КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика профессиональной деятельности госслужащего и ее место в общей модели управленческой деятельности
Профессиональная деятельность руководителей предполагает наличие как общих качеств, присущих эффективному управленцу системы государственной службы, так и специфических личностных и индивидуально-психологических особенностей, обусловленных спецификой сферы профессиональной деятельности. Условием продуктивной профессиональной деятельности руководителя выступает повышение его психологической, организационно-управленческой, коммуникативно-организационной, аутопсихологической и конфликтологической компетентности, включающее овладение системой знаний и умений в области юридической психологии, психологии управления, организационных отношений, личности и социальной психологии, развития навыков управленческих воздействий, психологической экспресс-диагностики и самодиагностики, внутриорганизационного и внутри командного взаимодействия, психологического самоменеджмента. Аутопсихологическая компетентность представляет собой сложноинтегрированное личностное новообразование, включающее уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации и проявляется в процессах самопонимания, самоотношения, самооценивания, самоуважения.Ау-пк- способность чела осуществлять самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокоррекцию, самопомощь, основываясь на псих знаниях, закономерностях и законах. Функции аутопсихологической компетентности: активизация личностного потенциала человека (интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных характеристик, характеристик здоровья личности);продуктивное самосовершенствование (закрепление новых знаний, умений, навыков, высокий субъективный контроль, психологическая готовность на достижение значимых результатов);создание благоприятной ситуации жизнедеятельности путем изменения своего внутреннего состояния и умения перестраиваться в случаи возникновения непредвиденных обстоятельств. Построение модели развития аутопсихологических способностей в рамках профессиональной индивидуальности дает возможность подбирать и разрабатывать психодиагностические методики, позволяющие наилучшим способом осуществлять отбор персонала, представлять всем сотрудникам организации возможность для самореализации, позволяя им «раскрыться» в профессии, повышая тем самым их мотивацию к труду, что повышает эффективность деятельности в целом. Развитие аутопсихологической компетентности:информированность по вопросам совершенствования, самопознания, самооценки, саморегуляции и самоконтроля;развитие аутопсихологических навыков и общей культуры, самообладания;отслеживание самоэффективности в плане регуляции и контроля активности;оптимизация системы саморегуляции, повышение эмоциональной толерантности, снижение конфликтности и агрессивности.
3. Структура психолого-акмеологической службы. Основные этапы ее создания и принципы определения структуры и содержания деятельности применительно к конкретной сфере государственной службы. Психолого-акмеологические службы призваны стать важным связующим звеном между психологической и акмеологической наукой и практикой. Именно они в первую очередь должны продемонстрировать возможности акмеологии в эффективном решении актуальных практических задач. Именно в них должны находить практическое воплощение многиепсихологические и акмеологические идеи. В настоящее время акмеологами разработаны научные и организационные основы создания и функционирования психолого-акмеологических служб различного уровня. Психолого-акмеологическая служба. Однако, прежде чем обратиться к ним, скажем несколько слов об исторических предпосылках их появления. Идея создания психолого-акмеологических служб является развитием концепции «психологических» или «социально-психологических служб», разработанной еще в восьмидесятых годах XX века. В те годы психологическая служба мыслилась и создавалась как организационная система практического использования возможностей психологии для решения актуальных практических задач и прежде всего психологической диагностики, экспертизы, консультации в сфере производства, народного образования, медицины, охраны правопорядка и др. Необходимость масштабного использования психологического знания на практике была обусловлена значительным повышением роли «человеческого фактора» в производстве, управлении, образовании и др., что было вызвано научно-техническим прогрессом. В те годы стало очевидным, что развитие техники, новых информационных технологий, профессиональных взаимодействий между субъектами деятельности предъявляет качественно иные, более высокие требования к интеллектуальной и эмоциональной сферам личности, обусловливает значительные нагрузки на них на пределе психологических возможностей человека. К тому же работа создаваемых служб социального развития организаций должна была опираться на систему комплексного научного знания о человеке. Естественно, стали изменяться требования к профессиональной подготовке специалистов. Качественно новые задачи потребовали использования гуманитарных знаний, среди которых психологические стали занимать ведущее место Психологи стали осуществлять следующее: • помогать работе кадровых подразделений; • разрабатывать планы социального развития; • заниматься вопросами повышения трудовой мотивации; • организовывать работу по оптимизации психологического климата; • обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятельности; • проводить психокоррекцию негативных форм социального поведения и пр. Психологические службы появились во многих организациях и на предприятиях, в ряде отраслей промышленности, родах войск. Они на практике доказали свою высокую эффективность. Однако в процессе «перестройки» и «радикальных экономических реформ» система психологических служб была разрушена. В настоящее время проблема воссоздания таких служб стала вновь актуальной. Прежде всего, это обусловлено социально-психологическими «издержками» реформ, высокой психологической «ценой» переходного периода, жесткими требованиями рыночных отношений к субъектам деятельности. В то же время просто «реанимировать» такие службы было бы неверно, так как коренным образом изменились требования времени и условия их функционирования, отсюда и возникла идея создания именно психолого-акмеологических служб. В первую очередь следует отметить, что психологические службы создавались для иной общественно-экономической формации, поэтому ряд их стратегических задач в настоящее время являются неактуальными или они претерпели значительную трансформацию (к примеру, обеспечение деловой репутации заменено на формирование эффективного имиджа). В то же время немало практических задач, в частности связанных с формированием кадрового потенциала организации, остались по сути прежними. К тому же существенно возросла потребность в профессионалах высокого уровня, что обусловило привлечение научного знания к решению задач прогрессивного личностно-профессионального развития, а это уже знания акмеологические. Появились и новые задачи, требующие привлечения акмеологического знания, — формирование корпоративных отношений, паттерналистского стиля руководства, достижение социального партнерства. Все это привело к необходимости организации психолого-акмеологических служб. В настоящее время психолого-акмеологическая служба — это структурная система, обеспечивающая с помощью психологических и акмеологических средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие кадров, повышение эффективности работы самой организации, ее развитие и повышение конкурентоспособности. Была разработана проектная концепция психолого-акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации. Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двухуровневую организацию: • на федеральном уровне — администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные ведомства; • на региональном уровне — администрации регионов. Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне. Главной целью такой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое находится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедеятельности человека Частными целями являются: • психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы; • психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессиональных взаимодействий и отношений государственных служащих; • психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития государственных служащих; • психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структуру государственной службы. Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе. Исходя из данных целей формулируются и основные задачи психолого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства. Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений иорганизаций. Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб определены и обоснованы следующие основные направления их работы: 1. Информационно-аналитическое направление работы психолого-акмеологических служб связано со следующим: • со сбором и анализом разноуровневой информации о деятельности и взаимодействиях организации, ее кадровом потенциале (в том числе данных инструментальной и неинструментальной психологической диагностики), • осуществлением различного вида экспертных оценок; • проведением мониторинга (кадрового, рейтингового, психологического пространства и пр.); • осуществлением разработки прогнозов и прогнозных сценариев; • выявлением «очагов», провоцирующих напряженность в деятельности и отношениях, снижающих их эффективность. Это ключевое направление, так как получаемая информация используется для работы других направлений психолого-акмеологической службы. 2. Организационно-проектировочное направление призвано обеспечить решение ряда актуальных и специфических задач организации. В рамках данного направления осуществляется: • сопровождение кадровой работы (подбор, расстановка, аттестация персонала, формирование резерва на выдвижение, планирование профессиональной карьеры); • формирование корпоративных отношений; • оптимизация морально-психологического климата; • разработка проектов социального развития, преодоления кризисных явлений, эффективного имиджа организации; • планирование и реализация деятельности по связям с общественностью и средствами массовой информации. 3. Акмеолого-технологическое направление связано со следующей работой: • преодолением психологических затруднений у работников и руководителей организации; • сопровождением их личностно-профессионального роста; • разрешением конфликтов. В рамках данного направления осуществляется психологическое и акмеологическое консультирование, применяются акмеологические технологии для развития профессионализма специалистов и руководителей. Работа по данному направлению является преимущественно индивидуальной. 4. Научно-исследовательское направление призвано осуществлять следующее: • обобщать передовой опыт работы психолого-акмеологических служб и внедрять его в практику; • разрабатывать новые методы, алгоритмы и технологии решения профессиональных задач; • способствовать росту профессионального мастерства специалистов и руководителей самих психолого-акмеологических служб. В последнее время руководители различных учреждений государственной службы все более активно привлекают психологов- акмеологов к решению управленческих проблем.Уже в самом определении - «Психолого-акмеологическая служба» (ПАС) - заложена ее основная цель: психологическое сопровождение деятельности государственной службе на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, персонала.Опосредованной целью ПАС является создание психологически комфортных условий для достижения успеха в профессиональной деятельности, а, следовательно, и вытекающего из этого более широкого социального контекста —преобразованной социокультурной среды жизнедеятельности человека. Целями и задачами ПАС, таким образом, являются: - Оказание психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии государственного служащего; - психологизация и педагогизация среды (внесение в нее человековедческого содержания) как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста; психолого-акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров государственной службы; - выявление психологического содержания деятельности специалистов применительно к конкретной профессиональной области; - изучение условий и факторов среды, влияющих на успешность профессиональной деятельности (рассмотрение среды возможно в широком смысле - как социокультурной среды жизнедеятельности и в узком смысле - применительно к деятельности специалиста); - исследование процесса и результатов успешности профессиональной деятельности государственного служащего (по объективному и субъективному критерию: экспертное оценивание соответствия выполняемых функциональных обязанностей должностным и личностным особенностям специалиста, выявление проблемного психологического поля); определение особенностей личностно-профессионального развития конкретного специалиста, разработка - акмеологического профиля личности; - выявление резервных возможностей (акмеологических резервов) личности в целях активизации личностно- профессионального потенциала; - подбор и применение технологий личностно-профессионального развития; - разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессионального самосовершенствования; - проведение мониторинга личностно-профессионального развития кадров (персонала); - анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к «акме», ступени акме и зоны ближайшего и отдаленного развития личности как субъекта профессиональнойдеятельности.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |