Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №17. 1. Государственные гарантии на гражданской службе




1. Государственные гарантии на гражданской службе. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина.

Основные государственные гарантии гражданских служащих

 

1. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

2. В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

3. Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

 

Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих

 

Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы;

4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

5) иные государственные гарантии.

 

Стаж гражданской службы

 

1. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения:

1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;

2) государственных должностей;

3) должностей муниципальной службы;

4) выборных должностей в органах местного самоуправления;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

2. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.

3. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

 

Поощрения и награждения за гражданскую службу

 

1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

2. Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящего раздела принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1 - 3 части 1 настоящего раздела, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

4. При поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящего раздела выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

5. Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящего раздела оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 ‒ нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

6. Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации.

Служебная дисциплина на гражданской службе

 

1. Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

2. Представитель нанимателя в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

3. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

4. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

 

Дисциплинарные взыскания

 

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 раздела о расторжении служебного контракта по инициативе нанимателя.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

 

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

 

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Служебная проверка

 

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

2. Местное самоуправление: сущность, содержание, организационные особенности.

Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами

Местное самоуправление является систе­мой органов власти, которые наделены пол­номочиями, ответственностью с целью реше­ния проблем местного уровня с учетом всей специфики данной местности. Например, учи­тываются территориальное расположение на­селенного пункта, его финансовое состояние, материальное обеспечение, численность само­го населения и другие факторы, влияющие на выбор и метод выражения голоса народа.

Орга­ны местного самоуправления формируются в пределах законодательной власти государ­ства, обладают правом формирования соб­ственного местного бюджета для реализации своих функций и контроля общественных процес­сов.

В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Местное самоуправление как субъект РФ обладает правом управления общественными процессами на местном уровне. Изучение роли и места в системе органов государ­ственной власти местного самоуправле­ния можно проводить с помощью разных подходов:

1) органы самоуправления являются основным первостепенным звеном, связующим насе­ление государства с высшими уровнями го­сударственной власти;

2) с помощью местного самоуправления реали­зуются прямые права населения на самостоя­тельное управление местными делами на местах;

3) население в лице органов местного самоуправ­ления берет на себя в полном объеме ответствен­ность за принятые ими решения в соответствии с местными традициями, историческими устоя­ми конкретного населенного пункта.

Как самостоятельный субъект местное самоуправление состоит из совокупности инсти­тутов прямого управления и организационных форм, с помощью которых население может реализовывать свои права.

Граждане имеют полное право на осно­вании Конституции РФ осуществлять само­управление в своих населенных пунктах следующими методами:

1) путем общего схода граждан или организа­цией общих собраний населения, референ­думов или прямых выборов, при этом исполь­зуя право голоса;

2) путем избрания из общего числа населения в выборные органы местного самоуправления (домовые комитеты, советы микрорайонов).

Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами формируется на основании следующих принципов:

1) право самостоятельного принятия решений в пределах полномочий местных органов власти;

2) разграничение полномочий местных органов самоуправления в системе государственно­го управления;

3) допустимость использования разных форм и методов выражения права голоса в процес­се местного самоуправления;

4) соответствие полномочий органов местного самоуправления и существующей ресурсной базы.

Изучая внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении:

направление обращений граждан в органы местного самоуправления;

реализация нормотворческой инициативы;

участие в местных выборах (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права);

участие в местном референдуме, опросе, плебисците;

деятельность в представительных органах местного самоуправления;

участие в публичных слушаниях, открытых сессиях представительного органа местного самоуправления;

осуществление муниципальной службы;


организация или участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетирование;

участие в органах территориального общественного самоуправления; участие в собраниях, сходах, граждан.

Собрания (сходы) созываются представительными органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости. В их компетенции относятся: избрание органов территориального общественного самоуправления населения (ТОС) и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов ТОС по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении, решения других вопросов, относящихся к компетенции органов ТОС, затрагивающих интересы населения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов ТОС правомочны, если в них принимает не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции граждан - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории. В общем собрании (сходе), конференции принимают участие граждане, достигшие 16 лет.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на общие собрания (сходы) граждан могут быть возложены функции представительного органа местного самоуправления. Таким образом, можно выделить несколько разновидностей собраний (сходов) граждан:

собрания (сходы) граждан, наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;

собрания (сходы) граждан, проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;

собрания (сходы) граждан, проводимые на части территории муниципального образования; в этом случае они могут рассматриваться как элемент системы ТОС.

Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение и право на нормотворческую инициативу, которое надо понимать как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Основные принципы местного самоуправления в России

Местное самоуправление в России — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения через органы местного самоуправления.

Основными законами, регламентирую­щими принципы местного самоуправле­ния, являются:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) Закон РФ от 06.07.1991 г. № 1550-1 «0 мест­ном самоуправлении в Российской Федера­ции»;

4) иные федеральные законы и нормативно-правовые акты непосредственно субъектов РФ.
Существуют следующие основные принципы местного самоуправления, которые вытекают из положений Конституции РФ:

1) местное самоуправление может осуществ­ляться гражданами или выборными органами;

2) границы территорий муниципальных образо­ваний изменяются по согласованию с насе­лением данного образования;

3) местное самоуправление является самостоя­тельным в пределах принимаемых решений;

4) население определяет структуру избираемых им органов власти местного самоуправления;

5) население владеет, пользуется, распоря­жается собственностью муниципального обра­зования в соответствии с законодательством (средствами местного бюджета, имуществом органов местного самоуправления, муници­пальными землями и природными ресурсами, муниципальным жилищным фондом и др.).

Сущность и содержание муниципального управления

Местное самоуправление — это организация власт­вующих сил на малой территории, которая пред­полагает решение возникших вопросов на месте. Различают следующие территориальные формирования:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

В полномочия местных органов самоуправле­ния входит право регулирования подведом­ственных вопросов и управление в интересах населения.

Муниципальное управление выпол­няет ряд установленных функций и имеет перед собой задачи. К функциям муни­ципального управления относят:

1) учет прошлого и настоящего опыта для проек­тирования будущего с учетом положительно­го изменения в развитии событий;

2) составление плана, в котором будет учиты­ваться направление развития, постановка це­лей, точная формулировка задач, отбор ка­чественных и больших по объему показателей, собственно организация поля деятельности;

3) организация исполнения установленных задач;

4) направления работы субъектов при помощи распорядительства, которое воспроизводит деятельность непосредственного решения аппаратного управления;

5) осуществление регулирования распоряди­тельной деятельности при помощи законода­тельства;

6) осуществление контроля в реализации постав­ленных задач с целью избегания несанкцио­нированных действий или их предотвращения;

7) учет ресурсов;

8) финансирование.

Задачи — это список мероприятий, которые должны осуществиться в процессе реализации запланированных целей.

Принципы муниципального управления:

1) разработка программ развития в условиях рыночной экономики, расчет и прогнозиро­вание использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных);

2) объективность во всех управленческих процес­сах при учете фактического состояния со­циальной сферы, влияния демографического фактора на развитие субъекта, эффективно­сти управления;

3) деление полномочий всех должностных лиц в соответствии с их профессиональным уров­нем подготовки и опытом работы;

4) использование информации в муниципаль­ном управлении: сбор, обработка и распре­деление по сферам управления в соответ­ствии с целями и задачами;

5) рациональность и ответственность муници­пального управления и другие принципы.

Цели и задачи муниципального управления зависимы исключительно от интересов местного населения.


Полномочия органов местного самоуправ­ления:

1) формирование, утверждение и исполнение бюд­жета муниципального образования в соответ­ствии с действующим законодательством РФ;

2) владение, использование и управление му­ниципальной собственностью;

3) установление штрафов и организация сбора налогов на территории, подведомственной органам местного самоуправления (земель­ного налога, налога на рекламу и др.);

4) иные вопросы местного значения;

5) решение некоторых вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

6)Реализация соответствующих функций в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Гарантии местного самоуправления:

1) компенсация дополнительных расходов, по­несенных органами местного самоуправле­ния при реализации своих полномочий на тер­ритории муниципального образования;

2) право на защиту судебными органами.

В ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» дано определение финансово-экономи­ческой основы местного самоуправления. Ее составляющими являются:

1) муниципальная собственность;

2) другая собственность, предназначенная удовлетворять потребности населения;

3) имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное муниципаль­ным органам власти на праве оперативного управления.

Органы местного самоуправления несут от­ветственность за действия, противоречащие законодательству РФ.

Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.


Основные принципы местного самоуправления в России

Местное самоуправление в России — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения через органы местного самоуправления.

Основными законами, регламентирую­щими принципы местного самоуправле­ния, являются:

4) Конституция РФ;

5) Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03 июня 2006 г.);

6) Закон РФ от 06.07.1991 г. № 1550-1 «0 мест­ном самоуправлении в Российской Федера­ции» (с изм. и доп. от 17 апреля 2006 г.);

4) иные федеральные законы и нормативно-правовые акты непосредственно субъектов РФ.
Существуют следующие основные принципы местного самоуправления, которые вытекают из положений Конституции РФ:

6) местное самоуправление может осуществ­ляться гражданами или выборными органами;

7) границы территорий муниципальных образо­ваний изменяются по согласованию с насе­лением данного образования;

8) местное самоуправление является самостоя­тельным в пределах принимаемых решений;

9) население определяет структуру избираемых им органов власти местного самоуправления;

10) население владеет, пользуется, распоря­жается собственностью муниципального обра­зования в соответствии с законодательством (средствами местного бюджета, имуществом органов местного самоуправления, муници­пальными землями и природными ресурсами, муниципальным жилищным фондом и др.).

Полномочия органов местного самоуправ­ления:

7) формирование, утверждение и исполнение бюд­жета муниципального образования в соответ­ствии с действующим законодательством РФ;

8) владение, использование и управление му­ниципальной собственностью;

9) установление штрафов и организация сбора налогов на территории, подведомственной органам местного самоуправления (земель­ного налога, налога на рекламу и др.);

10) иные вопросы местного значения.

Гарантии местного самоуправления:

3) компенсация дополнительных расходов, по­несенных органами местного самоуправле­ния при реализации своих полномочий на тер­ритории муниципального образования;

4) право на защиту судебными органами.

В ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» дано определение финансово-экономи­ческой основы местного самоуправления. Ее составляющими являются:

4) муниципальная собственность;

5) другая собственность, предназначенная удовлетворять потребности населения;

6) имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное муниципаль­ным органам власти на праве оперативного управления.

Органы местного самоуправления несут от­ветственность за действия, противоречащие законодательству РФ.

 

Формирование и развитие местного самоуправления в России

Понятие местного самоуправления как непосредственной власти народа официально вошло в нашу жизнь в начале 1990 гг. До того времени термин «местное самоуправление» от­сутствовал даже в законодательстве государ­ства. Официально институт самоуправления был признан 9.04.1990 г. Законом СССР «Об об­щих началах местного самоуправления и мест­ного хозяйства в СССР».

Данный закон четко определил роль, место и полномочия органов местной народной власти. Правовая основа на уровне государства была за­ложена в Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., в которой говорится об организации народной власти местного уровня. Законность института власти самоуправления закреплено и в ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации». На основе этих и других законодательных документов пол­номочия субъектов РФ значительно расшири­лись.

Субъекты Федерации с данного момента мог­ли не только выполнять спущенные сверху ди­рективы, но и самостоятельно корректировать действующее законодательство в соответствии со своим реальным положением, ресурсами и другими факторами.

Весь процесс формирования деятельности местных органов самоуправления проводился в соответствии с международными актами, на­пример Европейской хартией местного само­управления, которая осуществляет свою дея­тельность в пределах Совета Европы.

Россия входит в Совет Европы с 1996 г., сле­довательно, обязана соблюдать и подчинять свои интересы Уставу Совета Европы. Именно международный документ «Европейская хартия», который был подписан 28.02.1998 г. и вступил в законную силу 01.09.1998 г., регламентирует все важнейшие принципы, гарантии, ответ­ственность, права и полномочия органов мест­ного самоуправления.

На данном этапе в РФ одним из главных прио­ритетных направлений развития местного са­моуправления считается ориентирование на формирование бюджетной системы доходов, которые могли бы обеспечивать органы мест­ного самоуправления возможностью реализовывать свои прямые функции и полномочия. Распространено мнение о том, что системе ме­стного налогообложения необходимо ориенти­роваться на поимущественные и подоходные виды налогов в местный бюджет.

В процессе развития системы местного са­моуправления в РФ следует выделить несколь­ко приоритетных задач. К приоритетным за­дачам относятся разделение и распределение полномочий между государством и новообра­зованными органами местного самоуправле­ния в субъектах РФ. Основная проблема возни­кает в процессе реализации управленческих полномочий по вертикали власти.

Сравнительный анализ местного самоуправления в России иза рубежом

Со времен поднятия «железного занавеса» Россия стала открытым государством, следо­вательно, многие процессы, происходящие в РФ, должны быть открытыми и соответствовать общепринятым стандартам мира. Самоуправ­ление для России пока мало изученный процесс, однако он равномерно внедряется во все субъекты РФ. В мировой практике принцип са­моуправления известен со времен его возник­новения и ранних стадий развития в Древнем Ри­ме. В процессе развития общества, усложнения процессов, протекающих в обществе, самоуп­равление становится более сложным методом управления. В процессе эволюции органы само­управления отчуждались от государства и при­обретали самостоятельный институциональный статус. В зависимости от государственного строя процесс развития самоуправления в разных го­сударствах происходит по-разному. В ряде ев­ропейских стран, а также США и Японии муници­пальные реформы проводились в XIX в. Они основывались на средневековом буржуазном муниципализме. В начале XX в. стали появлять­ся разные модели органов (общин) самоуправ­ления, многие из них существуют и сейчас.

Процесс появления и становления мест­ной власти в РФ несколько отличался от аналогичного процесса, протекавшего за рубежом:

1) советская модель на данное время сохра­нилась в КНР и на Кубе. Главными отличительными чертами советской модели яв­ляются:

а) создание правовой основы (конституции и актов) для осуществления местного самоуправления только центральными органами законодательной власти;

б) жесткий принцип централизованного управления государством;

в) принцип патернализма;

г) полное отсутствие муниципальной собственности, бюджета;

д) деятельность местных органов власти в общей системе органов власти;

2) англосаксонская модель зародилась в Ве­ликобритании, Австралии, Канаде и других странах. В этих странах местная власть осу­ществлялась в строгих рамках отведенных им полномочий под управлением представите­ля правительства;

3) французская модель в данное время су­ществует в Латинской Америке, Африке, стра­нах Ближнего Востока. Данная модель пред­ставляет собой классическую пирамидальную модель подчинения нижних уровней власти высшим уровням;

4) модель США регулируется Конституцией США, уровень самостоятельности местных органов власти высокий. Высшие органы власти формируют местные органы и наделяют их полномочиями.

5) японская модель самоуправления отличается наличием двухуровневой системы (префектуры и поселения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.997 сек.