Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №12 3 страница




3) отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. В случае прекращения служебного контракта, если нарушение правил заключения служебного контракта допущено не по вине гражданского служащего, представитель нанимателя выплачивает гражданскому служащему месячное денежное содержание.

Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

1. Служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации.

2. Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

2. Государственное управление социальной и культурной сферами.

Государственное управление социальной и культурной сферами


Так как Российское государство является со­циально направленным государством, то госу­дарственное управление охватывает, кроме многих других сфер, еще и социальную и куль­турную сферы. Социальная и культурная сферы (чаще всего эти две сферы объединяют в одну социально-культурную сферу) включают в себя несколько направлений, по которым государство ведет целенаправленную работу по обеспече­нию и улучшению условий жизнедеятельности населения. Каждое направление в социально-культурной сфере подведомственно конкретным государственным структурам и министерствам, которые в свою очередь организовывают и конт­ролируют работу в своей сфере. Государст­венное управление в социально-куль­турной сфере утверждено на следующих уровнях:

1) в сфере образования общее руководство осу­ществляется Правительством РФ и правитель­ствами в субъектах РФ, администрациями субъектов РФ. Непосредственное управление образованием возложено на министерства общего и профессионального образования, на комитеты при министерствах, на департамен­ты и управления разного уровня в субъектах РФ. К управлению привлекаются депутаты местного самоуправления;

2) управление сферой здравоохранения возложено в общем формате на Президен­та РФ и Правительство РФ, а непосредственное управление — на соответствующее министерство. Система управления в этой сфере представляет собой совокупность ми­нистерств, департаментов и отделов муници­пальной системы всех субъектов РФ. К ве­домственной системе здравоохранения относятся медицинские военные службы, ко­митеты или службы по санитарно-эпидемио­логическому контролю при Министерстве РФ и департаментах в субъектах РФ;

3) общее управление наукой осуществляется Правительством РФ, непосредственно от­ветственность несут соответствующее министерство и Российская академия наук, Управление фундаментальной науки и отрас­левые комитеты в субъектах РФ;

4)государственное управление культурой в об­щем плане подведомственно Правительст­ву РФ и правительствам субъектов РФ. Непо­средственно развитием культуры управляет Министерство культуры РФ. В субъектах РФ развитием социально-культурной сферы управ­ляют комитеты и службы по отраслям (по печа­ти, по телевидению, радиовещанию и т.д.);

5)сфера социальной защиты граждан нахо­дится в общем подчинении у Правительства РФ и Президента РФ под непосредственным ру­ководством Федеральной службы миграции и Министерства труда и социального разви­тия РФ. Именно в социальной сфере защиты граждан возрастает роль непосредственно­го участия депутатов органов местного само­управления, органов опеки и попечительства и др.

 


Сущность и основные направления государственнойсоциальной политики


Социальная политика государства — это меры, направленные на социальное развитие государства, рост доходов, потребления и бла­госостояния населения, повышение качества и уровня жизни населения, социальной защиты и социальной поддержки граждан РФ.


Важнейшими сферами, в которых государст­во проводит социальную политику, выступают сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, социального обеспече­ния, социальной защиты.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4)обеспечение политики социального страхования, установление
минимальной заработной платы для работающих;

5)развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном
за счет государства;

6)проведение активной политики, направленной на обеспечение
квалификации.

Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

Цели социальной политики:

•Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны.

•Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижение определенного уровня равновесия в обществе.

•Повышение благосостояния и культуры.

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Необходимо выделять следующие формы реализации социальной политики:

1) коллективные—назначение стипендий, пенсий;

2) индивидуальные — назначение льгот мате­рям-одиночкам.

Методы социальной политики государ­ства — это способы, используемые уполномо­ченными органами государственной и муници­пальной власти РФ для реализации направлений социальной политики государства.

Методы социальной политики:

1) экономические — понижение цен, тарифов, налогов;

2) административно-распорядительные — уста­новление квот и выдача лицензий, запрет на продажу;

3) правовые — правила регистрации юридиче­ских и физических лиц, действующих в области социального обслуживания, законы о пенсиях и труде.


Социальная политика строится исходя из следующих принципов:

1) социальной справедливости;

2) равенства в получении необходимых со­циальных благ и услуг.

Социальная сфера в РФ представлена здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, культурой, спортом, социально-производственной инфраструктурой жизнеобес­печения населения.

1)Выделяют следующие услуги:

2) социально-культурные услуги (просвещение, образование);

3) социально-бытовые услуги (торговля, быто­вое обслуживание, ЖКХ).

Главная задача социальной политики — повышение уровня и качества жизни населения. Направления социальной политики:

1) регулирование доходов населения;

2) помощь социально-уязвимым категориям населения;

3) обеспечение занятости населения;

4) улучшение демографической ситуации в стране. Социальная защита населения — это одна из основных функций государства, которая долж­на осуществляться при любых условиях.

Возможности социальной защиты могут различаться в зависимости от:

1) характера общественно-политического строя;

2) социально-экономической и политической ситуации в РФ.

Система социальной защиты — это такие механизмы и способы, с помощью которых осу­ществляется перераспределение доходов от экономически активных слоев населения в поль­зу больных, пожилых, нетрудоспособных, мало­обеспеченных граждан.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики. Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения.

Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной задачей социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между

доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика.

Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с
финансовыми возможностями государства, его бюджетом:

2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства;

3) при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).

Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния, а обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, так как высокий уровень занятости обеспечивает, и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу на данный момент.

Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая.

Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы.

Циклическая безработица - безработица, порождаемая недостаточным объемом совокупных расходов, спадом экономического производства. Кроме того, выделяют также застойную, скрытую, технологическую безработицу. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы; рекомендует проводить на предприятиях разделение рабочих мест" между сотрудниками (для увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.


Важное значение приобретает государственное содействие найму: создаются биржи труда, занимающиеся изучением рынка труда, учетом и трудоустройством безработных, содействием желающим поменять работу, тестированием желающих получить работу, профессиональной ориентацией молодежи. Кроме того, государство реализует программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Для лиц, направленных государственными службами занятости, это является бесплатным.

Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При законодательном определении размеров пособий по безработице возникают серьезные проблемы, а каком уровне установить пособие, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жестокой экономической нужды, на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле. Существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране


 

Государственные социальные программы

Государственные социальные програм­мы создаются на всех уровнях власти и во всех сферах, направлены на ускорение решения проб­лем социальной направленности, удовлетворе­ние потребностей населения государства и укрепления позиций на определенном со­циальном уровне. Государственные социальные программы формируются на федеральном уровне, региональном уровне, муниципальном уровне. Низшие по уровню государственные органы предлагают свои государственные со­циальные программы на рассмотрение и одоб­рение органам власти, стоящим выше по уровню власти. К государственным социальным прог­раммам предъявляются определенные требо­вания, которые разрабатываются с учетом субъектов Федерации или других принципов.

Общие требования к государственным социальным программам:

1) постановка проблемы и последовательное решение этой проблемы;

2) основные задачи, цели, последовательность реализации и сроки, необходимые для реали­зации программы;

3) источники и объемы затрат на реализацию государственной программы;

4) непосредственный механизм реализации, конкретная система и органы непосред­ственного контроля;

5) социально-экономическая эффективность государственной программы;

6) подробный перечень мероприятий и сроки выполнения каждого мероприятия;

7) данные о государственном заказчике и раз­работчиках.

Федеральные государственные прог­раммы формируются для решения феде­ральных задач:

1) охрана семьи, материнства и детства;

2) развитие молодежной политики;

3) развитие производства и промышленности;

4) развитие и укрепление международных отно­шений;

5) обеспечение развития культурной и просве­тительной деятельности;

6) развитие материально-технического обеспе­чения системы образования регионов;

7) другие государственные целевые федераль­ные программы.

Региональные государственные прог­раммы формируются с целью решения ре­гиональных задач:

1) строительство жилья, развитие коммуналь­но-жилищного обслуживания населения об­ласти, региона;

2) социальное развитие села;

3) развитие образования на селе;

4) развитие здравоохранения в области;

5) развитие социальной защиты населения об­ласти, меры социальной поддержки населения;

6) целевая программа развития инвестицион­ного фонда государственной собственности региона;

7) другие региональные государственные прог­раммы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.