Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Госслужащий как субъект профессиональной деятельности. Базисные компоненты субъектно-профессиональной структуры личности




Общая характеристика классического психоанализа. Психоаналитическая терапия.

 

Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856—1939).

На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами психическими расстройствами людей. Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. Однако ни в физиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, чтоб объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую.

И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления и влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа.

Фрейд утверждает, что бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, Итак, Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание – Я (эго), предсознание - Сверх-Я (суперэго) и бесознателъное – ОНО (ид).

Предсознание состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания, то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).

Сверх-Я – содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, а Эго-идеал формирует из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.

Сверх-Я не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется.

Сублимация — это пре­образование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энер­гия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психичес­кие болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конф­ликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологичес­кой защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого челове­ка, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприят­ных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, пережи­ваний в тех или иных ситуациях из сознания в область бес­сознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окон­чательным, вытесненные мысли не теряют своей активнос­ти в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержа­ния деятельности и здоровья человека, в результате вытес нение часто является источником телесных заболеваний пси­хогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энер­гия подавленных желаний присутствует в теле человека, не­зависимо от его сознания, находит свое болезненное теле­сное выражение. Результатом подавления является демон­стративное безразличие к данной сфере реальности. Выде­ляют полное подавление — когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они,были в его жизни, но они косвенно вли­яют на его здоровье и поведение. Вытеснение — это частич­ное подавление, человек «сдерживает» переживания, стара­ется о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожидан­ных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо со­бытия как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противо­речий в своих суждениях;

3) рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, по­строение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют ис­тинной причине совершенного поступка, а истинная причи­на может человеком не осознаваться;

4) инверсия или противодействие — подмена действия, мыс­ли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диамет­рально противоположные поведение, мысли, чувства (напри­мер, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разоз­лить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5) проекция — бессознательная попытка избавиться от навяз­чивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписы­вание другому человеку своих собственных качеств, мыс­лей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это мо­жет значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проек­ция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь дру­гому своих негативных личностных характеристик;

6) замещение — проявление эмоционального импульса пере­адресовывается от более угрожающего объекта или личнос­ти к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестрен­ку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собач­ка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от ос­тальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия — возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мыш­ления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не разви­вается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жиз­ни, например в раннее детство, и регрессия приводит к поте­ре памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), про­тиводействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Бессознательное (ОНО) регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).

Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.

В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа снови­дений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.

Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.

Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга (1875—1961) и Альфреда Адлера (1870—1937).

Нововведением К. Юнга было понятие о «коллективном бессознательном».

К. Юнг, один из учеников 3. Фрейда, создал свой вариант психо­анализа — аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновиде­ний, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуаль­ном жизненном опыте субъекта — они существуют уже при рождении в виде архитипов, которые унаследованы от предков. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО-Я; 2) индивидуальное бессознательное – ОНО; 3) «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или архитипов.

Архитипы, с одной стороны, обуславливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой – обуславливают коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая «дух эпохи». Количество архитипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое место в системе Юнга уделяется персоне, аниме, анимусу, тени и самости.

Как понимал Юнг структуру созна­ния и структуру бессознательного в психике человека:

1. Сознание -Восприятие,Эмоции,Мышление,Интуиция,Воля,Влечения,Сновидения

2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Ø Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания

Ø Содержания, которые потеряли интенсивность и забы­ты

Ø Врожденные биологические инстинкты и побуждения

Ø Вытесненные из сознания, подавленные желания, мыс­ли, переживания, образующие «бессознательные комп­лексы»

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Архетипы обусловливают:

Ø Предрасположенность к поведению определенного типа

Ø Коллективные идеи человечества в определенную эпоху, «дух эпохи»

Ø Влияют на внешний физический мир, природу, космос.

 

Заслуга Юнга заключается в том, что он показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом.

 

А. Адлер вошел в историю психологии, заявив о «комплексе неполноценности», который является движущей силой личности, но одновременно, источником невроза.

 

Л.И. Катаева Госслужащий как субъект профессиональной деятельности

Социально-правовой статус госслужащего определен Федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и обусловливается особенностями самой государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

"Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации" (ст. 3, п.1 Закона).

"Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим федеральным законом государственными служащими Российской Федерации" (ст. 3, п.2 Закона).

"На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом" (ст.4, п.З Закона).

Профессиональная деятельность государственного служащего основана на принципах государственной службы, предполагающих:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина и неукоснительное соблюдение и защиту его государственным служащим;

- единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

- разделение законодательной, исполнительной неудобной власти;

- равный доступ граждан к госслужбе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

Обязательность для государтвенных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- единство основных требований, предъявляемых к госслужбе;

- профессионализм и компетентность госслужащих;

- гласность в осуществлении госслужбы;

- ответственность госслужащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах (см.ст.5 Закона).

Основы правового положения государственного служащего закреплены статьями 9-20 федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Определяемые Законом правовые основы государственной службы и профессиональной деятельности госслужащего предполагают рассмотрение его как субъекта профессиональной деятельности особого смысла и звучания.

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЬЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДСТРУКТУР ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩЕГО

Мотивационно-смысловая подструктура обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта, функционирующей на основе пристрастного отношения личности к самой деятельности.

Смыслообразующие любую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность госслужащего, мотивы могут быть объединены в следующие группы:

- социальные;

- материальные;

- собственно- профессиональные;

- самосовершенствования, самосозидания;

- самозащиты, самосохранения.

Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с имманентно присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда.

К числу социальных могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка: потребность в общественном признании, причастность к решению государственно важных задач, реализация своих идей на общегосударственном уровне. Перечисленные мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.

Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности.

Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату (А.К.Маркова). Смыслообразующая значимость такой группы основана на закономерностях связи интереса к деятельности с развитием профессиональной компетентности, креативности, достижением успеха в реализации поставленных целей.

Группа мотивов самосовершенствования, самосозидания базируется на потребности человека в постоянном личностно-профессиональном росте и связанной с этим осознанием необходимостью соответствовать определенному профессиональному эталону.

Группа мотивов самозащиты, самосохранения как и группа материальных мотивов имеет выраженную витальную направленность, существующую в тесной связи с социальной обусловленностью.

Важными характеристиками эмоциональности личности как субъекта профессиональной деятельности являются:

- осознанность (гипертрофированная, в норме, низкая);

- знак (положительный или отрицательный);

- модальность (адекватная или неадекватная);

- устойчивость (высокая, в норме, низкая);

- направленность (созидающая или разрушающая). Перечисленные характеристики эмоциональности как содержательного компонента эмоционально-чувственной подструктуры позволяют понять место и значение последней в профессиональной деятельности госслужащего.

Социально-перцептивная подструктура связана с особенностями перцептивных процессов личности в сфере профессиональной деятельности. По отношению к госслужащему следует говорить о социальной перцепции как отражении личностью социальных объектов.

Показателями развития социально-перцептивной подструктуры личности госслужащего являются:

- направленность восприятия на социальный объект;

- целостность отражения социального объекта;

- восприятие социального объекта в динамике;

- акцентуация восприятия не на порождении образа, а на его смысловой и оценочной интерпретации;

- установление зависимостей при восприятии социального объекта между его особенностями и значимостью для профессиональной деятельности;

- осознание степени влияния социального объекта на цель, ход и результат деятельности, а также на сам субъект деятельности;

- оценка социального объекта в аспекте значимых (для общества и государства) параметров.

Характеристика когнитивной субьектно-профессиональной подструктуры госслужащего выражается в следующих показателях:

- установка на познание социальных объектов в проблемном контексте;

- устремленность познания на целостное восприятие социальных объектов;

- направленность на достижение полноты и глубины информации об объекте (явлении, процессе);

- ориентация на всесторонность анализа, выстраивание системного знания об объекте.

Организационно-коммуникативная подструктура характеризуется способностями личности как субъекта профессиональной деятельности к установлению социального взаимодействия между участниками деятельности на основе сознательно ориентированных на успешный результат такой деятельности инициатив.

Развитие организационно-коммуникативной подструктуры выражается в следующих показателях:

- владение навыками делового общения (умение выслушивать, понимать, убеждать, доказывать, разъяснять, полемизировать, отдавать команды и распоряжения и т.п.);

- речевая культура (четкость, ясность, грамотность языка);

- способность к распределению ролей, функций, обязанностей к установлению целесообразных отношений между участниками деятельности;

- способность к разумному контролю за действиями участников в ходе выполнения полученных им функций и корректировка отношений в ходе деятельности;

- умение при необходимости делегировать полномочия;

- умение провести коллективный анализ хода и результатов деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.