастные ипостаси сновидца, его представления о себе. Гипертрофированная экстравертивность участвует также в формировании образа бронетранспортера — чудовищной, нечеловеческой машины, от которой ждут спасения. Показательно, что во сне идет борьба, состязание между двумя объектами-монстрами — женским началом и нормальной (а также преувеличенной) адаптацией (чудище-автомобиль - бронетраспортер). Бессознательное подчеркивает бегство от пугающего объекта, в то время как следует развивать стратегию совладания. Этот сон служит необходимой компенсацией сознательной установки сновидца, внешне мягкой и гибкой, но рецептивной по своей природе, в то время как маскулинному стереотипу больше соответствует активная. В структуре психики Юнг выделял два слоя — экзопсихику как систему отношений между содержаниями сознания и внешней реальностью, и эндопсихику, реализующую связь сознания с бессознательным. Это похоже на представления дикарей о внешней и внутренней душе. Но здесь речь идет именно о психике, потому что внутренняя и внешняя душа в аналитической психологии — это душа-анима и душа-персона. К экзопсихическим функциям относятся ощущение, мышление, чувство и интуиция, к эндопсихическим — память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты и вторжения (инвазии). Ощущение позволяет нам заметить, что нечто есть, присутствует, существует. Мышление говорит, что это такое, чувство — как мы его оцениваем, а интуиция догадывается, откуда оно взялось и чем станет в будущем. Ощущение и интуицию Юнг называл иррациональными функциями, потому что они обе имеют дело непосредственно с тем, что происходит, с действительными или потенциальными вещами. Они порождены экзистенциальным фактором, коренятся в бытии и далеки от разумных объяснений. Это не значит, что ощущение и интуиция антиразумны, просто они лежат вне разума, не основываются на нем. Мышление и ЧУВСТВО — рациональные функции, ибо они по природе своей различительны, устанавливают сходство или различие на основе анализа, согласно объективным ценностям. Решающими в них является момент размышления, рефлексии. Эндопсихические функции сознания связывают его с бессознательной областью психики. Первой из них является память, обеспечивающая возвращение того, что ушло из сознания, было вытеснено или подавлено. Способность воспроизводить бессознательные содержания позволяет сознанию взаимодействовать с тем, что в данный момент находится "не в фокусе". Далее идут субъективные компоненты сознательных функций, или индивидуально-специфические особенности восприятия, памяти, мышления и т. д. Они плохо, с трудом осознаются, а две оставшиеся функции — аффекты и вторжения — бессознательны практически полностью. Аффекты (здесь Юнг оговаривает, что речь идет скорее о душевных явлениях, а не о функциях в собственном смысле слова) неподвластны сознательному волевому контролю, попавший под их влияние человек становится одержимым, а в крайних случаях мы имеем дело уже с инвазиями, буквально вторжениями бессознательного в процессы сознания. Здесь проходит зыбкая грань между нормальным и болезненным функционированием психики: "Сами по себе такие процессы не являются патологическими; они принадлежат к нормальной феноменологии человека, однако когда они приобретают привычный и повторяющийся характер, это вполне справедливо называется неврозом" (68,с.21). Юнг указывал, что обычно одна из экзопсихических функций является главной (высшей) или ведущей. Она высокодифференцирована, полностью подвластна сознательному волевому контролю и обеспечивает нормальное приспособление человека к миру Другая пара функций действует согласованно с ведущей и называется вспомогательной, она тоже достаточно уравновешена и сбалансирована. Вторая функция из пары, в которую входит высшая функция, обычно мало дифференцирована, бессознательна и плохо контролируется эго. Ее называют поэтому подчиненной или низшей. Юнг пишет, что "подчиненная функция всегда соответствует архаической части нашей личности; в своей подчиненной функции мы всегда остаемся первобытными людьми. С другой стороны, мы цивилизованы в своей дифференцированной функции. В пределах последней мы обладаем свободой воли, а в рамках подчиненной функции ни о какой свободе не может быть и речи. Это наша открытая рана, или, по крайней мере, открытая дверь, сквозь которую может проникнуть все что угодно" (68, с. 17). Низшая функция, таким образом является дестабилизирующим элементом в психике, постоянным источником душевной тревоги и беспокойства В результате, с учетом специфики соотношения экзопсихических функций, представленной в данной таблице:
ГЛАВНАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ НИЗШАЯ (ВЫСШАЯ)_________________________(ПОДЧИНЕННАЯ) мышление ощущение или интуиция чувство чувство ощущение или интуиция мышление ощущение мышление или чувство интуиция интуиция мышление или чувство ощущение а также типа сознательной установки (экстравертивной или интровертивной) можно получить 16 основных психологических типов. Каждый из них подробно описан Юнгом в фундаментальной монографии "Психологические типы", впервые увидевшей свет в 1921 г. Эта классификация не просто отдает дань стремлению к академической упорядоченности, но является ценным инструментом для диагностики, прогнозов и оценок в области нормы и психопатологии. При анализе сновидений также необходимо знание психологического типа сновидца, иначе многое в содержании сна останется непонятым. Довольно часто сновидение изображает взаимоотношения между функциями экзо- и эндопсихики, стремится привлечь внимание к итогам работы или затруднениям одной из них, обращает внимание на моменты декомпенсации в психической системе. Например: Я иду на железнодорожную станцию и вижу, как мужчина в рабочей одежде ремонтирует тепловоз. Я пытаюсь помочь с ремонтом, но ничего не могу сделать, так как совершенно не разбираюсь в технике. Затем сажусь в тепловоз, еду куда-то с бешенной скоростью. В окно врывается ветер, но он теплый, и я не испытываю страха. По дороге с левой стороны — большой бассейн с темной водой, я хочу пойти туда, в этот бассейн, и страха не испытываю. Затем я вижу трех мужчин, они волокут по земле четвертого и хотят его убить. Мне хочется помочь ему, но я боюсь выпрыгнуть из тепловоза на ходу. Еду дальше, вижу впереди развалины какого-то города, но так до него и не доезжаю. Сон оставляет гнетущее впечатление. Сон приснился после того, как сновидица начала учиться на факультете практической психологии и получила самое общее представление о психотерапии. Она полагает, что сюжет имеет отношение к ее личным проблемам. Она хотела бы получить психотерапевтическую помощь, но в форме содействия личностному росту, а не решения проблем (которых у нее хватает). Мужчина, ремонтирующий тепловоз, — это психотерапевт, который разбирается в сложных вещах, недоступных сновидице. Сама она плохо управляет своей жизнью, хотя ей нравятся некоторые интуитивные догадки (теплый ветер). Первый этап индивидуации — погружение в бессознательное (бассейн с темной водой) — так и не состоялся, сновидица в действительности не хочет работать над собой. Четверо мужчин — это четыре функции, низшая символизируется фигурой, которую хотят убить. Сновидица не может прийти на помощь (осознать), так как боится оставить привычные способы сознательного взаимодействия с реальностью. Развалины могут иметь отношение к Самости (которую нужно долго и терпеливо строить), но сновидица до нее так и не доезжает. Избранный ею способ (быстрая езда, т.е. учеба) не может решить всех проблем личностного роста и развития, и весь сон "оставляет гнетущее впечатление".
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление